Классификация чувств и виды эмоций
Москаль Елена Олеговна
В психологии эмоциями называют процессы, которые отражают собственную оценку и значимость различным ситуациях в жизнедеятельности человека в виде переживания. Самой важной чертой эмоции является их субъективность. Когда психические процессы, как например мышление и восприятие, позволят человеку объективно отражать окружающий и от него не зависимый мир, тогда эмоция служит для субъективного отношения к окружающему миру, а так же к самому себе. Именно эмоции проявляют личную значимость познания через интерес, вдохновение, одержимость [4].
Гиппенрейтер Ю.Б. писала : «эмоции – это особый класс субъективных психологических состояний, которые проявляются в форме непосредственных переживаний, ощущая приятные или неприятные отношения человека к людям или всему миру, процесс и результаты его практической деятельности» [3]
Структура познавательных процессов сильно отличается от структуры эмоциональных процессов. К эмоциям относятся чувства, настроение, стрессы, страсти, аффекты, страхи. Их называют «чистыми» эмоциями, они есть во всех психических процессах человека, а так же его состоянии.
Одной из мощных эмоциональных реакций считается аффект. По мнению Морозова А.В., «аффект – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее при сильной действующей на психику причины, которые обычно зависят от неудовлетворенности очень важных потребностей для человека» [14, 29 с.]. Когда человек находится в состоянии аффекта, он мало может предвидеть последствия своих действий, после чего его поведение становится импульсивным. После аффекта чаще всего наступает упадок сил, раскаяние в произошедшем или равнодушие к окружающему миру.
Помимо понятий «эмоции» и «аффект» эмоциональная сфера характеризуется также понятиями «чувство», «настроение», «стресс», «страсть».
Ковалев А.Г. писал: «чувство – высшая, культурно-обусловленная эмоция человека, связанная с некоторыми социальными объектами» [10]
Чувства классифицируются на три вида: морально – эстетические, интеллектуальные чувства, эстетические чувства.
- Нравственные чувства - эти чувства которые возникают вследствие переживаний человеком своего отношения к выполнению нравственных принципов (дисциплинированность, добросовестность, честность, отзывчивость).
- Интеллектуальные чувства – связаны с умственной деятельностью человека, проявляется в любознательности, пытливости, сомнениях или уверенности, любви к новому или его боязнь.
- Эстетические чувства – это чувства красоты или напротив безобразного, трагического и комического, величия и низости.
Так же по мнению Ковалев А.Г.: « настроение – эмоциональное «хроническое» состояние, окрашивающее все поведение человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени [10].
Стресс – этот вид эмоций имеет большую значимость в жизни человека. Это эмоциональное состояние и поведенческое расстройство, которое связано с неспособностью разумно принимать решения в сложной ситуации, которое появляется в напряженной и неожиданной обстановке [10].
Страсть – сильно выраженная увлеченность человека кем – либо или чем – либо, которое сопровождается глубоким эмоциональным переживанием, связанными с соответствующим объектом [10].
Так же Головин С.Ю. [4] писал что, эмоции делятся на три вида:
- Положительные эмоции: радость, ликование, удовольствие, восторг, гордость, уверенность, восхищение, симпатия, уважение, любовь, самодовольство, умиление.
- Нейтральные эмоции: удивление, безразличии, любопытство, изумление, спокойно – созерцательное настроение.
- Отрицательные эмоции: горе, тоска, неудовольствие, печаль, огорчение, обида, тревога, испуг, страх, сочувствие, жалость, гнев, возмущение, неприязнь, злоба, уныние, ужас, недоверие, раскаяние.
Ознакомится с классификацией эмоций и чувств Крысько В.Г. можно в приложение №1.
По мнению Нуркова В.В., Березанская Н.Б. [17], чувства можно воспитать. Воспитание заключается в том, что можно с помощью подавления ненужных чувств и укреплении устойчивых и социально ценностных, позитивных качеств личности. Эмоционально-волевые тренировки могут помочь развитию эмоциональной возбудимости и являются методом психопрофилактики, которая поможет избежать страха, напряженности, мешающие развитию творческих способностей человека.