Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование идей гуманистической педагогики
в эпоху Нового времени и в эпоху Просвещения

Монастырская Мария Эллевна
В условиях выбора дальнейших путей развития нашей страны усилилось внимание к образованию как к радикальному средству самообоснования, самопроектирования личности и общества. И это не случайно, т.к. устойчивые культурные системы воспроизводятся прежде всего на основе образовательных парадигм . Именно в этих условиях все чаще стали звучать понятия «гуманизация воспитания», «гуманизация образования», в которых отражается множество смыслов. В них проявляется стремление к обогащению общекультурного содержания образования и углублению связи подрастающих поколений с отечественной и мировой культурой, звучит надежда на возрождение подлинных духовно-нравственных ценностей, способных служить социальному сплочению, проявляется вера в возможность обновления духа и смыслов жизни и труда людей. Одновременно с этим имеет место активная, но к сожалению, нередко не получившая единого методологического основания и потому внутренне противоречивая, деятельность по реальному воплощению идей гуманизации образования. Наряду с действительно ценными «свободами» школа получила научно не обоснованное и не регулируемое в достаточной мере поле для инновационной самодеятельности, где наряду с преобразованиями по-настоящему значимыми уживаются педагогические импровизации, лишенные сколько-нибудь серьезных теоретических оснований. По-прежнему нуждается в научном фундаменте и государственная политика в области образования. Очевидно, что решение этих актуальных задач невозможно без систематического изучения педагогического наследия крупнейших мыслителей прошлого, поскольку переосмысление педагогических реалий требует их ретроспективного изучения, анализа и обобщения. Потребность в актуализации историко-педагогического знания определяется прежде всего тем, что оно дает новые ценностные ориентиры для сегодняшнего дня, позволяет более точно наметить стратегию развития современного образования. Обращение к историко-педагогическому опыту, накопленному российской и зарубежной педагогической наукой в процессе становления и развития ее теоретического фундамента и методологического аппарата, должно быть направлено на выявление его значения и возможностей использования в конкретной исторической обстановке нашего времени, условиях совершенствования правового государства. История педагогики свидетельствует о том, что разработка теоретической базы масштабных реформ в области образования является исключительно сложным делом, поскольку затрагивает целый круг фундаментальных вопросов: общественно значимых и признанных ценностей, идеала человека, принципов отношения гражданского общества и государства, форм и методов воспитательного воздействия на личность и т.п. Наиболее успешным этот процесс является тогда, когда он осуществляется целенаправленно, сопровождается широким обсуждением заинтересованной общественности, находит понимание в кругу лиц, ответственных за выработку государственной политики в области образования. Примером может служить Россия пятидесятых-шестидесятых годов XIX столетия или Германия последней трети XVIII века. Без сомнения, реформа образования в Германии на рубеже XVIII – XIX вв. была одной из наиболее продуманных и теоретически обоснованных в истории педагогики, опиравшейся на теоретический фундамент немецкой классической философии, методические наработки молодой филологической науки, воспринявшей историзм мировоззрения Гердера, Шиллера, немецких романтиков, критически переработавшей опыт педагогических новаций Просвещения. Одним из итогов реформы стало создание классической гимназии нового типа, отличавшейся в равной мере и от новоевропейской гимназии, и от образцов первых классических школ гуманистов Ренессанса. Эта гимназия стала ориентиром при проведении аналогичных реформ в целом ряде стран, включая и Россию. Таким образом, неогуманизм опосредованно является одной из предпосылок создания образовательной системы дореволюционной России. Его изучение тем более актуально в современных условиях, когда формирование единого общеевропейского образовательного пространства, усиление образовательных связей, стремление к диалогу культур настоятельно требует от российской педагогической науки переноса центра тяжести своих исследований в область изучения педагогической теории и практики зарубежных стран. Сегодня представляется исключительно важным и актуальным изучение и обобщение опыта теоретической разработки педагогических идей немецкого неогуманизма и их практического внедрения в условиях реформирования системы образования на рубеже XVIII- XIX веков. Важно выявить научные и мировоззренческие предпосылки описываемого научно-педагогического течения, сравнить его с конкурирующими школами, показать связь с важнейшими педагогическими инновациями своего времени. В нашей стране идут активные исследования в области истории педагогики и педагогических идей, включая и историю педагогики Германии. Однако систематического анализа педагогического учения неогуманистов – одного из наиболее значительных как по содержанию, так и по влиянию на развитие педагогической практики до настоящего времени еще не было осуществлено.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»