Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методические рекомендации к логопедической работе
по развитию лексического строя речи
у младших школьников

Лазаревич Мария Александровна
  1. Теоретические основы, задачи и направления работы по развитию лексического строя речи у младших школьников. 
Анализ специальной литературы позволили выделить следующие научно-теоретические положения методических рекомендаций по развитию лексического строя речи у младших школьников:
1. Психолингвистические представления о процессе порождения речи (Л.С. Выготский, А.А Леонтьев). Реализация психолингвистического подхода проявляется в обогащении пассивного и активного словаря, переводе слов из пассивного словаря в активный, в развитии лексико-семантических ассоциаций, развитии денотативного, сигнификативного и контекстуального значения слова, организации семантических полей (классификация, синонимия и антонимия), в развитии парадигматических и синтагматических связей слова.
2.        Представления о семантической структуре слова и ее развитии в онтогенезе, согласно которым в первую очередь формируются существительные в именительном   падеже. Постепенно  начинают  появляться множественное число существительных, винительный падеж. С увеличением словаря     появляются     первые     изменения форм     слов     по     аналогии (словоизменения).  Глаголы – появляются  позже  существительных  (кроме  слова  «дай»). Формирование  словоизменения глаголов – длительный процесс в онтогенезе. Прилагательные – появляются    следом    за    существительными    и глаголами.     (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, С.Н. Цейтлин, Д.Н. Шмелев);
3.  Лингвистические представления о деривационных отношениях, согласно которым словообразование является одним из главнейших источников пополнения словаря, которое осуществляется разными способами (Лопатина Л.В., А.Н. Гвоздев, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин).
4. Представления о тесной взаимосвязи совершенствования лексики и развития операций поиска слова. В современной психолингвистической литературе процесс поиска слова рассматривается как одна из значимых операций языкового уровня порождения речевого высказывания. Процесс поиска слова может быть успешным при условии сформированности семантических полей, структуры значения слова, системных связей слова, определение места слова в системе связей.
Целью методических рекомендаций является уточнение и расширение лексического строя речи у школьников с общим недоразвитием речи.
Задачи:
  • уточнение словарного запаса;
  • расширение объема словаря;
  • качественное обогащение словаря через усвоение смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов;
  • уточнение денотативного значения слова;
  • уточнение сигнификативного значения слова;
  • развитие лексической системности;
  • формирование синтагматических связей слова.
С учётом результатов констатирующего эксперимента, изученной литературы и исходя из специфических лексико-грамматических особенностей, методические рекомендации по развитию лексики представлены по общим направлениям, которые реализуются в тесном взаимодействии.
Этапы и направления  работы по развитию лексического строя речи:
  1. Подготовительный этап:
  1. Уточнение словаря в процессе расширения и дифференциации представлений об окружающей действительности;
    1. Перевод слов из пассивного словаря в активный;
  1. Основной этап:
  1. Развитие лексико-семантических ассоциаций;
  2. Развитие структуры значения слова, организация лексической системности и семантических полей на основе парадигматических связей слова;
2.1. Развитие денотативного и сигнификативного компонентов значения слова;
2.2. Организация семантических полей;
  1. классификация слов;
  2. развитие антонимии;
  3. развитие синонимии;
2.3. Развитие контекстуального значения и многозначности слова
  1. Развитие словообразования;
  1. Заключительный этап:
  1. Развитие синтагматических связей слов.
Для интенсификации интереса детей к занятиям в структуру работы на каждом этапе предлагается включить отдельные приемы ТРИЗ.
Специфика ТРИЗ показывает, что данная технология имеет большой потенциал не только в плане общеинтеллектуального развития, но и для развития различных компонентов речи, в том числе для развития лексического строя речи. В частности, ТРИЗ позволит более эффективно структурировать словарный запас, развить лексическую системность; повысить мотивационную сферу.
