Влияние социальных сетей на социализацию
и систему ценностных ориентаций
старших школьников
Слептерёва Анна Сергеевна
Проблемы изучения условий социализации, а также характера социализации старших школьников широко рассматриваются в современной педагогике. Все больше времени современные старшие школьники уделяют социальным сетям, что, безусловно, оказывает влияние на социализацию старших школьников.Изменившаяся социокультурная ситуация требует нового осмысления социальных сетей как социально-педагогического явления и их влияния на систему ценностных ориентации.
Система ценностных ориентаций выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности.
На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди, и в частности старшие школьники.
У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей ценности выстраиваются в определенный иерархической взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Одним из важнейших факторов влияния на формирование ценностных ориентаций являются социальные сети.
Особенно чувствительны к влиянию социальных сетей старшие школьники. Социальные сети задают характерные для современной массовой культуры идеальные личностные образцы и нормы поведения, которые проецируются на молодежную субкультуру и тем самым присваиваются школьниками, формируя их ценностные ориентации и реальное поведение.
Анализ результатов анкетного опроса (было опрошено 300 старших школьников) по- казал, что на сегодняшний день наиболее ценным в жизни для старших школьников является: во-первых, здоровье — 218 человек, во-вторых — семейные ценности — 210 человек, и в-третьих, любовь — 180 человек. Затем рейтинг ответов распределился следующим образом: дружба — 118 человек, отношения с людьми — 76 человек, честность — 72 человека, верность — 57 человек, независимость и свобода — 48 респондентов, социальный статус — 41 человек.
Можно проследить противоречие в ценностных установках старших школьников: с одной стороны, на уровне сознания декларируется стремление к личной не- зависимости, хорошим и стабильным межличностным отношениям, к созданию семьи и получению достойной работы; с другой — по результатам анализа просматривается четкая ориентация на западные стандарты жизни. Социальные сети в данном контексте играют существенную роль в формировании ценностных установок старших школьников. Поскольку школьники достаточно обособлены в культурном плане от старшего поколения, то социальные сети успешно продвигают западный образ жизни и восприятие мира.
Основными причинами использования социальных сетей в решении своих проблем для тех, кому они действительно помогают, являются: во-первых, вариант ответа «так проше сформулировать свои мысли» — 183 человека, на втором месте предоставленная возможность подумать, «отодвинуть во времени своё решение» и понятие того, что в виртуальности всё легче и проще, чем в реальном мире, — по 62 человека, и на третьей позиции располагается мнение, что в виртуальном мире можно скрыть свои эмоции — 55 человек.
Также было выявлено, что из опрошенных старших школьников 53,3 % считают, что информация, полученная из социальных сетей, оказывает незначительное влияние на их жизненную позицию, 25,5 % вообще не воспринимают всерьёз полученную из социальных сетей информацию. Однако для 18,2 % опрошенных подобная информация всё же отчасти формирует их жизненную позицию, а 3 % и вовсе считают, что информация оказывает значительное влияние и полностью формирует их жизненные установки.
Интересен тот факт, что из опрошенных школьников 80,7 % считают, что виртуальное общение ни при каких обстоятельствах не может быть заменено виртуальным, это при том, что при проведении досуга молодёжь на первое место ставит общение в Интернете и проводит там как минимум несколько часов в день. Это говорит о том, что старшие школьники, понимая, что виртуальное общение не может заменить реальное, продолжают тратить большое количество времени на пребывание в сети. Возможно, это является следствием нежелания признать свою зависимость.
Таким образом, социальные сети имеют двойственное влияние на социализацию старших школьников: как положительное, так и отрицательное. Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания. Следует отметить, что существуют информационные воздействия, прямо угрожающие психическому или физическому здоровью старших школьников.
Плюсы социальных сетей состоят в том, что они предлагают образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить их успеваемость в школе. Но и здесь есть свои недостатки: неточные данные; не подходящие для школьников в области информации.
Социальные сети популяризируют формы культуры, нравственные образцы, стиль жизни потребительского общества. В школьном сообществе происходят значительные трансформационные процессы, выражаемые в самооценке, поведении, ценностных ориентациях школьников.
Можно говорить о том, что социальные сети, выступая особым социальным пространством, являются той сферой, где трансформируются традиционные формы социализации и социальных отношений, а общение как вид досуговой занятости становится возможным не в традиционном виде непосредственного живого общения, а приобретает черты простой коммуникации. В сети человек может быть таким, каким он хочет казаться, но не является на самом деле.
Итак, для старших школьников важны ценности: материальное благополучие, безопасность, семья, достаток.
Такие неотъемлемые для общества ценности, как свобода и собственность, еще недостаточно актуализировались в сознании старших школьников. Прежние идеи и ценности претерпели изменения и потеряли первоначальный смысл. Но ценностная система, свойственная современным обществам, ешё не сформировалась.
Библиографический список
- Боринштейн Е.Р. Система ценностных ориентаций личности в условиях сопиально- культурной трансформации // Грант. 2004. № 3. С. 95-100.
- Доброралных М.Б. Здоровье и имидж в пенностных ориентациях современных стулен- тов: материалы научно-практической конференции. М.: Изд. РГАФК, 2004. С. 2714.
- Щанов Д.М. Исследование пенностных ориентаций современных студентов // Вестн. Сыктывк. ун-та. Сер. 14: Психология. Педагогика. Соц. работа. 2003. Вып. 3. С. 98—118.