Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Значение домашнего задания в образовательном процессе

Павлова Ирина Анатольевна
 
Фактически постепенно должна стираться грань между классными
и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной
самостоятельной учебной деятельности школьника.
Эльконин-Давыдов
Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени.
  • Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой.
  • И если первичное восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, то последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной, в том объёме и темпе, которые необходимы каждому ученику для полного и прочного усвоения материала. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома.
Домашняя учебная работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы.
Только в домашних условиях ученик может попробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы. Логическое соединение учебной деятельности школьников на уроке с самостоятельной работой дома делает процесс формирования мышления школьников непрерывным.
  • домашняя работа учащихся - это «составная часть процесса обучения. Главная цель ее - расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности и способности»
  • домашняя учебная работа - это «самостоятельное выполнение учащимися заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований, совершенствованию учебных умений и навыков»
Функции домашних заданий:
  1. домашние задания способствуют переходу знаний обучающихся из оперативной памяти в долговременную.
  1. выравнивание знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил.
  1. стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме (в этом случае положительную роль играют дифференцированные домашние задания).
4.            развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
правильно подготовленное организованное задание:
  • сможет превратить сам факт домашнего труда из скучной и нудной необходимости в увлекательную, незаменимую с точки зрения самообразования ученика работу;
  • сможет сделать последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательней, эффективней и интересней;
  • даст возможность гармонично связать несколько уроков в единую систему;
  • сможет сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, т.е. превратить знания в инструмент познания;
  • данное в начале или в середине урока поможет направить внимание учеников в нужное русло, подготовить восприятие нового материала
Выполнение домашнего задания учеником будет результативным если:
  • ученик будет владеть алгоритмом действия при выполнении домашнего задания;
  • домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;
  • вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения;
  • выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.
Дифференциация домашних заданий:
  • в зависимости от методической цели, поставленной учителем. Согласно этапам процесса усвоения, могут быть составлены задания на восприятие нового материала (знакомство с текстом, рисунками, таблицами и т.д.), на осмысление усвоенного материала (анализ, систематизация, обобщение и т.п.), на его закрепление (заучивание, упражнения на запоминание материала) и применение полученных знаний (решение задач, упражнений, выполнение опытов и др.).
  • исходя из характера учебных действий, которые может выполнять ученик, задачи подразделяются на исполнительные (повторение, воспроизведение материала, упражнения) и творческие (написание сочинений, проведение экспериментов и др.). Оба вида заданий играют чрезвычайно важную роль в успешном усвоении знаний учащимися.
  • задания могут быть обязательными для всех школьников или выбираться по желанию учителя или ученика (с использованием дополнительной литературы или других источников информации).
  • по способу выполнения различают устные, письменные и практические задания. Так, многие действия можно выполнить и устно, и письменно, и показать на практике. Однако есть задания, которые выполняются преимущественно устно (например, выучить стихотворение, прочитать статью, упражнение, подобрать примеры на правила), письменно (решить задачу, написать сочинение, перевод) и практически (провести какой-нибудь опыт, изучить рельеф местности, явлений природы, описать какое-либо явление и т.д.).
  • по степени индивидуализации задания могут разделяться на общие и  дифференцированные (индивидуализированные). Основное назначение дифференцированных заданий - обеспечить для каждого ученика оптимальный характер познавательной деятельности в процессе учебной работы, а организация работы на уроке позволяет учителю одновременно работать со всеми учениками. Сильные учащиеся углубляют свои знания, помогают слабым, а слабые прочно усваивают программный материал. Задания подбираются такие, чтобы и слабые чувствовали, что они могут самостоятельно добывать знания.
 По содержанию и основной функции, которую выполняют домашние задания в процессе обучения, выделим следующие их виды:
  • Домашние задания, которые подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на следующем уроке.
  • Домашние задания, которые способствуют систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению.
  • Домашние задания, способствующие закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы.
  • Домашнее задание на применение полученных знаний на практике.
В зависимости от уровня усвоения материала различными учащимися, выделяют также репродуктивные, конструктивные и творческие домашние задания.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.)
  • в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут
  • в 5 - 11 классах - 10 - 15 минут
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
  • во 2 - 3 классах - 1,5 ч.,
  • в 4 - 5 классах - 2 ч.,
  • в 6 - 8 классах - 2,5 ч.,
  • в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»