 

 
  1. Содержание работы по развитию лексического строя речи
 
При отборе материала для методических рекомендаций были использованы некоторые приёмы и методы, описанные в работах Лалаевой Р.И., Лопатиной Л.В., Парамонова Л.Г., Плотникова С.В., ПятницА Т.В., Серебряковой Н.В., Ткаченко Т.А., Чистяковой И. А.
Предполагаем, что дети, которые оказались на среднем уровне, будут начинать со второго этапа, так как актуализация слов из пассивного в активный словарь оказалась  достаточно сформированной.
Школьники, у которых отмечался низки уровень и уровень ниже среднего будут начинать с первого подготовительного этапа.
Этапы и направления работы по развитию лексического строя речи:
  1. Подготовительный этап:
1.Уточнение словаря в процессе расширения и дифференциации представлений об окружающей действительности.
Работа по развитию лексики происходит при взаимодействии с предметами и явлениями в процессе речевой и неречевой деятельности ребёнка, в процессе общения со взрослыми. Развитие словаря детей осуществляется на основе расширения и углубления представлений об окружающем мире по каждой лексической теме с учётом адаптированной программы (семья, домашние животные, дикие животные, домашние животные, дикие птицы, рыбы, насекомые, фрукты, ягоды, овощи, цветы, деревья, игрушки, одежда, обувь, головные уборы, мебель, посуда, учебные вещи, средства транспорта, времена года, время суток, жилище, профессия, инструменты, явления природы, части тела, части головы, части руки, части ноги, части туловища, части дерева, части платья, части грузовика, части окна).
 
 

 
  1. Перевод слов из пассивного словаря в активный;
Учитывая наличие вербальных парафазий, расхождение объёма активного и пассивного словаря, особое внимание должно уделяться развитию процесса перевода слов из пассивного словаря в активный, процессу поиска слова, умению выделять существенные признаки слов, усвоению единства значения и звуковой формы слова.
Работа начинается со слов, которые чаще всего употребляются в речи. В дальнейшем особое внимание уделяется словам, которые вызывают наибольшие трудности у детей.
  1. Перевод пассивного словаря существительных в активный и их закрепление.
Игра-ТРИЗ  «Помоги Маше»
Логопед даёт ребёнку название предмета, а ребёнок подбирает название предмета, сходное по назначению: «Чем можно раскатать тесто? (Скалкой). А если нет скалки? Чем ещё?».
Игра-ТРИЗ «Что спрятано?»
Перед ребёнком весят геометрические фигуры. Ребёнок должен вспомнить и назвать, какие предметы похожи на эти геометрические фигуры: «Какие предметы похожи на круг (квадрат/треугольник)?».
Игра «Волшебный мешок»
Логопед раздаёт детям мешочки с предметами и сообщает, что в этом волшебном мешочке что-то лежит. Дети по очереди достают из мешка предмет и называют его.
Игра «Найди и назови»
Детям раздают предметные картинки. Логопед спрашивает у детей: «У кого косынка (предмет)?». Если у ребёнка есть картинка с этим изображением, то он поднимает руку и называет её.
Игра «Дорога»
Инструкция: «Назови только мебель».
Ребёнок ведёт пальцем по линии и, когда палец доходит до предметного изображения, ребёнок называет его.
Игра «Что купила кукла?»
Инструкция: «Кукла была в магазине. Давай посмотрим, что она купила? Как это можно назвать одним словом?».
Ребёнок отвечает на вопрос по картинкам.
  1. Перевод пассивного словаря глаголов в активный и их закрепление.
Игра «Звуки»
Ребёнок рассматривают картинку, а логопед предлагает ему определить, откуда доносится звук: «тук-тук».
Ребенок показывает картинку и отвечает: Девочка стучит в дверь: «тук-тук».
В конце ребёнок по памяти восстанавливает целостную картину, называет действие и соотносит его со звуком: «тук-тук» - стучит.
Игра «Что делают животные?»
