Совершенствование форм внеклассной учебной деятельности
и воспитательной работы на базе школьного виртуального музея
Кузьминский Евгений Валентинович,
методист ГБОУ школа № 482
Выборгского района Санкт-Петербурга
методист ГБОУ школа № 482
Выборгского района Санкт-Петербурга
Актуальность и исходное состояние проблемы
Главной целью демократического образования является «воспитание гражданина современного общества и его подготовка к осмысленной жизни и деятельности в демократическом обществе» (из письма министерства образования РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений» от 15 января 2003г.) Таким образом, превращение школ в общественные институты, обеспечивающие становление граждан как субъектов демократии, становится важнейшим направлением государственной политики в области образования.
Анализ состояния гражданского образования на сегодняшний день позволяет выявить следующие противоречия:
- между декларированием необходимости создания системы гражданского образования и недостатком практики в деятельности образовательного учреждения;
- между провозглашенными ценностями демократии, на которых базируется гражданское воспитание и утвердившимися отечественными традициями;
- между осознанием необходимости гражданского воспитания и утратой связи поколений, особенно в последние десятилетия;
- между осознанием возможностей использования богатой истории школы в воспитательном процессе и утратой опыта использования музея как средства гражданского воспитания.
Реальный опыт приобщения к музейному наследию возможно приобретать в рамках собственной новой школы, тем более что условия для этого есть.
Возможные риски проекта связаны:
1) с временными затратами: на реализацию того или иного этапа может потребоваться более длительное количество времени;
2) со сложностью работ.
Новизна проекта
Для того чтобы музей образовательного учреждения стал действенным средством расширения образовательного кругозора и специализированных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно-полезной деятельности необходимо использовать новые технологии работы. К таким технологиям работы можно отнести Интернет-технологии и информационно-коммуникационные технологии. Именно к ним в настоящее время предпочитают обращаться современные подростки и педагоги.
Идея создания виртуального музея образовательного учреждения и использования Интернет-технологий, значительно расширяет рамки традиционного школьного музея, формирует круг своих постоянных посетителей, способствует развитию информационной культуры и максимальному включению в совместную проектную деятельность.
Особенность виртуального музея заключается в том, что он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и распространению музейной информации. Всё это позволит сформировать единое информационное образовательное пространство. Кроме того, создание виртуального музея будет способствовать социализации учащихся, будет стимулировать их познавательную активность и повысит эффективность использования музейной информации в учебно-воспитательном процессе.
Виртуальный музей (веб-сайт-музей) — тип веб-сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов образовательного учреждения. Это будет специализированный сайт, который представляет собой систему веб-страниц, связанных между собой гипертекстовыми ссылками, на которых будут размещаться тематические виртуальные выставки и экскурсии, основанные на авторских текстах и качественных цифровых изображениях экспонатов из собраний школьного музея. Представленные материалы могут быть из самых различных областей: от предметов искусства и исторических артефактов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий.
Профиль музея предполагается историко-краеведческий. Специалисты отмечают большой потенциал и реальную ценность музеев историко-краеведческого профиля в силу возможности их большей интеграции в учебный процесс и сферу дополнительного образования.
Уже сейчас собранный материал позволяет создать тематические виртуальные выставки:
- История школы (с нее начиналась наша школа);
- Герои живут рядом (ветераны войны, участники войн в Афганистане и Чечне);
- Трудовые достижения наших бабушек и дедушек;
- Почетные граждане города Санкт-Петербурга;
- Ветераны педагогического труда
Важнейшими критериями, которым должен удовлетворять виртуальный музей являются:
- репрезентативность и содержательность виртуальной экспозиции, исключающих искажение фактов, которые могут привести к предвзятому представлению об истории, человеческих судьбах;
- многослойность представленной информации, подходящей для различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей;
- ясный пользовательский интерфейс с удобной навигацией.
Цель проекта: активизация познавательной, творческой, социальной деятельности детей и педагогов школы по изучению истории Великой Отечественной войны, истории своего города, своей семьи через формирование единого культурно-информационного пространства между участниками проекта.
Задачи проекта:
- Посредством использования Интернет-технологий создать веб-сайт школьного музея;
- Организовать поисковую деятельность по сбору дополнительного краеведческого материала;
- Создать условия через проведение конкурсов, акций и мероприятий для развития творческих, исследовательских способностей детей, формирования активной гражданской позиции;
- Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну;
- Привлечь общественность, родителей к совместной деятельности по воспитанию гражданственности;
- Повышать ИКТ-компетентность участников проекта посредством использования информационных технологий.
