Методическая разработка урока для 8 класса
Русский романтизм
Преснова Елена Бахтиеровна
Учебный предмет- искусство
Научно-методическое обоснование урока:
Для русского романтизма характерно обращение и интерес к национальному прошлому, разочарование в современности, интерес к экзотическим странам юга и востока, отказ от формального подхода к искусству, акцент на изображении внутреннего мира человека, обращение к жанру портрета и автопортрета, интерес к теме природной стихии и человека, застигнутого врасплох.
Русский романтизм является определенной вехой в развитии русского искусства, изучение его, его основных особенностей является важным для целостного восприятия русского искусства.
Предметом изучения являются образцы литературы и живописи, исполненные в духе русского романтизма.
Данный урок по своему типу относится к уроку- исследованию. Ведущий метод организации взаимодействия учителя и учащихся –метод проблемного изложения учебного материала .
Основная идея урока- выявление учащимися основных признаков русского романтизма
Основные понятия и термины: романтизм, автопортрет, портрет, романтический герой, классицизм.
Задачи урока:
-способствовать формированию знания основных признаков романтизма
-способствовать формированию умения анализировать явления художественной культуры
-способствовать формированию умения эмоциональной и эстетической отзывчивости на явления художественной культуры русского романтизма
Задание для учащихся на уроке:
-Ведение конспектов
-Ответы на вопросы
-Сочинение историй по сюжетам предложенных картин
Домашнее задание: повторение материала
Изучаемые на уроке произведения:
Зрительный ряд:
О. А. Кипренский. «Портрет князя А.М. Голицына», «Портрет Давыдова», «Портрет
Пушкина» , “Автопортрет с кистями за ухом”, “Автопортрет в розовом шейном платке”, Василий Иванович Тропинин “Портрета Пушкина”, "Автопортрет в бархатном берете" А. Г. Варнека, "Автопортрет в шлеме и латах Ф. И. Яненко, "Автопортрет" М. И. Теребенева, О.А. Орловский «Автопортрет», Айвазовский «Девятый вал»
Литературный ряд:
Лермонтов: «Парус», Пушкин: «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», Баратынский «Море»
Оборудование урока: проектор, доска
Список литературы для подготовки к уроку:
Шабалина Т // Онлайн Энциклопедия «Кругосвет».
Федотова Л. В. Русское романтическое искусство и народная культура // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 10 — Искусствоведение.
Адам Мицкевич. «О поэзии романтической» (перевод Петра Николаевича Полевого)
Структурный план урока:
-Организационная часть урока- знакомство с классом и вводный инструктаж о порядке работы на уроке- 5 мин.
-Изложение нового материала и анализ художественных особенностей русского романтизма- лекция+ фронтальная беседа на основе демонстративного материала
-Анализ картины Айвазовского «Девятый вал», изучение художественных особенностей картины
-Обобщение темы урока
Содержание урока:
Сегодня мы познакомимся с основными признаками романтизма, которые вы сможете выделить и сами с моей помощью.
Итак, романтизм – это направление в искусстве. Сейчас мы отметим его признаки.
Признаки романтизма:
1) Вопрос классу: Вспомните поэму «Руслан и Людмила» Пушкина, с чего поэт начинает свою первую песню
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал
О какой характеристике романтизма это говорит?
Разочарование в современности и обращение к прошлому, Интерес к национальному прошлому породил массу исторических произведений.
C точки зрения живописи посмотрим на О. А. Кипренский. Портрет князя А.М. Голицына.
2) Вопрос классу: вновь обращаемся к Пушкину и его поэме, начинающейся строками
В ауле, на своих порогах,
Черкесы праздные сидят.
Сыны Кавказа говорят
О бранных, гибельных тревогах,
О красоте своих коней,
О наслажденьях дикой неги.
Соответственно, к чему устремлен интерес романтиков?
интерес к экзотическим странам юга и востока. Живописная экзотика
стран юга и востока – Италии, Испании, Греции, Турции – является
поэтическим контрастом скучной буржуазной обыденности. В этих странах,
тогда еще мало затронутых цивилизацией, романтики искали яркие, сильные
характеры, самобытный, красочный жизненный уклад.
3)Вопрос классу: Посмотрите на «Портрет Пушкина», выполненный Тропининым. Что вы можете о нем сказать?