Логопед предлагает детям отправиться в «зоопарк» и понаблюдать за тем, что делают животные. Школьники рассматривают картину, называют животных, а логопед определяет действия животных: «зебра брыкается».
Логопед выясняет, названия каких действий запомнили дети. Уточняется значение глаголов. Затем детям предлагается самостоятельно определить, что делает каждое животное. Логопед помогает детям, указывая на нужную картинку.
Игра «Что делала кукла?»
Перед ребёнком картинка с изображением куклы и коробка с картинками-символами действий.
Логопед предлагает детям ответить на вопрос с помощью картинок-символов: «Что делала кукла?». Ребенок самостоятельно выбирает картинку с подходящим символом, кладёт рядом с куклой и поясняет: «Кукла стоит (сидит, прыгает, спит и т. д.)».
  1. Перевод пассивного словаря прилагательных в активный и их закрепление.
Игра «Какой?»
Ребёнок по схеме (цвет, форма, вкус, какой на ощупь) описывает фрукт (овощ).
Лимон (какой?) жёлтый, овальный, кислый, твёрдый.
Игра «Кто больше?»
Ребёнок и логопед по очереди придумывают прилагательные к картинке, на которой изображено кресло, лиса, шуба и т.д.
Кресло (какое?) новое, мягкое, красное, удобное, вместительное.
  1. Развитие словаря наречий
Игра «Поймай и ответь»
Логопед бросает ребёнку мяч и называет прилагательное, а ребёнок возвращает мяч и образует от него наречие.
Тёплое – тепло;
Игра «Ответь на вопрос: как?»
Ребёнок отвечает на вопросы логопеда:
Как рычит лев? - грозно, громко;
II.       Основной этап:
  1. Развитие лексико-семантических ассоциаций;
Работа по этому направлению проводится над смысловыми и вербальными ассоциациями, уточнением денотативного значения слова, закреплением функционального назначения предмета.
Игра «Назови быстро»
Логопед дает детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ быстро назовите слово,  которое  первым придет в голову». Слова называются по одному. Предлагаются существительные конкретного и абстрактного значения, глаголы, прилагательные, наречия.
Например: стол, стоит, жёлтый, быстро.
На последующих занятия задается вопрос: «Как вы думаете, почему припомнилось именно это слово?»
Игра «Как использовать?»
Логопед задает детям вопрос: «Где и для чего можно применить предмет, который я назову?» Например, кнопка:
а) для прикрепления бумаги к доске;
б) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;
в) провести круг на бумаге;
г) положить на стол и т. д.
  1. Развитие структуры значения слова, организация лексической системности и семантических полей на основе парадигматических связей слова;
Особое внимание уделяется формированию лексико-семантического компонента, развитие которого у детей с ОНР существенно отстает от нормы в структуре значения всех частей речи.
  1. Развитие денотативного и сигнификативного компонентов значения слова;
Игра «Что это?».
Логопед загадывает предмет, а ребёнок его отгадывает.
«Это овощ, круглый, красный, вкусный. Что это?» (помидор)
Игра «Пара к паре» (подбор слова по аналогии на основе различных признаков).
Детям предлагается выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары. Предлагаются пары слов на основе различных типов смысловых связей: родовидовых; часть — целое; предмет и его функция; явление и средство, с помощью которого оно осуществляется; название предмета и то, из чего он сделан; предмет и его месторасположение и др.
Например:
Огурец — овощ, ромашка — (земля, цветок, клумба).
Игра «Незнайка»
Логопед рассказывает детям о том, что Незнайка забыл слова. Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово: «Давай поможем Незнайке вспомнить слова. Что означает это слово?»
Например: «Что обозначает слово “бежать”».
Игра-ТРИЗ «Паутинка»
Эта игра направлена на формирование и развитие связей между предметами из разных семантических групп. Для этого предлагаются предметные картинки «кот» и «корова»: «Как связаны корова и кот?». Ребёнок должен выявить связи между этими предметами (это животные; домашние животные; части тела и тд)
  1. Организация семантических полей;
Данное направление работы предполагает формирование лексики как системы: развитие, уточнение и закрепление парадигматических связей слова, систематизацию лексики в определенные семантические группы.
