Некоторые вопросы здоровьесберегающей педагогики
Агафонова Ирина Юрьевна
Все болезни развиваются из причин при наличии условий.
Без условий от причин не будет последствий.
Поэтому делай так, чтобы не было условий для болезней.
Из книги тибетских мудрецов "Чжуд-Ши",
глава "Как жить, не болея"
Все болезни развиваются из причин при наличии условий.
Без условий от причин не будет последствий.
Поэтому делай так, чтобы не было условий для болезней.
Из книги тибетских мудрецов "Чжуд-Ши",
глава "Как жить, не болея"
Здоровье человека — тема весьма актуальная для всех времен и народов, т.к. здоровье – это главная человеческая ценность. Обязанностью каждого человека является ее сохранение и приумножение. В нашем быстроменяющемся мире проблема здоровья становится первостепенной.
В некоторых странах курение, употребление алкоголя, ожирение и даже просто нездоровый внешний вид являются признаками нездорового образа жизни и вызывают отрицательную реакцию как в обществе, так и в работодательных структурах. Например, из-за элементарной привычки покурить, можно лишиться престижной работы. Теперь и в России многие работодатели (правда, больше это проявляется в частных структурах) выдвигают жесткие требования к состоянию здоровья своих работников.
Таким образом, успех в жизни иногда напрямую зависит от здоровья и от правильного отношения к нему. Человек должен научиться относиться к своему здоровью, как к частной собственности, от сбережения которой зависит всё его благополучие и сама жизнь. Не должно быть человека безразличного и нетребовательного к самому себе. Мы должны правильно планировать свою трудовую, семейную и личную жизнь, нести личную ответственность за всё, включая собственное здоровье и благополучие. Каждый должен сам в себе преодолеть психологический стереотип "потребителя своего здоровья" и начать заботиться о себе.
Школа является одним из мест, где мы можем этому научиться. Но в то же время, она является местом, где мы можем не только научиться сохранять наше здоровье, но и потерять его. Медики бьют тревогу: лишь каждый десятый выпускник покидает школу абсолютно здоровым. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является образовательные учреждения, т.к. с пребыванием в них связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным (внешним) факторам окружающей среды.
В уставе Всемирной организации зравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Таким образом, школа может отвечать за три составляющие здоровья – физическую, душевную и социальную.
Ребенка можно назвать здоровым, если он:
- в физическом плане - умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
- в интеллектуальном - проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение;
- в нравственном - честен, самокритичен, эмпатичен (способен поставить себя на место другого человека и животного, способен к сопереживанию);
- в социальном - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
- Стрессовая педагогическая тактика. Стресс, испытываемый ребенком из-за гонки, ограничения времени, неудач, неудовлетворенности взрослых (педагогов и родителей), однозначно приводит к ухудшению здоровья ребенка. Очень часто дети сталкиваются со следующими фразами учителей: «Опять ты не выполнил домашнее задание!», «Ты снова не готов!», «Опять все тебя ждут!», «Ну что это за почерк!», «Ты опять не успел!», «Совсем не стараешься» и т.д. В конечном итоге это приводит к сильнейшему стрессу. Можно же пойти по другому пути, положительное подкрепление может принести гораздо больше пользы, чем отрицательное. Давайте не ругать за невыполненное домашнее задание, а хвалить за его выполнение. Так через некоторое время даже слабые ученики будут их выполнять или хотя бы пытаться: «И меня похвалят! Я тоже делал.»
- Одним из стрессовых факторов в школе является ограничение времени в процессе деятельности. Это ограничение может быть связано как с увеличением объема и интенсивности учебных нагрузок, так и с технологией и методикой обучения. Успешность обучения, часто определяется не качественными, а количественными показателями (скоростными). «Испытание секундомером» приводит к развитию не только пограничных нарушений психического здоровья, но и к тяжелейшим психическим расстройствам. Зачем требовать от ребенка скорости чтения 120 слов в минуту, когда восприятие информации возможно лишь при скорости чтения не более 80-90 слов в минуту.
- Интенсификация учебного процесса. Это увеличение количества учебных часов, что неизбежно нарушает режим ребенка, ведет к резкому сокращению сна и отдыха, вызывает утомление и тревогу. Или это может быть реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала, что приводит к увеличению домашних заданий, а следовательно к перегрузкам и утомлению. Микросимптоматика переутомления может быть четко не выражена, а такие его проявления как раздражительность, плохой сон, плаксивость, неустойчивость внимания, низкий уровень работоспособности часто принимаются за лень, нежелание учиться или отсутствие старательности. По данным Института возрастной физиологии, отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Учителям необходимо помнить, что в школе дети изучают не только их предмет, что по другим предметам тоже задают домашние задания. Нет главных и неглавных предметов. Выпускники школ должны получить систему знаний, которая поможет им в дальнейшем росте.
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников. Например, методика обучения безотрывному письму выступает третьим по значимости фактором риска, вызывающим повышенное напряжение и переутомление.
- Нерациональная организация учебной деятельности, например, нерациональная организация урока (например, слишком частая смена деятельности ученика, что затрудняет переключение и соответственно снижает его работоспособность).