Василий Иванович Тропинин “Портрета Пушкина”. По обыкновению своему, для первого знакомства с Пушкиным Тропинин пришел в дом Соболевского, где тогда жил поэт. Художник застал его в кабинете возившимся со щенками. Тогда же и был, видимо, написан по первому впечатлению, которое так ценил Тропинин, маленький этюд. Долгое время он оставался вне поля зрения преследователей. Только почти через сто лет, к 1914 году, его опубликовал П.М. Щекотов, который писал, что из всех портретов Александра Сергеевича он “наиболее передает его черты… голубые глаза поэта здесь наполнены особенного блеска, поворот головы быстр, и черты лица выразительны и подвижны. Несомненно, здесь уловлены подлинные черты лица Пушкина, которые по отдельности мы встречаем в том или другом из дошедших до нас портретов. Остается недоумевать, - добавляет Щекотов, - почему этот прелестный этюд не удостоился должного внимания издателей и ценителей поэта”.
Вопрос классу. Почему?
Объясняют это сами качества маленького этюда: не было в нем ни блеска красок, ни красоты мазка, ни мастерски написанных “околичностей”. И Пушкин здесь не народный “вития” не“гений”, а прежде всего человек. И вряд ли поддается анализу, почему в однотонной серовато-зеленой, оливковой гамме, в торопливых, будто случайных ударах кисти почти невзрачного на вид этюда заключено такое большое человеческое содержание.
Вопрос классу. Таким образом, какую черту романтизма можно выделить отсюда?
Отказ от формального, строго регламентированного правилами, рассудительного подхода к искусству. Если классицизм все делит по прямой, на
плохое и хорошее, на черное и белое, то романтизм по прямой ничего не
делит. Классицизм - это система, а романтизм - нет. Классицизм сдерживает творческие порывы художника. Однако мы говорим о России, так вот у нас романтизм развивается параллельно с классицизмом.
4) А теперь обратимся к работе Кипренского «Портрет Давыдова».
Вопрос классу. Каким перед нами предстает полковник Давыдов?
Давыдов изображен стоящим в небрежно-свободной позе, с рукой положенной на эфес сабли. Одухотворенность мужественного и одновременно мечтательного воина усилена романтической атмосферой полумрака, пронизанного скользящими пятнами света. Яркие и нарядные цветовые сочетания придают портрету парадность. Все это вместе создает образ, полный энергии и внутреннего достоинства. Здесь показана фигура офицера, который непосредственно явил собой выражение того культа сильной и храброй личности, который для романтизма тех лет был столь типичным. Фрагментарно показанный пейзаж, где луч света борется с мраком, намекает на душевные тревоги героя, но на лице его – отсвет мечтательной чувствительности. Кипренский искал ”человеческое” в человеке, и идеал не заслонял от него личных черт характера модели.
Вопрос классу: О какой черте это говорит?
Изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д.
Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.
5) Вопрос классу. Раз уж мы заговорили о героях романтизма, то как вы думаете, кто такой романтический герой? Для этого можно вспомнить стихотворение Лермонтова «Парус»:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Итак, романтический герой- это индивидуалист. Сверхчеловек, проживший две стадии: до столкновения с реальностью, он живет в ‘розовом’ состоянии, им овладевает желание подвига, изменения мира; после столкновения с реальностью он продолжает
считать этот мир и пошлым, и скучным, но он не становится скептиком,
пессимистом. При четком понимании, что ничего изменить нельзя, стремление к
подвигу перерождается в стремление к опасностям.
6) А теперь обратимся еще к одному портрету Пушкина, выполненного Кипренским.
Вопрос классу. Каким перед нами предстает Поэт?
«Портрет Пушкина» кисти О. Кипренского – живое олицетворение поэтического гения. В решительном повороте головы, в энергично скрещенных на груди руках, во всем облике поэта сказывается чувство независимости и свободы. Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Портреты Кипренского, если окинуть их мысленным взором, показывают душевное и природное богатство человека, его интеллектуальную силу. Да, у него был идеал гармоничной личности, о чем говорили и современники, однако Кипренский не стремился буквально спроецировать этот идеал на художественный образ. В создании художественного образа он шел от натуры, словно отмеряя, насколько далека или близка она к такому идеалу. В сущности, многие им изображенные находятся в преддверии идеала, устремлены к нему, сам же идеал, согласно представлениям романтической эстетики, едва ли достижим, и все романтическое искусство лишь только путь к нему.
Вопрос классу. Значит что здесь явственно просматривается как признак романтизма?
Разрыв между мечтой, идеалом и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности.
7)Вопрос классу. Обращение к внутреннему миру человека знаменовало развитие какого жанра? Портрета!
Вопрос классу. Взгляните на портрет женщины, изображенный Кипренским. Что вы видите? Что можно сказать об эмоциональной состоянии, о внутреннем мире женщины? О почерке художника?
