Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Совершенствование форм внеклассной учебной деятельности
и воспитательной работы на базе школьного виртуального музея

 
Кузьминский Евгений Валентинович,
методист ГБОУ школа № 482
Выборгского района Санкт-Петербурга
 
 
Актуальность и исходное состояние проблемы
Главной целью демократического образования является «воспитание гражданина современного общества и его подготовка к осмысленной жизни и деятельности в демократическом обществе» (из письма министерства образования РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений» от 15 января 2003г.) Таким образом, превращение школ в общественные институты, обеспечивающие становление граждан как субъектов демократии, становится важнейшим направлением государственной политики в области образования.
Анализ состояния гражданского образования на сегодняшний день позволяет выявить следующие противоречия:
  • между декларированием необходимости создания системы гражданского образования и недостатком практики в деятельности образовательного учреждения;
  • между провозглашенными ценностями демократии, на которых базируется гражданское воспитание и утвердившимися отечественными традициями;
  • между осознанием необходимости гражданского воспитания и утратой связи поколений, особенно в последние десятилетия;
  • между осознанием возможностей использования богатой истории школы в воспитательном процессе и утратой опыта использования музея как средства гражданского воспитания.
Данный проект может стать основой гражданского воспитания, позволит учащимся осознать свою причастность к формирующейся истории школы, а через нее – к истории района, города, страны. При этом наиболее эффективно этот процесс может осуществляться в практической деятельности по созданию и функционированию школьного музея, который бы мог стать одной из форм организации гражданского воспитания. Данная форма должна способствовать формированию гражданственности и патриотизма, а, следовательно, социализации личности не путем усвоения теоретических положений, а в активной деятельности. Этому способствуют совместный поиск материалов об истории школы на различных этапах ее жизни, общение с выпускниками и участниками различных исторических событий, работа с источниками, хранящимися в архивах. Таким способом учащийся усваивает опыт общественной жизни, культуру человеческих отношений, необходимых для сотрудничества с другими людьми. В данной деятельности создаются условия для эмоционального восприятия ценностей, способствующих формированию гражданственности.
Реальный опыт приобщения к музейному наследию возможно приобретать в рамках собственной новой школы, тем более что условия для этого есть.
    Возможные риски проекта связаны:
1) с временными затратами: на реализацию того или иного этапа может потребоваться более длительное количество времени;
2) со сложностью работ.
Новизна проекта
Для того чтобы музей образовательного учреждения стал действенным средством расширения образовательного кругозора и специализированных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно-полезной деятельности необходимо использовать новые технологии работы. К таким технологиям работы можно отнести Интернет-технологии и информационно-коммуникационные технологии. Именно к ним в настоящее время предпочитают обращаться современные подростки и педагоги.
Идея создания виртуального музея образовательного учреждения и использования Интернет-технологий, значительно расширяет рамки традиционного школьного музея,  формирует круг своих постоянных посетителей, способствует развитию информационной культуры и максимальному включению в совместную проектную деятельность.
 
Особенность виртуального музея заключается в том, что он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и распространению музейной информации. Всё это позволит сформировать единое информационное образовательное пространство. Кроме того, создание виртуального музея будет способствовать социализации учащихся, будет стимулировать их познавательную активность и повысит эффективность использования музейной информации  в учебно-воспитательном процессе.
 
Виртуальный музей (веб-сайт-музей) — тип веб-сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов образовательного учреждения. Это будет специализированный сайт, который представляет собой систему веб-страниц, связанных между собой гипертекстовыми ссылками,  на которых будут размещаться тематические виртуальные выставки и экскурсии, основанные на авторских текстах и качественных цифровых изображениях экспонатов из собраний школьного музея. Представленные материалы могут быть из самых различных областей: от предметов искусства и исторических артефактов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий.
Профиль музея предполагается историко-краеведческий. Специалисты отмечают большой потенциал и реальную ценность музеев историко-краеведческого профиля в силу возможности их большей интеграции в учебный процесс и сферу дополнительного образования.
Уже сейчас собранный материал позволяет создать тематические виртуальные выставки:
  • История школы (с нее начиналась наша школа);
  • Герои живут рядом (ветераны войны, участники войн в Афганистане и Чечне);
  • Трудовые достижения наших бабушек и дедушек;
  • Почетные граждане города Санкт-Петербурга;
  • Ветераны педагогического труда
 
 
Важнейшими критериями, которым должен удовлетворять виртуальный музей являются:
  • репрезентативность и содержательность виртуальной экспозиции, исключающих искажение фактов, которые могут привести к предвзятому представлению об истории, человеческих судьбах;
  • многослойность представленной информации, подходящей для   различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей;
  • ясный пользовательский интерфейс с удобной навигацией.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: активизация познавательной, творческой, социальной деятельности детей и педагогов школы по изучению истории Великой Отечественной войны, истории своего города, своей семьи через формирование единого культурно-информационного пространства между участниками проекта.
 
