Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Стрессогенные факторы в работе педагога и способы их снятия

Иванова Елена Юрьевна
Стресс в современном быстроменяющемся и быстротечном мире неизбежен. А что такое стресс? Стресс - от англ слова stress- напряжение, неспецифическая реакция организма на требования внешней среды ( синдром общей адаптации). Педагог в наше время подвержен различным стрессогенным факторам. Следует закономерный вопрос, а почему? Что является причиной?
В целом педагогическую деятельность необходимо относить к категории напряженного труда, как по критериям умственной деятельности, режима труда и санитарно-гигиенических условий, так и по критерию работы с людьми. Профессия педагога ставит человека в сложные условия, образуемые комплексом перечисленных факторов, систематизируя которые можно предложить следующую классификацию стрессогенных факторов.
Источниками стресса современного педагога являются:
- режим трудовой деятельности, а именно, условия труда, часто в две смены, по 7-8 уроков в день, отсутствие возможности поесть, часто, если есть несколько зданий ,то переходы между ними в короткий срок перемены;
- повышенная ответственность, невозможность что-то выполнить в срок, ролевые конфликты;
- проблемы во взаимоотношениях с руководством, коллегами, подчиненными;
- организационная культура и микроклимат в организации - несоответствие ожиданий работника корпоративной культуре организации, интриги, сплетни, страх перед проверками руководства;
- личные беспокойства - проблемы в семье и тп;
- санитарно-эпидемиологические условия - температурный режим, инфекционно-вирусная нагрузка, ношение средств защиты организма( маски в условиях COVID-19), физические нагрузки, в том числе речевые и статические.

Существуют также психологические стрессогенные факторы, такие как :
- падение престижа профессии педагога;
- ситуации постоянного контроля и оценки как вышестоящего руководства, так и родителей;
- трудный контингент;
- высокая вероятность возникновения экстренных и конфликтных ситуаций;
- необходимость постоянного межличностного взаимодействия с детьми и родителями и тп.

И, наконец, можно отдельно выделить такие факторы, как профессиональные - необходимость постоянно овладевать новыми знаниями; следить и быть ознакомленными с быстро меняющимися стандартами в образовании; быть постоянно в режиме интенсивного восприятия, переработки и интерпретации получаемой информации и принимаемых решений.

Все вышеперечисленные факторы в той или иной мере могут привести к так называемому "синдрому профессионального выгорания", который развивается на фоне хронического стресса и ведущий к снижению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Таким образом, педагогический работник подвержен различным стрессогенным факторам, которые, если с ними не бороться превентивными мерами, могут привести к синдрому профессионального выгорания, а как следствие к более серьезным проблемам в виде ухудшения здоровья. Поэтому педагогам как никому другому надо развивать в себе стрессоустойчивость, уметь определять силу воздействия вышеприведенных стрессогенных факторов для себя, знать эффективные и удобные для себя методы купирования этих факторов и уметь их применять.
 
Какие же существую способы снятия стресса?
Для снятия нервно-мышечного напряжения можно использовать следующие рекомендации:
1. Даже в самой ужасной ситуации ищите положительные моменты. 
2. Даже в самом плохом расположении духа постарайтесь устроить себе маленький праздник, и душевная разрядка наверняка наступит. Купите безделушку, пирожное, да просто зайдите после трудного дня в кафе-пекарню. Говорят, запахи свежей выпечки и кофе действуют успокаивающе.
3. Пользуйтесь правилом Скарлетт О'Хара: "Я не стану волноваться сегодня. Я буду волноваться по этому поводу завтра".
4. Не впадайте в неподвижность, если попали в беду: не сидите у окна, не замыкайтесь, двигайтесь, рассказывайте окружающим о случившемся. Да хотя бы поплачьте, это намного лучше, чем все держать в себе. В одиночку победить стресс трудно.
5. Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше. Вы, как говориться, у себя один/одна и никто вам памятник не поставит, может пару раз вспомнят и потом точно забудут.
6. Алкоголь - не лучший способ расслабиться. Он лишь на время помогает избавиться от мрачных мыслей. Но потом, наутро, например, станет еще хуже и еще более мрачные мысли могут прийти, если не хуже - после принятия алкоголя можно совершить необдуманные поступки и тогда точно будет хуже.
7. Найдите себе хобби, друзей по интересу - будет время отвлечься и посвятить себя приятному времяпрепровождению.
8. Учитесь прощать, да,это сложно, зато можно будет сказать, что вы выше всего этого, вы умеете прощать, а они нет.
9. Если ваши цели и задачи не смогли реализоваться, не надо расстраиваться. Не все у всех сразу получается. Значит, анализируйте - может, надо пойти на курсы усовершенствования, посоветоваться с коллегами, перенять у них опыт. Повышение квалификации и психолого-педагогической компетентности будет способствовать стабильности личностной и профессиональной самооценки.
10. Держите у себя шоколад! Шоколад является природным антидепрессантом и содержит в своем составе триптофан – аминокислоту, которая стимулирует выработку серотонина. Умеренное употребление шоколада повышает работоспособность, концентрацию внимания, стимулирует умственную деятельность. Антиоксиданты, входящие в шоколад, способствуют замедлению процесса старения, укрепляют иммунитет и помогают организму справиться со стрессом. Да и просто вкусно!

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»