Сначала проводится работа над наиболее частотными и значимыми для ребёнка обобщающими существительными (домашние и дикие животные, овощи, фрукты). После этого проводится работа над менее частотными обобщающими существительными.
  1. классификация слов;
Соотнесение ряда конкретных существительных с обобщающим понятием.
Логопед показывает ряд предметных изображений и объясняет, что это называется одним словом. Затем меняет ряд картинок и так пока все конкретные существительные не будут соотнесены с обобщающим понятием.
Например: кот, собака, корова… - домашние животные.
Дифференциации семантически далёких и близких групп конкретных существительных.
Игра «Кто лишний?»
Перед ребёнком предметные картинки одной лексической темы и одна картинка другой лексической темы. Логопед задаёт вопрос: «Покажи, какая картинка лишняя?».
Например: стол, стул, шкаф, вилка, кровать (лишняя вилка – это посуда).
Игра «Продолжи ряд»
Перед ребёнком несколько предметных картинок одной лексической темы. Логопед даёт инструкцию: «Вспомни, каких ещё (домашних животных) знаешь?». Ребёнок вспоминает и называет, логопед выкладывает на стол определённое предметное изображение.
Дифференциация обобщающих понятий, далёких и близких по семантике;
Игра «две группы»
Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется).
Например: помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин.
  1. развитие антонимии;
Работа на этом направлении направлена на обучение детей сознательно сопоставлять предметы и явления окружающего мира. Работа начинается с простых антонимов с постепенным переходом к более сложным моделям.
Игра-ТРИЗ «Отрицание»
Припоминание всех признаков загаданного предмета с использованием антонимических отношений. Логопед называет признаки с «не»,  а ребёнок подбирает антонимы и отгадывает предмет.
Инструкция (например, лимон): «Это не овощ. Это не сладкое. Это не оранжевое. Это не круглое».
Игра «Закончи предложения»
Предлагается закончить предложение и назвать слова-«неприятели».
Например:
Слон большой — комар ...
Игра «Сравни»
Предлагается сравнить пары слов по определенным признакам.
Например:
По вкусу: горчицу и мед;
Игра «Игра с мячом»
Логопед говорит слово и кидает мяч, а ребёнок к данному слову придумывает слово-«неприятель» и возвращает мяч.
Например: день - … (ночь); больной - … (здоровый); войти - … (выйти); близко - … (далеко).
Игра «Незнайка все перепутал»
Детям предлагается послушать предложения, в которых Незнайка подобрал слова-неприятели и определить, какие слова выбраны неправильно.
Например: Коля несёт лёгкий чемодан, а папа несёт трудный (тяжёлый).
Игра «Прятки»
Инструкция: «В домике спряталось какое-то животное. Чтобы узнать, кто там, нужно правильно подобрать к словам слова -«неприятели» и из первых звуков составить название этого животного».
Например:
Длинный – короткий
Раздеться – одеться
Тонкий – толстый
(кот)
  1. развитие синонимии;
Работа над синонимами была направлена, главным образом, на развитие у детей понимания того, чем один синоним отличается от другого. Важно, чтобы дети понимали, что слова – синонимы не только близки по смыслу, но и отличаются смысловыми оттенками.
Развитие синонимии у школьников с общим недоразвитием речи осуществлялось в процессе работы над семантическими и семантико-стилистическими синонимами. На начальных этапах работа проводится над синонимами с более выраженной степенью семантической близости (смотреть-глядеть; спешить-торопиться).  В дальнейшем осуществлялась работа над синонимами с менее выраженной семантической близостью (смеяться – хохотать).
Игра «Закончи предложение».
Детям предлагает придумать предложение, с подбором сравнения.
Например:
Земля покрыта снегом, как ...
