Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Деловой этикет современного педагога

 
Смирнова Анна Валерьевна,
 учитель английского языка
 первой квалификационной категории
 ГБОУ СОШ №180
 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ПЛАН-ОГЛАВЛЕНИЕ
                                                                                                                  Стр.
Введение _____________________________________________________3-4
2. Вопрос 1 Этикет как историческое и социальное явление.______________________________________________5-7
3. Вопрос 2 Этикет в современном обществе. Виды этикета.______________________________________________7-14
4. Вопрос 3 Динамика отношений «педагог-ребенок» в историческом
 аспекте._____________________________________________15-19
5. Вопрос 4 Особенности роли учителя в современом
обществе____________________________________________19-22
6. Вопрос 5 Требования, предъявляемые ФГОС к подготовке и профессиональным качествам педагогических кадров.______________________________________________22-26
7. Вопрос 6 Основные принципы и правила делового этикета работников школы.______________________________________________26-32
8.Заключение________________________________________33
Глоссарий__________________________________________34-35
Использованные источники____________________________________________36

                                           ВВЕДЕНИЕ
       
    «Чему учат в школе?» - задает вопрос известная с детства песенка. И, наверное, только очень наивный человек скажет, что школа дает ребенку знания – и только. На самом деле, прожив (именно прожив, а не просто проучившись) в школе девять или одиннадцать лет, ребенок приобретает гораздо больше, чем знания. Именно за эти, такие важные для становления личности, годы у ребенка развивается мышление и память, формируется характер, определяется мировоззрение. Также он получает бесценный опыт жизни в социуме. И ошибки, совершенные им в стенах школы, позволят в будущем избежать более серьезных ошибок в дальнейшей жизни. Ведь недаром Федеральный государственный образовательный стандарт «ориентирован на становление личностных характеристик выпускника»[1]. Школа – это уникальный практикум, протяженностью в одиннадцать лет, в результате которого шестилетний малыш становится личностью, взрослым человеком, готовым принять на себя ответственность за свою судьбу.
      И, естественно, общаясь с учителями, одноклассниками, работниками школы, ребенок усваивает нормы общественного поведения, способы реагирования на ту или иную ситуацию, ритуалы, используемые в его социальном окружении. Поэтому так важно, чтобы атмосфера в школе была доброжелательной и позитивной, чтобы взрослые в глазах учеников выглядели достойно, каждым словом и поступком показывая, как должен вести себя нравственный и, по-настоящему, культурный человек. Именно поэтому так важны нормы этикета, которые человечество создавало веками, которые и предназначены для того, чтобы сделать общение людей разумным и приятным.
В этом небольшом исследовании я собираюсь поразмышлять об этикете, как об историческом и социальном явлении, проследить, как нормы поведения зародились в человеческом обществе и, постепенно развиваясь, образовали стройную систему различных видов этикета, опираться на которую мы можем в наши дни. Хочется также выяснить, какие именно виды этикета важнее всего для работника школы. Так, например, правила столового этикета в школе почти не имеют применения. А вот деловой и речевой этикет для каждого учителя жизненно необходим и является неотъемлемой частью его педагогической компетенции.
Кроме исследования вопроса о нормах этикета, необходимо также выяснить, как изменилась роль учителя в современном обществе, проследить динамику отношений «педагог-ребенок», которые, естественно, не могли не претерпеть значительных изменений с течением времени и в наши дни сильно отличаются от стереотипов, сложившихся в прошлом. Мы знаем, что Федеральный  государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к подготовке педагогических кадров, поэтому тема «Деловой этикет современного педагога» представляется мне интересной и своевременной, позволяющей ответить на важные вопросы, стоящие перед современным учителем.
 
                    Этикет как историческое и социальное явление.
   