- Функциональная неграмотность педагога, низкая квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии, психологии, охраны здоровья школьников. Оказывается, сам учитель также может являться фактором риска. Он может знать свой предмет, но может не знать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, его возможности. Таким образом, педагогам необходимо самосовершенствоваться в вопросах психологии, охраны и укрепления здоровья.
Итак, сами того не желая мы (педагоги) создаем «идеальные» условия для развития нервно-психических заболеваний у детей. Повышенная чувствительность организма ребенка к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в школьном возрасте в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствием методик и технологий обучения делают свое дело. Большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений.
К факторам риска также можно отнести:
- недостаточную организацию питания в учебном заведении (часто вместо горячих завтраков учащиеся средней и старшей школы обходятся пирожками, хотя их обеспечивают прекрасными завтраками и обедами);
- недостаточную грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
«Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.» [1] Учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Таким образом, задачами здоровьесберегающей педагогики является разработка совокупности тех принципов, приемов и методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития, сводя к минимуму школьные факторы риска нарушений здоровья. Какие средства нам помогут решить эти задачи и достигнуть поставленных целей? Думаю, что к средствам педагогического воздействия мы можем отнести следующие:
- воспитательную работу (формирование культуры здоровья);
- учебную работу (удовлетворение информационных запросов ученика);
- контроль и самоконтроль (например, ведение дневников здоровья).
- в центре его лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития;
- здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма;
- оздоровление трактуется НЕ как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей;
- работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами. Эффективность применения последних возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами;
- ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.
Итак, исходя из вышесказанного, педагог должен уметь:
- анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
- владеть основами здорового образа жизни;
- устанавливать контакт с коллективом учащихся;
- наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
- прогнозировать развитие своих учащихся;
- моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
- личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Что необходимо для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни? Необходимо решить три проблемы.
Проблема № 1. | Проблема № 2. | Проблема № 3. |
Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту с позиции проблем здоровьесбережения. | Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности. | Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем. |
Принцип 1. Не навреди! Свести на нет все то, что может привести учащихся к состоянию переутомления.
Принцип 2. Приоритет действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
- Все должно оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей.
- Проводится мониторинг здоровья учащихся - физического, психологического, духовно-нравственного.
Принцип 4. Непрерывность и преемственность.
- Здоровьесберегающая работа проводится в школе каждый день и на каждом уроке. Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.
- Преподавание с учетом межпредметных связей помогает избежать многих факторов риска нарушения здоровья, а также учащиеся приобретают представления о единстве всех предметов.
- К каждому учащемуся осуществляется индивидуальный подход.
- Педагог – всегда пример.
- Педагоги обеспечивают здоровьесберегающие условия образовательного процесса, вопросы здоровья обязательно рассматриваются на разных предметах (будь то русский язык или математика).
- У учащихся воспитана ответственность за свое здоровье и таким образом, сами ученики помогают педагогам в решении этой общей задачи.
- Объема учебной нагрузки, уровень сложности изучаемого материала должны соответствовать индивидуальным возможностям учащихся.
- Комплексный междисциплинарный подход является основой эффективной работы по охране здоровья человека.
- Между педагогами, психологами, медицинскими работниками должно быть согласованное взаимодействие. Организация профилактических мероприятий, сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися.
- Отдаем предпочтение позитивным подкреплениям (воздействиям), стараясь избегать негативные (т.е. запреты). Создаем комфортные условия для учебы, чтобы все уроки, внеклассные мероприятия рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияли на их здоровье.
- Активные методы обучения приносят гораздо лучшие результаты.
- Следить за организацией правильного питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении.
- При учете индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося подбирается такой уровень учебной нагрузки, который будет соответствовать тренирующему режиму и, следовательно, является охранительным, т.е. щадящим (ниже утомляющего). Для каждого ученика составлен оптимальный уровень нагрузки.
- Не забывать о формировании ответственности учащихся за свое здоровье. Формирование собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты здоровья. Формирование у детей культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Пока ребенок растет, формируется, педагоги, врачи, психологи, родители - все, от кого это зависит, должны способствовать наиболее полному раскрытию задатков ребенка, готовить его к будущей непростой жизни и формировать осознанное отношение к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни. Следуя этим принципам, мы обязательно достигнем поставленных целей и сумеем развить здоровьесберегающие навыки обучающихся.
Здоровье каждого человека, и ребенка в том числе, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов. Так давайте же учить и учиться помогать нашему организму в этой нелегкой задаче.
Литература:
- Л.Г.Федоренко. Психологическое здоровье в условиях школы. – С-Пб.: КАРО, 2003.
- М.М.Безруких. Здоровьесберегающая школа. – М., 2004.
- М.М.Безруких. Школа – зона риска // Начальная школа. – №6, 2000.
- В.Т.Кудрявцев "Развивающая педагогика оздоровления" – М.: Линка-Пресс, 2000.
- Карен Прайор. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей. – М.: Селена +, 1995
- Интернет ресурсы:
http://www.zpzr.ru/healthcare_education/
[1] http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4180.html