Орест Кипренский , отмечая противоречия в душе своих героев, показывая их в тревожные минуты жизни, когда меняется судьба, ломаются прежние представления, уходит молодость и т.п., Кипренский как будто переживает вместе со своими моделями. Отсюда – особая сопричастность портретиста к трактовке художественных образов, что придает портрету “задушевный” оттенок. Примечательно, что на лицах его героев не увидишь героической приподнятости, напротив, большинство лиц скорее печально, они предаются размышлениям. Кажется, что эти люди обеспокоены судьбой России, думают о будущем больше, чем о настоящем. В женских образах, представляющих жен, сестер участников знаменательных событий, Кипренский так же не стремился к нарочитой героической приподнятости.
Господствует чувство непринужденности, естественности. При этом во всех портретах столько истинного благородства души. Женские образы привлекают своим скромным достоинством, цельностью натуры; в лицах мужчин угадывается пытливая мысль, готовность к подвижничеству. Эти образы совпадали с вызревающими этическими и эстетическими представлениями декабристов.
8) Повышенный интерес к личности человека, свойственный романтизму, предопределил расцвет жанра портрета в первой половине XIX века, где собой доминантой стал автопортрет. Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом. Художники неоднократно писали и рисовали себя, и эти произведения становились своеобразным дневником, отражающим различные состояния души и этапы жизни, и в то же время являлись манифестом, обращенным к современникам. Автопортрет не был заказным жанром, художник писал для себя и тут, как никогда, был свободен в самовыражении. В XVIII веке русские художники авторские изображения писали редко, лишь романтизм со своим культом индивидуального, исключительного способствовал подъему этого жанра. Многообразие типов автопортрета отражает восприятие художниками себя как богатой и многогранной личности. Они то являются в привычной и естественной роли творца ("Автопортрет в бархатном берете" А. Г. Варнека, 1810-е),то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя ("Автопортрет в шлеме и латах Ф. И. Яненко, 1792), или, чаще всего, предстают без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и ценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру, как, например, Ф. А. Бруни и О. А.Орловский в автопортретах 1810-х годов. Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя("Автопортрет" М. И. Теребенева). Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом.
Автопортреты Кипренского появлялись, что стоит отметить, в критические минуты жизни, они свидетельствовали о подъеме или спаде душевных сил. Через свое искусство художник смотрел на себя. При этом он не пользовался, как большинство живописцев, зеркалом; он писал в основном себя по представлению, хотел выразить свой дух, но не облик.
Вопрос классу. Какие признаки романтизма отразились в работе Кипренского “Автопортрет с кистями за ухом”?
Он построен на отказе, причем явно демонстративном, от внешней героизации образа, его классической нормативности и идеальной сконструированности. Черты лица намечены приблизительно. Отдельные отблески света падают на фигуру художника, погаснув на еле различимой драпировке, представляющей фон портрета. Все здесь подчинено выражению жизни, чувства, настроения. Это взгляд на романтическое искусство через искусство автопортрета.
Почти одновременно с этим автопортретом написан и“Автопортрет в розовом шейном платке”, где воплощается другой образ.
Вопрос классу. Какой?
Без прямого указания на профессию живописца. Воссоздан облик молодого человека, чувствующего себя непринужденно, естественно, свободно. Тонко построена живописная поверхность холста. Кисть художника уверенно наносит краски, оставляя большие и малые мазки. Отменно разработан колорит, краски неярки, гармонично сочетаются друг с другом, освещение спокойное: свет мягко льется налицо юноши, обрисовывая его черты, без лишней экспрессии и деформации.
Еще одним выдающимся портретистом был О.А. Орловский. К 1809 году относится такой эмоционально насыщенный портретный лист, как“Автопортрет”.
Вопрос классу. Что можно сказать об этой работе?“Автопортрет” Орловского привлекает своей художественной цельностью, характерностью образа, артистизмом исполнения. Он вместе с тем позволяет разглядеть некоторые своеобразные стороны искусства Орловского. “Автопортрет”Орловского, безусловно, не имеет цели точного воспроизведения типичного облика художника тех лет. Перед нами – во многом нарочитый, утрированный облик“артиста”, противопоставляющего собственное “Я” окружающей действительности. Он не озабочен “благопристойностью” своей внешности: пышных волос не касались гребенка и щетка, на плече – край клетчатого плаща прямо поверх домашней рубашки с распахнутым воротом. Резкий поворот головы с “мрачным” взглядом из-под сдвинутых бровей, близкий обрез портрета, при котором лицо изображается крупным планом, контрасты света – все это направлено на достижение основного эффекта противопоставления изображаемого человека окружению (тем самым и зрителю).
9) Излюбленной темой живописцев-романтиков была тема природной стихии и человека, застигнутого врасплох.