     Итак, что же такое этикет?
Этикет – это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества. «Словарь по этике» определяет это понятие так: «Этикет (фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)» [Словарь по этике 1981: 412]. Исходя из этого определения, этикет можно рассматривать как социальное понятие, т.е. говорить об этикете как исторически сложившейся системе правил социального поведения, принятых в традиционных для данного этноса ситуациях общения. Соблюдать определённый порядок поведения, придерживаться существующей системы разрешений и запретов – это значит принимать сложившуюся систему ценностей и тем самым признавать себя членом этого общества.
    Поведенческая культура охватывает поведение в аспекте многовекового общественного развития и включает в себя совокупность всех поведенческих явлений, выработанных человечеством. Начало формирования поведенческой культуры относится ко времени появления человеческого общества, о чем имеется немало сведений. Известно, что нарушение заведенного поведенческого порядка в первобытные времена строго каралось, вплоть до исключения нарушителя из рода и племени. С появлением государства возникло требование неукоснительного соблюдения принятого порядка при дворе монарха, при выполнении посольской миссии. Формировались поведенческие правила, соответствующие условиям жизни той или иной социальной группы: священнослужителей, дворян, купцов, ремесленников, студентов. Поведенческие правила первоначально передавались устно и в практическом соблюдении обрядов и традиций, а затем и в специальных изданиях. Уже в середине III-го тысячелетия до н. э. в Древнем Египте была составлена «Инструкция по поведению». С усложнением социальной структуры общества усложнялась и поведенческая система, формировались поведенческие правила, соответствующие условиям жизни той или иной социальной группы: дворян, служителей церкви, купцов, ремесленников, студентов.
     Первыми компонентами поведенческой культуры стали обычаи, традиции, нравы, порядки, привычки. Постепенно формировались этические и эстетические поведенческие нормы. Во времена средневековья человек рассматривался как создание божье, но создание ничтожное, полностью зависимое от божественной воли и обязанное, отказавшись от радостей жизни, молиться и прославлять создателя. В эпоху Возрождения сформировалось, прежде всего, в Италии, новое отношение к человеку как великому творению бога, давшего человеку способности и таланты, силу и ловкость, ум и стремление к познанию. Тот, кто, неустанно развивал в себе эти качества, становился достоин уважения. И в западноевропейском обществе возникла потребность в проявлении уважения посредством поведения. На основе опыта, уже накопленного поведенческой культурой, создавались поведенческие правила, суть которых заключалась в создании условий для приятного общения, в демонстрации желания и потребности нравиться окружающим людям, в демонстрации уважения к окружающим людям.
    В XVII веке во Франции такой поведенческий порядок стал называться «этикетом» (etiquette). В европейских странах складывался этикет, имевший, с одной стороны, общеевропейские черты, но с другой — черты, берущие начало в народных обычаях и традициях. В России этикет формируется в XVIII веке на основе сочетания русских обычаев и традиций с правилами европейского этикета. Он был распространен среди столичного дворянства и характеризовался как порядок поведения, построенный на основе благопристойности, учтивости и приятности обхождения. Появление в России нового поведенческого явления привело к развитию двух направлений в поведенческой культуре: первое — народное, социальную базу которого составляли широкие слои населения, соблюдавшие народные обычаи и традиции; второе — этикетное, присущее столичному дворянству. Социальная база этикетного направления постоянно расширялась: к концу XVIII века за счет провинциального дворянства, в XIX веке — за счет разночинцев, мещан, буржуазии. С расширением социальной базы все большее внимание уделялось внешней стороне поведения, формально-организационной, оторванной от нравственных основ. Тем не менее, в этикетном направлении всегда существовал эталон поведения, характеризуемый сочетанием красивых манер и внешности с внутренним высоконравственным содержанием.
     Итак, этикет — это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, характеризуемых уважением к окружающим людям и стремлением доставлять им удовольствие своим обхождением, манерами вербального и реального поведения, внешним обликом. У нас есть все основания для утверждения, что этикет, будучи компонентом поведенческой культуры, вобрал в себя все предыдущие поведенческие явления, созданные человечеством, и добавил к ним стремление нравиться окружающим людям и быть приятным для общества.
                            
