Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие музыкально-творческого потенциала одаренных детей в классе фортепиано

Демченко Елена Николаевна,
кандидат педагогических наук,
преподаватель фортепиано СПб ГБУ ДО
«Санкт-Петербургская детская музыкальная школа №9»
Воспитание подрастающего поколения составляет важнейшую задачу любой социальной системы. Но в развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения. Воспитание ребенка – это подбор стимулов для формирования у него мотивации.
Развитие творческой личности учащегося, способной реализовать себя в профессиональной деятельности и социуме, стимулирование творческой активности педагогов в работе с учащимися – направление, требующее корректировки учреждения образования, отказ от унификации личности в сфере музыкального образования, его дифференциации в соответствии с интеллектуальными, творческими способностями учащихся.
Проявлением творческого потенциала личности являются: способности, одаренность, талант, гениальность. В толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный».
Врожденными являются задатки, а способности являются результатом их развития. Возникая из задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым музыкантом, художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. Задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенностей воспитания. С. Л. Рубинштейн сформулировал основное правило развития способностей человека. «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей» [3, с.227-228]. От задатков к способностям - в этом состоит путь развития личности. Творческие задатки присущи каждому человеку, но лишь реализация творческого потенциала делает человека личностью.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, основной из которых является проблема выявления, обучения и развития одаренных учащихся, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов. Фундаментом педагогического процесса, ведущего к достижению выдвинутой цели, является создание условий для продолжения образования, личностного и профессионального роста, обучения учащихся приемам саморазвития, самопознания, самосовершенствования. От педагогического коллектива требуется создание условий учебы, воспитания и развития учащихся, предполагающих всестороннее развитие их творческих способностей и практических навыков.
Л.С. Выгодский говорил о двух основных способах развития музыкальных способностей - это процесс формирования навыков и  процесс развертывания интересов. Б.П. Никитин сформулировал пять основных правил развития способностей: 1) раннее начало; 2) создание среды, способствующей развивающей деятельности ребенка и стимулирующей её; 3) организация максимального напряжения сил в процессе этой деятельности; 4) обеспечение большей свободы в выборе деятельности; 5) помощь взрослых.
Одной из основных проблем в работе учебных музыкальных заведений является выявление и развитие индивидуальности ученика в процессе обучения. Каждый учитель должен помочь ученику обнаружить и развить свои способности, найти свой путь, иначе говоря, стать индивидуальностью, личностью. В каждом человеке мы хотим видеть преданность любимому делу, готовность и способность учиться и совершенствоваться.
Владение инструментом – основа профессиональной деятельности, поэтому индивидуальность особенно ярко проявляется в исполнении. Исполнитель должен творчески толковать произведение, выражать свое к нему отношение, изучить авторский текст, раскрыть его. Проблема исполнительской индивидуальности всегда волновала ведущих музыкантов – педагогов. Каждый год проходят всевозможные конкурсы, мы узнаем имена одаренных молодых исполнителей. Их всех отличает высокий профессиональный уровень, но яркие творческие индивидуальности появляются не так часто. Другая сторона этой проблемы – дальнейшее творческое развитие музыкантов, добившихся успехов в начале своей карьеры.
Музыкант, которому его учителя помогли развить свои лучшие задатки и способности, помогли выбрать сферу профессиональной деятельности и воспитали способность и желание совершенствовать свое мастерство, - этот педагог может развить индивидуальность своих учеников. Опытные педагоги сочетают в своей работе обучение навыкам, умениям, и воспитание – выявление и развитие лучших - задатков ученика. Именно такое понимание педагогического искусства отражено в трудах Г.Г. Нейгауза, А. Корто, К.А. Мартинсена и многих других.
Но также хочется отметить, что в любом ученике, даже со слабыми музыкальными данными можно и нужно найти задатки и способности, развивая которые мы разовьем его индивидуальность, личность. И даже если ребенок получит только начальное музыкальное образование – он при любом дальнейшем профессиональном обучении будет стоять на несколько ступеней выше.
При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, дарование данное Богом. Талант – это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. Хотя единой точки зрения на природу способностей не существует.
В процессе обучения талантливые дети отличаются скоростью усвоения и накопления музыкального материала, а также:
  • способностью быстро схватывать слова, понятия, они буквально кожей «впитывают» звуки, приемы, хорошо анализируют;
  • отличаются необычайной познавательностью, активностью;
  • ранним интересом к проблемам мироздания;
  • ненасытной потребностью к деятельности;
  • выраженностью интересов и склонностей;
  • увеличением определенного вида деятельности;
  • творческими достижениями в раннем возрасте;
  • получением удовольствия от деятельности (исполнительства).
Но практика показывает, что талант часто сопровождается и нежелательными проявлениями, такими как:
 - отсутствием уважения к авторитетам;
- непредсказуемостью поступков;
- появлением эгоистических черт, «звездной болезни»;
- обеспокоенностью, тревожностью из-за непохожести на сверстников.
К основным стратегиям обучения детей с высоким творческим потенциалом можно отнести ускорение и обогащение.
1. Ускорение обучения связано, в первую очередь, с изменением скорости обучения, а не содержания того, чему учат.
2. Обогащение обучения направлено на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем, за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным знаниям, большие возможности развития мышления, умение работать самостоятельно.
Т.Б. Юдовина-Гальперина отмечает, что маленький ребенок – это уже личность, способная на собственное, оригинальное мышление, на выражение собственного «Я», на проявление воли. Педагог, работающий с детьми, обладающими разным музыкально-творческим потенциалом, должен обладать большими знаниями педагогики и психологии, способностью оказывать влияние на индивидуальность ребенка, тогда он сможет сформировать и развить навыки, которые будут необходимы ребенку в будущем.
 
 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск: Современное слово, 1998. – 480 с.
2. Никитин Б. П. Развивающие игры.  -  М.: Педагогика, 1985. - 120 с.
3. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. -  М.: Педагогика, 1973. – 424 с.
4. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика. -  СПб.: Алетейя, 2001. - 318 с.
5. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или Я-детский педагог. - СПб.: Союз художников, 2002. - 236 с.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»