Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Невербальное общение — коммуникация в современном
обществе и в образовательном процессе

Чулпанов Фаниль Альмухаметович
В современной школе общение педагога и обучающегося происходит общение через вербальную и невербальную коммуникацию. Давайте сначала разберем что они означают? Вербальная коммуникация – взаимодействие, построенное на лексически выделенных единицах (словах): устное (речевое) и письменное (текстовое). Мы же остановимся на невербальное общение. Невербальное общение – это общение без слов, но с помощью языка тела, то есть - это передача таких сообщений или сигналов через невербальную платформу, как зрительный контакт, выражение лица, жесты, поза и расстояние между двумя людьми. Изучение невербальной коммуникации началось в 1872 году с публикации книги Чарльза Дарвина «Выражение эмоций в человеке и животных ». Первым же основателем понятия кинезика, означающая «выражение лица, жесты, позу и походку, а также видимые движения рук и тела» стал Рэй Л. Бердвистелл. Рассмотрим средства невербального общения, которые реализуются в жизни. К ним относятся:
1. Экспрессивно-выразительные движения – поза тела, походка, жесты, мимика. Жесты и позы рассказывают о чувствах и установках людей. Важны их манера сидеть, стоять, расположение рук. Например, позитивное расположение распознаётся, когда собеседник сидит с немного наклонённым вперёд телом и рука немного касается щеки. Критичность выражается характерным жестом: одна у подбородка, указательный палец вытянут вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть первой. Превосходство выражается сидячим положением, одна нога положена на другую, руки закинуты за голову, глаза чуть закрыты. Важное значение имеет и мимика. Она может рассказать о мыслях человека, о его чувствах. Гнев выражают широко открытые глаза, при этом взгляд «прищурен», зубы сжаты, а углы губ опущены. Поднятые брови и приоткрытый рот означают, что человек удивлён. Сведённые брови, растянутые губы с отведёнными вниз уголками говорят, что собеседник напуган. Спокойный взгляд с приподнятыми уголками губ – собеседник счастлив. Опущенные губы и «угасший» взгляд свидетельствуют о печали. Внеречевое общение становится необходимым тогда, когда речевое взаимопонимание невозможно. Так например, если собеседники разговаривают на разных языках или кто-то из них глухонемой. Для таких целей разработаны различные языки жестов. Что же касается обычных ситуаций, то важность внеречевой «части» разговора показал австрийский писатель Алан Пиз; он утверждает, что только семь процентов информации мы получаем из речевого компонента общения, а остальное мы воспринимаем через невербальные сигналы.
2. Визуально-контактный взгляд – направление взгляда, его длительность, частота зрительного контакта. Орган зрения — один из главных органов чувств, он играет значительную роль в процессе восприятия окружающей среды. С помощью зрения мы стремимся получить максимум информации о предмете, который нам интересен. С помощью визуального контакта можно определить приятен нам собеседник или нет. Так например долгий зрительный контакт означает восхищение собеседником, если взгляд при этом спокойный. Если же человек отводит глаза в сторону и всячески избегает зрительного контакта, то это говорит о том, что собеседник ему неприятен.
3. Пространственные движения – дистанция, ориентация в помещении, размещение за столом. Расстояние при разговоре также зависит от пола, возраста, особенностей личности человека. Так, маленьким детям наиболее комфортно общаться на близком расстоянии, а подростки предпочитают отстраняться. Женщина предпочитает более близкую дистанцию, независимо от пола её собеседника. Уверенные в себе люди не обращают особого внимания на расстояния, а тревожные люди стремятся быть подальше от собеседников. Властные люди склонны сокращать расстояние при разговоре/
4. Тактильные движения – рукопожатие, похлопывания, прикосновения. Рукопожатия различаются по способу их совершения, силе и длительности. Крепкое, энергичное потряхивание руки собеседника говорит об искренности партнера и его желании продолжить беседу. Но если вам протягивают «неживую руку»? то с вами не хотят общаться. Рука собеседника, направленная ладонью вниз при пожатии, говорит о желании превосходить над другим человеком. Если наоборот, то есть ладонь руки направлена вверх – ее обладатель бессознательно признает себя подчиненным собеседнику. В жизни встречаются нередко моменты, когда при встрече один приятель, дуг похлопывает по спине или плечу другому. Эти движения как бы демонстрируют мужскую силу и готовность его обладателя прийти на помощь. Но это не всегда так, например, если человек ел и подавился чем нибудь, то ему хлопают по спине, что бы оказать помощь.  Рассматривая различные ситуации мы видим, что конкретное значение жеста зависит от сложившихся обстоятельств. Не стоит забывать о прикосновении, которое нередко встречается в мире невербального общения. В общеобразовательном учреждении оно помогает остановить ученика нарушающего нормы поведения в школе.  На уроке отвлекшегося ученика направить на учебный процесс, 
 "Складывая" содержимое в тексте мы при ходим к тому, что педагогу необходимо обращать внимание на жесты. Вербальное общение с помощью жестов получает серьезное эмоциональное подкрепление. Точность движений и жеста в системе педагогического общения очень необходима, тем более, если они выступают как семантические движения, заменяющие слова, например, «стой» «иди», «да», «нет». Иногда эти движения взаимодействуют со словами, иногда полностью заменяют. Движения педагога должны быть хорошо предсказуемыми. Это повышает чувство безопасности детей. Многие дети пугаются неожиданных движений. Особенно это актуально во время инцидентов и кризисов. И мы приходим к тому, что с учетом быстро развивающегося общества учитель должен идти в ногу с новым поколением, а для этого нужно совершенствоваться и работать над собой, чтоб быть востребованным в бурно развивающемся обществе.
Ф. Чулпанов

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»