                       Этикет в современном обществе. Виды этикета.
            Как мы выяснили, этикет – это система правил поведения в общественных местах при контактах с другими людьми. На этикет огромное влияние оказывают идеологические и социально-экономические факторы. Современный этикет определяет нормы поведения в различных обстоятельствах: на улице, на работе, в гостях, на официальных приемах.
К общепринятым принципам культуры поведения относят: приоритет старшего и женщины, принцип гигиены и эстетический принцип.
     Этикет как условный ритуал представляет собой общепринятую систему определённых правил учтивости, которые регламентируют особенности взаимоотношений между представителями различных слоёв населения и социальных групп в соответствии с их общественным статусом. Различают несколько видов этикета. Назовём некоторые из них:
– дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных приёмах, во время визитов и переговоров;
– придворный этикет – строго регламентируемый порядок общения и поведения, установленный при дворах монархов;
 – воинский этикет – свод общепринятых в армии правил и норм поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.
    Различают также деловой этикет, представляющий собой свод правил, соблюдение которых необходимо для успешной работы, и этикет повседневного общения, регламентирующий поведение человека в бытовых ситуациях, в общественных местах, на улице, в гостях и т.д.
    Понимание этикета не ограничивается лишь описанием установившихся в обществе правил, регулирующих наше поведение в соответствии с социальными требованиями. Важную роль в этикете играет и наша речь. Под речевым этикетом понимается система устойчивых формул общения, используемых для установления контакта собеседников, поддержания общения соответственно их социальным ролям в официальной и неофициальной обстановке. О речевом этикете говорят в широком и узком смысле [Лингвистический энциклопедический словарь 1990: 413].
     Речевой этикет в широком смысле связан с социальным понятием этикета. Он определяет выбор формы общения в зависимости от социального статуса коммуникантов, места общения (например, обращение на «ты» или на «вы», по имени-отчеству или просто по имени, или по имени в уменьшительной форме). Какое средство наиболее уместно именно в данной ситуации зависит от того, кто говорит и с кем говорит, в какой обстановке происходит общение. Дома в неформальной обстановке мама может сказать сыну: «Вить, а Вить, дай-ка мне этот журнал». На работе же более уместным будет обращение на «вы» и по имени-отчеству: «Виктор Петрович, вы не дадите мне этот журнал?» Этикет регулирует выбор наиболее подходящего средства.
    Речевой этикет в узком смысле составляет микросистему стереотипных вербальных единиц, используемых для проявления доброжелательного отношения к собеседнику в различных ситуациях общения. Эти ситуации типичны, так как они повторяются практически ежедневно. Мы знакомимся с людьми, стараемся привлечь их внимание, здороваемся, прощаемся, извиняемся, благодарим, поздравляем, обращаемся с просьбой и так далее. И всякий раз мы употребляем уже готовые, отложившиеся в нашем языковом сознании устойчивые выражения, определённые формулы общения. Здороваясь, мы говорим: «Здравствуй», «Здравствуйте», «Добрый день», «Доброе утро», «Добрый вечер», «Привет», «Здорoво», «Приветствую вас». Прощаясь, говорим: «До свидания», «Всего доброго», «Всего хорошего», «До завтра», «Пока», «Позвольте откланяться» и т.д. Выбор конкретной формы зависит от того, в какой обстановке (официальной или неофициальной) происходит общение, а также от социального статуса, возраста собеседников и т.п.
     При изучении этикета важное место отводится невербальным средствам коммуникации. Этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы, которые он принимает, его жесты, мимика, взгляд. По выражению «вопрошающих» глаз мы догадываемся, что нас о чём-то хотят спросить или попросить, и, в свою очередь, замедляем шаг, на лице появляется выражение внимания. Тем самым мы даём понять, что готовы выслушать вопрос или просьбу.
   Далеко не всякий жест является коммуникативно значимым. Можно почесать себе руку или затылок, потому что просто чешется. Первый жест будет только физиологическим. А вот второй может быть и чисто физиологическим движением, и коммуникативно значимым жестом, говорящим о том, что человек озадачен, растерян, не знает, что сказать в данную минуту, как поступить.
    Один и тот же жест в зависимости от ситуации общения можно трактовать по-разному. Кивок головой, например, означает приветствие, прощание, согласие, внимание, с которым мы слушаем собеседника. В некоторых ситуациях жесты, как и речевые стереотипы, образуют синонимические ряды. Прощаясь, мужчины приподнимают головной убор, обмениваются рукопожатиями, женщины могут ограничиться кивком головы, лёгким поклоном, с близкими друзьями или родственниками можно обняться и поцеловаться. Выбор конкретного жеста, как и речевого стереотипа, зависит от ситуации общения и от адресата.
     Между речевыми стереотипами и невербальными средствами иногда наблюдается тесная связь. Человек, который, прощаясь, говорит: «Разрешите откланяться!» или «Позвольте попрощаться!», наверняка слегка поклонится и приподнимет шляпу, поцелует даме руку. Ну а тот, кто громко скажет «Ну, бывай!», скорее всего, протянет для пожатия руку или похлопает вас по плечу. Такая связь вполне естественна, ведь и речевые стереотипы, и невербальные средства общения употребляются в одной этикетной ситуации, они несут одинаковую информацию об отношениях собеседников, о социальном распределении ролей в процессе общения и т.п. Поэтому в определённой этикетной ситуации речевые стереотипы могут не только сопровождаться невербальными средствами, но и заменяться ими.
    Важную роль в установлении контакта играет зона общения – расстояние между собеседниками в процессе общения. У каждого народа есть своё чётко обозначенное пространство, в пределах которого осуществляется процесс общения. Положение собеседников относительно друг друга, дистанция общения – эти вопросы, которые изучает проксемика, чрезвычайно актуальны при обсуждении этикетных моментов. В сфере личного пространства выделяют четыре зоны. Интимная зона находится в пределах полуметра, проникать в неё могут только самые близкие люди. Личная зона, в пределах которой происходит деловое общение с коллегами, знакомыми, достигает метра. Социальная зона (до 3 метров) – это расстояние, на котором держатся незнакомые люди. Публичная зона (от 3 метров) – это то расстояние, которое устанавливают, общаясь с группой.
