Значение продуктивного мышления в работе педагога
Элькинд Анна Игоревна
Продуктивное мышление - нахождение связи между предметами и явлениями, решающее жизненную задачу. Это способность включать голову, чтобы искать решение тех или иных задач, делать выводы. В результате продуктивного мышления появляются новые идеи, инновации, новое состояние или мировоззрение человека.Необходимость развития продуктивного мышления педагогов общеобразовательной школы обусловлена потребностью современного общества в совершенствовании педагогического труда, заключающегося в обучении и воспитании детей и подростков, чьё мышление кардинально отличается от стиля мышления обучающихся прежних поколений. Способность к продуктивному мышлению у учителя может расцениваться как способность к творческому самовыражению в профессии, что подразумевает также умение находить новые, нестандартные решения учебных и образовательных задач. Безусловно, это влияет не только на эффективность обучения школьников, но и на результаты развития всего общества.
Педагогическое сообщество нашей страны активно задействовано в реализации новой системы образования, основные изменения которой отражены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации (до 2025 года)», Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС ОО). Общеобразовательная школа является участником программы внедрения профессионального стандарта педагога (утверждён приказом Минтруда РФ № 544 н от 18.10.2013 г.), методологии его профессионально-личностного развития. Необходимо обратить особое внимание на проект профстандарта педагога 2019, утверждённый Правительством РФ, чтобы к 1 января 2020 года (финальный срок реализации проекта, закреплённый в нормативной документации) опираться на перечень компетенций, представленных в стандарте. Среди основных компетенций в проекте закреплены компетенции, связанные с продуктивным мышлением.
По мнению Министерства образования и науки РФ, главным результатом модернизации школы должно стать «соответствие школьного образования целям опережающего развития общества». В связи с новыми изменениями налицо потребность в педагогах, способных совершенствовать содержание образовательного процесса посредством творческого осмысления и применения на практике достижений современной науки и педагогического опыта. С данной точки зрения, чётко прослеживается цель школы, которая заключается в том, чтобы формировать личность школьника, максимально учитывая его индивидуальные возможности, способности, творческий потенциал. Основной груз ответственности за творческое развитие детей лежит на системе образования, значительный акцент сделан на качестве образования и подготовке обучающихся к преобразующей деятельности. Сегодня не вызывает сомнений, что только продуктивно мыслящий педагог сможет в полной мере способствовать развитию у подрастающего поколения компетенций в сфере преобразующей деятельности.
Безусловна важность развития продуктивного мышления и в целостном развитии личности. Важны методологические аспекты активизации творческой деятельности учащихся. Бесспорна существенная роль в этом способности педагога к продуктивному мышлению.
В настоящее время недостаточно исследований, в которых бы раскрывались в полной мере механизмы, способствующие развитию и активизации продуктивного мышления у педагогов общеобразовательной школы. Таким образом, имеется противоречие между необходимостью развития продуктивного мышления педагогов общеобразовательной школы как составляющей профессионального стандарта и научно-методической разработанностью проблемы.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью устранения противоречия между имеющимися в общеобразовательной школе предпосылками развития продуктивного мышления педагогов и недостаточной реализацией возможностей, способствующих развитию способности к преобразующей деятельности.
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения и определяют научную проблему исследования, необходимость которого обусловлена результатами теоретического исследования: каковы условия развития продуктивного мышления педагогов общеобразовательной школы?
Процесс продуктивного мышления в современной науке рассматривается как феномен постепенного усложнения умственной деятельности. Ему присущ системный характер, он не сводится к отдельным мыслительным операциям в виде анализа, синтеза и их производных. Напротив, эти многообразные операции в их конкретном проявлении определяются системой сформировавшихся знаний и отношений, характеризующих определённый уровень умственных возможностей личности.
Результат продуктивных умственных процессов и гармоничного сочетания творческих качеств личности и есть творческое мышление. При этом продуктивная умственная деятельность не обеспечивается только свойствами интеллекта или одним из его факторов. Она определяется в целом качествами мышления и личной позицией, которую занимает субъект по отношению к своей деятельности.