Задачи проекта:
  1. Посредством использования Интернет-технологий создать веб-сайт школьного музея;
  2. Организовать поисковую деятельность по сбору дополнительного краеведческого материала;
  3. Создать условия через проведение  конкурсов, акций и мероприятий для развития творческих, исследовательских способностей детей, формирования активной гражданской позиции;
  4. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну;
  5. Привлечь общественность, родителей к совместной деятельности по воспитанию гражданственности;
  6. Повышать ИКТ-компетентность участников проекта посредством использования информационных технологий.
Механизм реализации проекта
Проект будет реализовываться под руководством учителей истории. Планируется привлечение приглашенного специалиста – школьного системного администратора.  Непосредственными исполнителями проекта станут педагоги и обучающиеся школы, их родители и родственники, представители общественности. Из обучающихся и педагогов, владеющих на высоком уровне ИКТ-компетенциями, предполагается создание актива музея, который в дальнейшем непосредственно будет занят накоплением электронных ресурсов, их обработкой, созданием тематических коллекций и виртуальных экспозиций. Внутри актива предполагается распределение обязанностей согласно предлагаемой структуре (приложение 1).
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
  апрель-май 2018
  • Анализ состояния проблемы
  • Выявление и систематизация материалов в архиве школы
  • Актуализация темы создания виртуального музея для всех участников образовательных отношений
  • Определение круга  лиц для сотрудничества по созданию виртуального музея
  • Создание актива музея из обучающихся и педагогов
  • Разработка программы деятельности
2 этап. Подготовка контента сайта
 май-сентябрь 2018
  • Определение тематики первых экспозиций (веб-страниц)
(приложение 2)
  • Оцифровка документальных и вещественных источников
  • Создание электронной базы данных по истории школы и города
  • Разработка единой системы хранения и каталогизации всех возможных видов электронного представления музейных экспонатов
  • Подготовка материалов для медиа-экспозиций
  • Проведение обучающего семинара «Знакомство с Интернет-технологиями»
3 этап Создание веб-сайта школьного музея
октябрь-ноябрь 2019
  • Выбор типа сайта
  • Регистрация домена и хостинг
  • Выбор инструментов создания сайта и его дизайна
  • Определение структуры сайта (приложение 3)
  • Моделирование системы построения виртуального макета музея и его залов
  • Разработка механизмов интеграции виртуального макета и базы данных описаний экспонатов
  • Наполнение контентом первых веб-страниц
  • Проектирование интерактивных систем представления и навигации по виртуальным мультимедийным музейным экспозициям с возможностью просмотра материалов по экспонатам
4 этап. Поисково-исследовательский
ноябрь 2019-апрель 2020
  • Организация поисковой работы
  • Создание творческих групп по направлениям деятельности музея
  • Обучение актива музея основам музейной деятельности и ИКТ-компетенциям
  • Добавление  материалов к виртуальным экспозициям
  • Создание новых веб-страниц
  • Разработка и организация системы урочной и внеурочной деятельности школы по гражданскому воспитанию с учетом использования возможностей музея
  • Создание и распространение печатной продукции по материалам виртуального музея
5 этап. Заключительный
апрель-май 2020
  • Формирование копилки методических разработок по гражданскому воспитанию обучающихся
  • Презентация веб-сайта на районной научно-практической конференции
  • Установление контактов с существующими виртуальными школьными музеями через Интернет пространство
  • Подведение итогов и анализ результатов
Ожидаемые результаты
Создан веб-сайт школьного музея ГБОУ школы № 482 Выборгского района СПб.
Созданы виртуальные коллекции, экскурсии, выставки, обзоры фондов музея школы
Развернута поисково-исследовательская деятельность обучающихся школы
Осваиваются обучающимися специфические приемы музейной деятельности и ИКТ-компетенции
Совершенствуются формы внеклассной учебной деятельности и воспитательной работы на базе виртуального музея
В перспективе:  выход на создание сетевого сообщества виртуальных музеев образовательных учреждений Выборгского района Санкт-Петербурга
Ресурсное обеспечение
Кадровые ресурсы:
  • Руководитель музея, учитель истории
  • Координатор детского движения, руководитель поисково-исследовательской деятельности, педагог-организатор
  • Системный администратор школы
  • Учитель информатики
  • Педагоги школы, прошедшие подготовку в области ИКТ-технологий
Материально-технические ресурсы:
  • 2-3 ИКТ-класса в школе (30 ПК)
  • Подключение к сети Интернет
  • 6-7 сканеров
  • 7-8 принтеров
  • 7-8 ксероксов
  • 3 цифровых фотоаппарата
  • 3 цифровые видеокамеры
  • 3 мультимедийных проектора
  • 3 экрана
Перспективы деятельности музея
  • Проведение обучающих занятий «Первые шаги в исследовании»
  • Выход на создание сетевого сообщества виртуальных музеев учреждений образования Выборгского района СПб
  • Подготовка методических рекомендаций по созданию виртуальных коллекций для руководителей музеев, по использованию материалов виртуальных коллекций в учебной и внеучебной деятельности
  • Создание фонда детского творчества (сохранение в цифровом формате детских творческих работ разной направленности)
  • Создание цифровой летописи школы
  • Создание на сайте школьного музея веб-страницы по истории Санкт-Петербурга
Форма представления результатов
По окончании проекта планируется составление методических рекомендаций по созданию виртуального школьного музея, распространение опыта создания музея среди образовательных учреждений Выборгского района СПб

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»