    Принятые в обществе правила поведения, речевые и невербальные стереотипы общения отражают неповторимость обычаев, образа жизни, условий быта народа. Именно поэтому этикет является важнейшей составляющей частью национальной культуры.
Поскольку темой данного исследования является все же деловой этикет работников школы, необходимо указать на особенности этого вида этикета.
    Профессор Э.А. Уткин[2] выделяет основные требования делового этикета:
1.  Вежливость и корректность.
2.  Тактичность и деликатность.
3.  Скромность.
4.  Пунктуальность и обязательность.
Грубое несоблюдение любого из этих требований обязательно приводит к серьезным проблемам в деловых отношениях.
    Принципы делового этикета имеют свои особенности. Выделяют пять основных принципов делового этикета:
1. Принцип разумного эгоизма – выполняя свои рабочие функции, не мешай другим выполнять свои.
2. Принцип позитивности – если нечего сказать приятного или положительного, лучше молчать. А вот другие проявления этого принципа:
-  не сплетничайте и не передавайте слухи. Вы думаете, что Вы запускаете копье, на самом же деле Вы запускаете бумеранг;
-  не допускайте обсуждения физических достоинств или недостатков кого бы то ни было, а также дискриминации по полу или расовой принадлежности. Помните: то, что Петр говорит о Павле, больше говорит о Петре, чем о Павле;
-  если Ваше остроумие унижает других – воздержитесь от такого остроумия.
3. Принцип предсказуемости поведения в различных рабочих ситуациях.
4. На работе нет мужчин и женщин, есть только статусные различия.
5. Принцип уместности: определенные правила в определенное время, в определенном месте, с определенными людьми.
     Культура поведения педагога несет в себе двойную нагрузку. Во-первых, она характеризует педагога как личность, соответствующую общественному развитию, во-вторых, она выступает профессиональным качеством, оказывающим воспитывающее воздействие: только обладая культурой поведения, педагог может качественно формировать ее у тех, кто находится в зоне его педагогической деятельности. Такое опосредованное воздействие педагога на общество представляется нам достаточно значимым. В рамках огромной социальной группы — воспитателей, учителей, преподавателей учебных заведений — также вырабатываются правила поведения, объединенные в педагогический этикет.
Этикет тесно связан и с поведенческой культурой, и с культурой поведения. Он — компонент поведенческой культуры, но компонент наиболее высокий, вобравший в себя черты других ее компонентов. Наличие этикета в обществе служит показателем культуры общества, демонстрацией тех или иных нравственных и эстетических принципов. Несомненно также, что он продукт цивилизации. Немецкий исследователь цивилизации Н. Элиас отмечал: «Личность формируется в процессе социального взаимодействия людей, но, вместе с тем, она «активно влияет на этот процесс, меняя границы между «я», «мы», «они»».  Личности этикет необходим: владение этикетом свидетельствует о наличии у человека высокого уровня культуры поведения.
      Отсюда следует, что современному педагогу необходимо владение этикетом. Не бездумное его соблюдение просто потому, что так принято или выгодно; не отрицание этикета под предлогом, что это только техника, тогда как важны нравственные нормы и принципы. Необходимо знание сущности и содержания этикета, осознание его целесообразности и разумности.
   Значительная роль этикета в жизни современного общества, а также в педагогической деятельности, объясняется рядом выполняемых им функций: регулятивной, опознавательной, идентификационной, коммуникативной, этической, эстетической, воспитательной. Эти функции могут быть использованы и субъектом педагогической деятельности. Этикет служит регулятором поведения, и, следовательно, педагог может выбрать наиболее успешную линию поведения, а также ориентироваться на возможные варианты поведения детей и взрослых людей. Нередко соблюдение или отрицание учениками  правил этикета дает преподавателю дополнительные сведения об участниках педагогического процесса, например, о принадлежности к той или иной социальной группе и национальности, представление о семье и семейном воспитании ребенка, уровне его образованности, настроя на общество и общественную жизнь. Соблюдение этикета учеником и преподавателем способствует установлению доброжелательных, нередко и доверительных, отношений между ними, что создает благоприятные условия для успешного воспитательного воздействия, для укрепления у учащихся нравственного потенциала и эстетического восприятия жизни, людей, природы. Наконец, соблюдение этикета способствует совершенствованию личности, взявшей на вооружение правила, в которых проявляется уважение к людям и потребность самому быть приятным участником общения, как делового, так и личного.
Учитывая функции этикета, педагог имеет возможность разумно строить свое поведение, что способствует повышению качества его деятельности, развитию доброжелательных отношений с коллегами, росту его авторитета.
    Современное педагогическое учебное заведение, будь то детский сад, школа, колледж или университет, представляет собой открытую образовательно-воспитательную систему, доступную различным по многим показателям людям (по национальности, социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню и так далее). Правила этикета учитывают все эти различия, потому их соблюдение успешно сказывается на воспитательно-образовательном процессе. Зная этикет, педагог определит наиболее разумную линию поведения в той или иной группе детей и взрослых людей.
     Этикет базируется на морально-нравственной и формально-организационной основах. Прежде всего, он несет в себе нравственную нагрузку, укрепляя моральное состояние общества, являясь практическим отражением в поведении личности норм морали. Можно сказать, что этикет дает педагогу технику поведения, позволяющую ему демонстрировать нравственное отношение к окружающим людям.
 
