Значение домашнего задания в образовательном процессе
Павлова Ирина Анатольевна
Фактически постепенно должна стираться грань между классными
и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной
самостоятельной учебной деятельности школьника.
и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной
самостоятельной учебной деятельности школьника.
Эльконин-Давыдов
Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени.
- Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой.
- И если первичное восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, то последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной, в том объёме и темпе, которые необходимы каждому ученику для полного и прочного усвоения материала. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома.
Только в домашних условиях ученик может попробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы. Логическое соединение учебной деятельности школьников на уроке с самостоятельной работой дома делает процесс формирования мышления школьников непрерывным.
- домашняя работа учащихся - это «составная часть процесса обучения. Главная цель ее - расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности и способности»
- домашняя учебная работа - это «самостоятельное выполнение учащимися заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований, совершенствованию учебных умений и навыков»
- домашние задания способствуют переходу знаний обучающихся из оперативной памяти в долговременную.
- выравнивание знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил.
- стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме (в этом случае положительную роль играют дифференцированные домашние задания).
правильно подготовленное организованное задание:
- сможет превратить сам факт домашнего труда из скучной и нудной необходимости в увлекательную, незаменимую с точки зрения самообразования ученика работу;
- сможет сделать последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательней, эффективней и интересней;
- даст возможность гармонично связать несколько уроков в единую систему;
- сможет сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, т.е. превратить знания в инструмент познания;
- данное в начале или в середине урока поможет направить внимание учеников в нужное русло, подготовить восприятие нового материала
- ученик будет владеть алгоритмом действия при выполнении домашнего задания;
- домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;
- вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения;
- выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.
- в зависимости от методической цели, поставленной учителем. Согласно этапам процесса усвоения, могут быть составлены задания на восприятие нового материала (знакомство с текстом, рисунками, таблицами и т.д.), на осмысление усвоенного материала (анализ, систематизация, обобщение и т.п.), на его закрепление (заучивание, упражнения на запоминание материала) и применение полученных знаний (решение задач, упражнений, выполнение опытов и др.).
- исходя из характера учебных действий, которые может выполнять ученик, задачи подразделяются на исполнительные (повторение, воспроизведение материала, упражнения) и творческие (написание сочинений, проведение экспериментов и др.). Оба вида заданий играют чрезвычайно важную роль в успешном усвоении знаний учащимися.
- задания могут быть обязательными для всех школьников или выбираться по желанию учителя или ученика (с использованием дополнительной литературы или других источников информации).
- по способу выполнения различают устные, письменные и практические задания. Так, многие действия можно выполнить и устно, и письменно, и показать на практике. Однако есть задания, которые выполняются преимущественно устно (например, выучить стихотворение, прочитать статью, упражнение, подобрать примеры на правила), письменно (решить задачу, написать сочинение, перевод) и практически (провести какой-нибудь опыт, изучить рельеф местности, явлений природы, описать какое-либо явление и т.д.).
- по степени индивидуализации задания могут разделяться на общие и дифференцированные (индивидуализированные). Основное назначение дифференцированных заданий - обеспечить для каждого ученика оптимальный характер познавательной деятельности в процессе учебной работы, а организация работы на уроке позволяет учителю одновременно работать со всеми учениками. Сильные учащиеся углубляют свои знания, помогают слабым, а слабые прочно усваивают программный материал. Задания подбираются такие, чтобы и слабые чувствовали, что они могут самостоятельно добывать знания.
- Домашние задания, которые подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на следующем уроке.
- Домашние задания, которые способствуют систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению.
- Домашние задания, способствующие закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы.
- Домашнее задание на применение полученных знаний на практике.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.)
- в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут
- в 5 - 11 классах - 10 - 15 минут
- во 2 - 3 классах - 1,5 ч.,
- в 4 - 5 классах - 2 ч.,
- в 6 - 8 классах - 2,5 ч.,
- в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.