Упражнение на подбор синонимов в предложении
Сначала логопед указывает детям слово в предложении, к которому нужно подобрать синоним. Затем предлагает самостоятельно выбрать из предложения слово или слова, к которым можно подобрать синонимы.
Например: «Ребёнок спешит домой» – … (Малыш торопиться домой).
Упражнение на градацию синонимов
Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака. Нужно составить ряд по возрастанию размера, по степени интенсивности оценки.
Например: огромный, гигантский, большой;
Игра-ТРИЗ «Чёрное-белое»
Логопед называет слова и показывает карточку с черным и белым домиками –дети подбирают антонимы. Если с двумя белыми домиками, то синонимы.  
  1. Развитие контекстуального значения и многозначности слова;
Работа над многозначностью слова включает выделение сначала основного значения слова, затем выделение производных. Последовательность работы осуществляется в направлении от семантически противопоставленных слов (омонимов) к семантически близким словам. В начале изучаются слова с предметным значением, затем глаголы. В процессе работы над омонимами обращалось внимание на отсутствие семантической связи между различными значениями омонимичных слов и подчеркивается звуковое тождество.
Игра «Одинаково звучат»
Выбрать среди других картинки, названия которых звучат одинаково. Объяснить значения похожих слов. Например: коса (у девочки), коса (орудие труда).
Игра «Отгадай слово»
Ребёнок по картинкам отгадывает слово.
Предметные картинки:
Например:
Ёж, кактус, шприц с иголкой, иголка с ниткой – иголка;
Игра «Найди пару»
Инструкция: «Найди и соедини картинки, названия которых одинаково звучат».
Например:
кисть (винограда) – (малярная) кисть;
Игра «Незнайка».
Инструкция: «Объясни Незнайке значения слов в словосочетаниях».
Например: прозрачный ключ, железный ключ.
Игра «Как много слов!»
Определить, применительно к каким предметам используются слова. Предлагаются вопросы «у кого?», «у чего?»
Например:
ручка — у человека, у двери, у чемодана, у сумки;
  1. Развитие словообразования
Словообразование является одним из основных средств обогащения словарного запаса. В процессе развития    лексического строя речи проводится работа по включению слова в деривационные отношения, т.е. на основе близости значений и общности морфем. Проводится работа над родственными однокоренными словами и над закреплением словообразовательных моделей.
Работа по данному направлению осуществляется в следующей последовательности:
3.1. Для существительных:
  1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Игра «Бабушкин огород»
Логопед показывает картинку с овощами, фруктами, ягодами и говорит: «У бабушки вырос такой хороший урожай, потому что она ухаживала за растениями, поливала их и ласково называла. Как?».
Ребёнок называет овощ (фрукт, ягоду) и образует существительное с уменьшительно-ласкательными суффиксами: перец-перчик; тыква-тыковка; яблоко-яблочко и т.д.
Игра «Куколка»
«Посмотри на куклу и назови ласково части тела куклы».
Ребёнок называет: глазик, носик, ручка и т.д.
Игра «Кукольный домик»
«Это кукольный домик. Мебель кукольного домика похожа на нашу, но она маленькая. Назови её».
Ребёнок называет: кроватка, стульчик, столик, шкафчик и т.д.
Игра «Кукольный шкаф»
Перед ребёнком картинка, на которой изображён шкаф с одеждой. Логопед объясняет: «Вот одежда для кукол. Посмотри, какая она маленькая. Назови кукольную одежду».
Ребёнок называет: кофточка, юбочка, сарафанчик, носочки и т.д.
Логопед рассказывает: «Эта одежда очень красивая, она украшена маленькими деталями. Назови их».
Ребёнок называет: воротничок, рукавчик, пуговка, складочка, карманчик и т.д.

 
  1. Образование существительных с суффиксом -ниц-, -ник-, -онк-, -ёнк-
Игра «Посуда на столе»
Перед ребёнком картинка «стол». Ребёнок отвечает на вопрос логопеда (образует существительное с суффиксом -ниц-), берёт определенную предметную картинку и кладёт на «стол».