       
          Динамика отношений «педагог-ребенок» в историческом аспекте.
     Профессия педагога - одна из древнейших и почетных в истории человечества. Однако определить точные сроки ее  появления не представляется возможным. В течение большого исторического отрезка времени воспитание осуществлялось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поколения с младшими. По предположениям ученых воспитание как объективный процесс начало складываться в период перехода первобытного человека от животнообразных форм деятельности к собственно трудовой, орудийной. В обществе стала формироваться объективная потребность в воспитании: появилась необходимость в передаче детям опыта орудийно-трудовой деятельности с тем, чтобы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой - подготовить их к будущей самостоятельной жизни. Первоначально эта потребность удовлетворялась в совместной деятельности взрослых и детей. Но воспитательные отношения между взрослыми и детьми не ограничивались сферой труда. Взрослые направляли и поведение детей, приучая соблюдать сложившиеся в общине правила, требования, запреты. Это знаменовало зарождение собственно форм воспитания. С упорядочением брачных отношений, появлением парного брака зарождаются домашне-семейные формы воспитания, где функцию воспитания выполняют родители, родственники.
    Усложнение хозяйственной деятельности, социальных связей повлекло за собой изменения в воспитании детей и подростков. Возникает первая в истории человечества форма воспитания и обучения - инициация. Инициация - это совершение ритуальных обрядов посвящения юношей и девушек в класс взрослых. Перед инициацией мальчиков и девочек собирали (раздельно) в специальные дома или лагеря молодежи, где шла поэтапная подготовка. Эти дома и лагеря можно считать прообразом школы. Тогда же в общине выделились лица, посвятившие свою жизнь обучению и воспитанию молодежи. Конечно, это еще не учителя в полном смысле слова, но они, несомненно, являлись историческими предшественниками педагогов-профессионалов.
    Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В состоятельных семьях раб следил за ребенком, и его поведением, охранял от разного рода опасностей. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого (paidagogos) означает «детоводитель». Позднее педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и преподавателей, учителей. В современном понимании учитель - это профессия, содержанием которой являются обучение и воспитание.
    Воспитатель дошкольного учреждения - одна из массовых современных педагогических профессий. Она возникла в XVII-XVIII вв., когда появились первые дошкольные учреждения. В Европе, в том числе и в России, такие учреждения первоначально предназначались для детей-сирот. Позже были учреждены благотворительные заведения в помощь семьям неимущих слоев общества («Убежища» во Франции, «Школы защиты детей» в Германии, ясли-приюты в России). Затем возникли частные платные детские учреждения, куда приходили играть и заниматься дети состоятельных родителей. Лица, которые осуществляли присмотр за детьми, проводили с ними игры, занятия, т.е. выполняли воспитательную работу, в разных странах именовались по-своему: нянями, руководительницами, учителями, наставницами, воспитателями.
Попытаемся свести вышеизложенное к небольшой таблице, систематизирующей подход к образованию и воспитанию на различных этапах истории.
Этапы Условная хронология Субъекты педагогической
деятельности
Содержание и направление педагогической
деятельности
Допрофессиональный Эпоха первобытности
 