Современные исследования структурно-динамических характеристик творческого мышления профессионала в сфере образования доказывают, что когнитивные характеристики педагога – это ключевое звено. Условие воспитания творческой личности – высокий уровень творчества самого учителя. Достоверно установлено, что специфика профессионального мышления педагога особенно ярко проявляется в условиях решения проблемных ситуаций.
Возможностями и условиями развития продуктивного мышления педагогов учёные заинтересовались ещё в 20 веке. Например, И.Н. Кулюткин считает, что развитие творческого потенциала личности учителя является фундаментальным условием, фактором повышения качества учебно-воспитательной работы [1].
Анализируя ситуацию в школе, В.Н. Ягодкин ставил вопрос о переходе от традиционно информационного к проблемно-методологическому подходу. Суть его в том, чтобы «давать учителям не готовые выводы и рецепты, а раскрывать перед ними пути решения типичных проблем, возникающих в практике учебно-воспитательной работы, тем самым готовить учителя к творческому решению этих проблем» [2].
С точки зрения акмеологии, современное общество характеризуется тем, что появляется определённый «социальный заказ» на творческую личность, на человека, который будет обладать способностью и стремлением самостоятельно ставить перед собой объективно значимые цели и задачи, а также предлагать нестандартные и эффективные решения проблем [3].
Учёные рассматривают свойства, присущие творческой личности:
М.М. Кашапов, А.М. Матюшкин отводят особое место доминирующей роли познавательной мотивации, исследовательской творческой активности, выражающейся в способности к обнаружению нового, в постановке и решении проблем. Сюда учёные относят также возможность достижения оригинальных решений, возможность прогнозирования и предвосхищения, способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные и интеллектуальные оценки.
Д.Б. Богоявленская рассматривает в русле данного подхода интеллектуальную активность, интегрирующую в себе умственные и мотивационные факторы.
А.Н. Лук уделяет внимание зоркости в поисках проблем, способности к свёртыванию длинной цепи рассуждений, «боковому» мышлению, цельности восприятия, готовности памяти, гибкости мышления, способности к оценочным действиям, лёгкости генерирования идей, беглости речи, способности к доработке, лёгкости ассоциирования, наличию чувства юмора.
Вышеуказанные компоненты свойств творческой личности коррелируют с основными компонентами продуктивного мышления, проблема развития которого остро стоит в современной общеобразовательной школе [4].
Указанная научная проблема достойна особого внимания в продолжении разработки вопроса в русле эмпирического исследования и опытно-экспериментальной работы.
Целью данного эмпирического исследования станет следующее: выявить условия, способствующие развитию продуктивного мышления педагогов общеобразовательной школы.
Объект исследования: особенности продуктивного мышления педагогов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: условия развития продуктивного мышления педагогов общеобразовательной школы.
Гипотеза планируемого нами эмпирического исследования звучит следующим образом: развитие продуктивного мышления педагогов общеобразовательной школы будет эффективным при определении доминантных характеристик продуктивного мышления как способности педагога к преобразующей деятельности; обеспечении готовности к творческому подходу в педагогической деятельности как необходимого условия развития продуктивного мышления; реализации комплексной модели развития продуктивного мышления педагогов в условиях профессиональной деятельности в общеобразовательной школе; определении критериев и показателей развития продуктивного мышления педагогов.
Вывод: проблема развития продуктивного мышления педагогов общеобразовательной школы имеет весомую значимость в социокультурной ситуации современной системы образования.
Библиографический список
- Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. №2. С. 21–30.
- Ягодкин В.Н. Шаблон и ленивая доверчивость // Учительская газета. 1985. №6.
- Бодалев А.А. Акме – вершина развития самоактуализирующейся личности // Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога: учеб. пособие / под ред. В.Э. Чудновского. М.; Обнинск: ИГ – СОЦИН, 2008. С. 63–88.
- Креативность как ключевая компетентность педагога. Монография / Под ред. проф. М.М. Кашапова, доц. Т.Г. Киселевой, доц. Т.В. Огородовой. Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. 392 с.