Например: для салата - … (салатница).
  1. Образование существительных с суффиксом -инк-
Игра «Лупа»
Логопед показывает картинку, а ребёнок называет то, что там изображено.
Например: бусы - … (бусинка).
  1. Образование названий детёнышей животных и птиц
Игра «Зоопарк»
Перед ребёнком предметные картинки с детёнышами животных и картинка «зоопарк», на которой изображены разные животные.
Ребёнок называет детёныша животного и соотносит определённую предметную картинку с картинкой «зоопарк».
Логопед даёт инструкцию: «Посмотри на картинку. Назови детёныша животного. Найди ему маму».
 
Игра «Птичий дом»
«Давай вспомним членов семьи каждой птицы».
Логопед показывает картинки птиц.
Ребёнок называет: петух-курица-цыплёнок (образование на основе супплетивизма);
  1. Образование существительных, обозначающих названия профессий и занятий людей
Игра «Мир профессий»
Ребёнок отвечает на вопросы по картинкам.
Например: кто укладывает камни - … (каменщик).
Игра «Назови спортсмена»
Логопед даёт инструкцию: «Назови спортсмена, который играет в хоккей ».
3.2. Для глаголов:
  1. образование глаголов совершенного и несовершенного вида;
Игра «Сейчас и потом»
Ребёнок отвечает на вопросы по картинкам.
«Что делает? Что сделал?».
Например: мальчик рисует – мальчик нарисовал.
  1. образование возвратных и невозвратных глаголов;
Игра: «Маша и Паша»
Ребёнок составляет предложения по сюжетной картинке.
Например: «Кто сам умывается? Кого умывают?» - Маша умывается, а Пашу умывают.
3.3. Для прилагательных:
  1. образование притяжательных прилагательных;
Игра «Это чьё?»
Ребёнок отвечает на вопрос по картинкам.
Например: чья эта лапа? – медвежья;

 
  1. образование качественных прилагательных;
Игра «Загадка»
Ребёнок по мнемотаблице загадывает фрукт: называет форму, цвет, вкус фрукта, а логопед его отгадывает.
  1. образование относительных прилагательных;
Игра «Бабушкин сок»
«Бабушка приготовила сок. Какой?»
Например: сок из яблок – яблочный.
Игра «Молочный коктейль»
«Давай приготовим молочный коктейль». Ребёнок берет предметную картинку, называет ягоду и «кладёт» на картонный стакан.
Например: клубничный молочный коктейль и т.д.
  1. Заключительный этап
  1. Развитие синтагматических связей слов
Игра «Кто какие звуки издает?»
Например: дверь — скрипит.
Игра «Кто как передвигается?»
Логопед показывает картинки, на которых изображены животные. Дети определяют их и называют, как они передвигаются.
Например: лошадь — скачет.
Игра «Отгадай-ка»
Логопед называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном идет речь.
Например: сторожит, грызет, лает (кто это?) — ...
Игра в лото «Кто что делает?»
На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Логопед называет действие. Дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой.
Например, логопед называет слово «скачет», дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки после воспроизведения предложений.
Предлагаются карточки на глаголы: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползет, качается и др.
Игра «Круги»
Оборудование: три скрепленных между собой круга:
1). «круги на подбор формы и материала»: на большом круге предметные картинки (крыша, клубок, плед, балалайка, окно, шарик), на среднем – геометрические фигуры (шар, треугольник, квадрат); на маленьком – материалы (стекло, дерево, шерсть).
2) круги «профессии»: на большом глаголы (строить, водить, учить, покупать, есть, стричь), на среднем – профессии (строитель, парикмахер, учитель, продавец, водитель); на маленьком – предметы, которые относятся к этим профессиям.
Ход игры: предлагается назвать предметы, соотнести их с признаками и глаголами и назвать их.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»