 
 
Возникновение религии
 
 
 
 
 
Разделение труда.
 
 
Упорядочение брачно-семейных отношений
Все члены рода, племени
 
 
 
Знахари, шаманы, заклинатели, старейшины рода
 
 
 
 
Опытные, лучшие в своем деле члены рода.
Часть воспитательных функций взяли на себя родители ребенка
Обучение и воспитание осуществлялось в виде коллективной помощи старших младшим, совместной деятельности взрослых и детей.
Воспитание в целях сохранения обычаев рода, ритуалов, религиозных культов. Первая форма воспитания и обучения – инициация – ритуальное посвящение юношей и девушек в класс взрослых.
 
 
Передача знаний в отдельных областях трудовой деятельности.
Условно-профессиональный Эпоха рабовладения
 
 
 
 
 
Средневековье
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
XII – XIII век
XVI век.

 
Педагог – раб, сопровождающий ребенка в школу.
 
 
 
Сословная группа людей владеющая письмом, умеющая обучать.
 
 
 
 
 
Священники, монахи, имеющие склонность к педагогической деятельности.
 
 
 
 
Известные ученые
Иезуиты

 
Появилась письменность, очень сложное и трудоемкое дело. Ему необходимо было посвятить много времени. Появляются люди, владеющие письмом и умеющие ему обучать.
Обучение становится самостоятельным видом деятельности. Роль учителя повышается, хотя он не имеет спец. образования.
 
 
Педагогическая деятельность находилась в полной зависимости от религиозной идеологии. Общий уровень образования резко снизился.
 
 
Создавались университеты.
Осуществлялась простейшая  подготовка учителей.

 
 Собственно профессиональный
 
 
 

 
Эпоха индустриального общества. Специалисты, имеющие профессионально – педагогическую подготовку и специализирующиеся в различных направлениях профессиональной деятельности. Педагогическая профессия становится массовой, цели и содержание профессионально педагогической деятельности обусловлены интересами, целями и ценностями правящего класса (капитализму или социализму)
Современный Эпоха постиндустриального
общества

 
Педагоги, учителя, имеющие разный уровень профессионально – педагогического образования, осуществляющие деятельность в различных образовательных учреждениях. Содержание профессии педагога – это создание условий для разностороннего развития личности, формирование общей культуры, адаптации к жизни в обществе, осознанном выборе и овладении профессией.
 