Айвазовский. В блистательных картинах И. К. Айвазовского ярко воплотились романтические идеалы упоения борьбой и мощью природных сил, стойкостью человеческого духа и умением сражаться до конца. Тем не менее, большое место в наследии мастера занимают ночные морские пейзажи, посвященные конкретным местам, где буря уступает место магии ночи, времени, которое, согласно воззрениям романтиков, наполнено таинственной внутренней жизнью, и где живописные поиски художника направлены на путь извлечения необыкновенных световых эффектов ("Вид Одессы в лунную ночь", "Вид Константинополя при лунном освещении", оба - 1846).
А теперь обратимся к картине «Девятый вал». «Девятый вал» — одна из самых знаменитых картин Ивана Айвазовского, всемирно известного российского художника-мариниста.
Вопрос классу. Что изображено на картине?
Изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал, готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.
Вопрос классу. Какой предстает морская стихия и человек?
Всё говорит о величии и мощи морской стихии и беспомощности перед ней человека. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены. И. Айвазовский во многих своих картинах изображал кораблекрушения и людей, борющихся с морской стихией. В «Девятом вале» он особенно резко противопоставляет бушующее море и упорство нескольких человек. Золотой свет солнца, разгорающийся над людьми и пронизывающий картину, усиливает ее общий оптимистический характер. Пусть неистовствует океан, пусть еще грозно вздымаются гигантские волны. Воля, мужество, вера человека окажутся сильнее стихии.
Восходящее солнце своим золотистым сиянием пронизывает водяную пыль, повисающую в воздухе, валы и пену, срываемую ветром с их гребней.
Вопрос классу. Что можно сказать о колорите картины?
Красочное великолепие раннего солнечного утра над волнующимся еще морем передано И. Айвазовским с замечательной смелостью и силой. Он соединил в одно целое золотистые, сиреневые, зеленые и синие тона. В картине все находится в движении, и зрителю порой кажется, что цвета эти сменяют друг друга вместе с вздымающимися и рушащимися волнами. В смене тонов перед ним то проносится облачный туман, согреваемый солнечными лучами, то взлетает просвечивающий зеленый вал, то тяжело спадает темно-синяя волна, скрывающая под собой холодную и мрачную глубину.
Вопрос классу. Динамика или статика передается Айвазовским? Динамика и сюжетом, и колоритом
Редкий и необычный в живописи мотив, переданный к тому же романтически- воодушевленно, является, однако, вполне реальным. Писатель И.А. Гончаров, мастер изображения моря в русской литературе (вспоминавший в своем романе «Фрегат «Паллада» И. К. Айвазовского), писал о подобных же явлениях: «Бледно-зеленый, чудесный, фантастический колорит... Через минуту зеленый цвет перешел в фиолетовый; в вышине несутся клочки бурых и палевых облаков, и, наконец, весь горизонт облит пурпуром и золотом».
Изображением только нескольких волн и солнечного сияния И. Айвазовский позволяет зрителю почувствовать мощь и красоту бушующего после урагана моря. Это было возможно только при действительно хорошем знании натуры. Сам художник говорил: «Движения живых струй неуловимы для кисти; писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запоминать их».
Верхняя часть картины вся наполнена фиолетово-розовой мглой, пронизанной золотом низко стоящего солнца и расплывающихся, клубящихся, похожих на горящий туман облаков. Под ними хрустальное, зеленовато-синее море, высокие бурные гребни которого сверкают и переливаются всеми цветами радуги.
Вопрос классу. Можно ли представить, что было накануне? Расскажите какую вы видите историю до момента, изображенного на картине?
Зритель может представить, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли моряки. Айвазовский нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления; наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца, сообщающими ей оптимистический характер. Этому в значительной степени способствует колористический строй картины. Она написана самыми яркими красками палитры. Колорит ее включает широкую гамму оттенков желтого, оранжевого, розового и лилового цветов в небе в сочетании с зеленым, синим и фиолетовым - в воде. Яркая, мажорная красочная гамма картины звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии.
Свою картину художник выставил в Москве, и она с самого начала стала шедевром. О ней складывались легенды, и на «Девятый вал» приходили смотреть по многу раз, как когда-то на Последний день Помпеи. Эта картина нашла широкий отклик в момент ее появления и остается до наших дней одной из самых популярных в русской живописи.
Образ бушующей морской стихии волновал воображение и многих русских поэтов. Готовность к борьбе и вера в конечную победу звучат в стихах Баратынского:
Так ныне, океан, я жажду бурь твоих -
Волнуйся, восставай на каменные грани,
Он веселит меня, твой грозный, дикий рев,
Как зов давно желанной брани,
Как мощного врага мне чем-то лестный гнев…
Таким море вошло и в сформировавшееся сознание молодого Айвазовского. Художник сумел воплотить в живописи чувства и мысли, волновавшие передовых людей его времени, и придать глубокий смысл и значимость своему искусству.
Вопрос классу. Подведите итоги. Какие черты присущи русскому романтизму?