     Интересно наблюдать за динамикой отношений «педагог-ребенок» на разных этапах исторического развития. Очевидно, что в первобытном обществе и в условиях родовой общины взрослый, обучающий ребенка, выступал также в роли защитника и кормильца, и обеспечивал не только и не столько образование и воспитание, сколько просто-напросто выживание подрастающего поколения. Еще в те времена, наверное, зародились заповеди почтения к старшим и беспрекословного подчинения ребенка авторитету взрослого.
    В средние века и во время эпохи Возрождения образование было преимущественно теологическим, а поскольку церковь, как общественный институт, авторитарна до крайности, то и отношения между учителем и учениками тоже могли носить только авторитарный характер. Тем более, что педагог выступал как единственный носитель информации среди огромной массы неграмотного и плохо информированного населения.
   На более поздних этапах истории, когда роль образования и воспитания была признана обществом, когда учить детей стали специалисты, имеющие профессиональную педагогическую подготовку, когда были открыты законы детской психологии и возрастные особенности маленьких учеников, только тогда отношения «педагог-ребенок» стали менее формальными, более дружелюбными и человечными. В ребенке стали уважать личность, признали его право на собственное мнение и отказались от позиции «оголтелого авторитаризма», которая утверждалась веками и которая, несомненно, наложила свой отпечаток на психику многих и многих поколений самых разных людей.
   В современном мире, когда учитель уже не является единственным источником информации об окружающем мире, когда этих источников так много, что ребенок, порой, теряется в их разнообразии, роль учителя снова изменилась. Так что, пожалуй, будет логично перейти к следующему вопросу.
                  
                 Особенности роли учителя в современном обществе.
     Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования учитель решает две задачи - адаптивную и гуманистическую ("человекообразующую"). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности и творческой индивидуальности.
    С одной стороны, педагог подготавливает своих воспитанников к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Развивая личность ребенка на основе богатства человеческой культуры, учитель работает на будущее.
Однако в наше время общество настолько стремительно и сильно меняется, что и роль учителя также приобретает некоторые особенности, которые в прошлом не были ей свойственны.
      Научно- техническая революция, развернувшаяся во второй половине 20-го века, внесла заметные изменения в сферу образования. Одно из них – активная  технологизация учебного процесса Школы заполнились обучающими машинами, учебным телевидением, видео- и аудиотехникой,  компьютерами, интерактивными системами. Усиленная технизация школы породила идеи об «отмирании» учительской профессии. Однако жизнь быстро показала необоснованность подобных заключений. Образование – это, прежде всего общение человека с человеком. Никакие хитроумные машины не могут заменить учителя, ибо весь его личностный облик – образованность, культура, нравственные ценности, отношения, установки – являются моделью воспитывающей учащихся, и представляет собой необходимое условие эффективности воспитания.
Более того, ускорение темпов научно-технического прогресса, вызывающего технизацию всех областей жизнедеятельности человека, несёт собой наряду с положительными и негативные явления, снижая, в частности, гуманистический уровень общественной жизни. В этих условиях, как никогда ранее, возрастает роль учителя. В многочисленных законах и проектах реорганизации школьного образования 70 – 90-х гг., приведения его в соответствие с требованиями грядущей эпохи чётко зафиксировано положение «учитель – центральная  фигура в школе».
   Современные исследования роли учителя в развитии личности школьника показывают, что в отличие от ранее принятой формы, когда взаимодействие учителя с учениками идет на информационном уровне, в деятельности педагогов важно широко применять методы диалога и дискуссии, развивать тенденцию к индивидуальному выбору школьниками форм и содержания собственного учения, включать детей в процесс педагогической деятельности и даже в подготовку учителя к занятиям с ними. Это способствует значительному сближению педагогов и учеников. Такому сближению, на наш взгляд, в значительной сте

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»