Проект будет реализовываться под руководством учителей истории. Планируется привлечение приглашенного специалиста – школьного системного администратора. Непосредственными исполнителями проекта станут педагоги и обучающиеся школы, их родители и родственники, представители общественности. Из обучающихся и педагогов, владеющих на высоком уровне ИКТ-компетенциями, предполагается создание актива музея, который в дальнейшем непосредственно будет занят накоплением электронных ресурсов, их обработкой, созданием тематических коллекций и виртуальных экспозиций. Внутри актива предполагается распределение обязанностей согласно предлагаемой структуре (приложение 1).
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
апрель-май 2018
- Анализ состояния проблемы
- Выявление и систематизация материалов в архиве школы
- Актуализация темы создания виртуального музея для всех участников образовательных отношений
- Определение круга лиц для сотрудничества по созданию виртуального музея
- Создание актива музея из обучающихся и педагогов
- Разработка программы деятельности
май-сентябрь 2018
- Определение тематики первых экспозиций (веб-страниц)
- Оцифровка документальных и вещественных источников
- Создание электронной базы данных по истории школы и города
- Разработка единой системы хранения и каталогизации всех возможных видов электронного представления музейных экспонатов
- Подготовка материалов для медиа-экспозиций
- Проведение обучающего семинара «Знакомство с Интернет-технологиями»
октябрь-ноябрь 2019
- Выбор типа сайта
- Регистрация домена и хостинг
- Выбор инструментов создания сайта и его дизайна
- Определение структуры сайта (приложение 3)
- Моделирование системы построения виртуального макета музея и его залов
- Разработка механизмов интеграции виртуального макета и базы данных описаний экспонатов
- Наполнение контентом первых веб-страниц
- Проектирование интерактивных систем представления и навигации по виртуальным мультимедийным музейным экспозициям с возможностью просмотра материалов по экспонатам
ноябрь 2019-апрель 2020
- Организация поисковой работы
- Создание творческих групп по направлениям деятельности музея
- Обучение актива музея основам музейной деятельности и ИКТ-компетенциям
- Добавление материалов к виртуальным экспозициям
- Создание новых веб-страниц
- Разработка и организация системы урочной и внеурочной деятельности школы по гражданскому воспитанию с учетом использования возможностей музея
- Создание и распространение печатной продукции по материалам виртуального музея
апрель-май 2020
- Формирование копилки методических разработок по гражданскому воспитанию обучающихся
- Презентация веб-сайта на районной научно-практической конференции
- Установление контактов с существующими виртуальными школьными музеями через Интернет пространство
- Подведение итогов и анализ результатов
Создан веб-сайт школьного музея ГБОУ школы № 482 Выборгского района СПб.
Созданы виртуальные коллекции, экскурсии, выставки, обзоры фондов музея школы
Развернута поисково-исследовательская деятельность обучающихся школы
Осваиваются обучающимися специфические приемы музейной деятельности и ИКТ-компетенции
Совершенствуются формы внеклассной учебной деятельности и воспитательной работы на базе виртуального музея
В перспективе: выход на создание сетевого сообщества виртуальных музеев образовательных учреждений Выборгского района Санкт-Петербурга
Ресурсное обеспечение
Кадровые ресурсы:
- Руководитель музея, учитель истории
- Координатор детского движения, руководитель поисково-исследовательской деятельности, педагог-организатор
- Системный администратор школы
- Учитель информатики
- Педагоги школы, прошедшие подготовку в области ИКТ-технологий
- 2-3 ИКТ-класса в школе (30 ПК)
- Подключение к сети Интернет
- 6-7 сканеров
- 7-8 принтеров
- 7-8 ксероксов
- 3 цифровых фотоаппарата
- 3 цифровые видеокамеры
- 3 мультимедийных проектора
- 3 экрана
- Проведение обучающих занятий «Первые шаги в исследовании»
- Выход на создание сетевого сообщества виртуальных музеев учреждений образования Выборгского района СПб
- Подготовка методических рекомендаций по созданию виртуальных коллекций для руководителей музеев, по использованию материалов виртуальных коллекций в учебной и внеучебной деятельности
- Создание фонда детского творчества (сохранение в цифровом формате детских творческих работ разной направленности)
- Создание цифровой летописи школы
- Создание на сайте школьного музея веб-страницы по истории Санкт-Петербурга
По окончании проекта планируется составление методических рекомендаций по созданию виртуального школьного музея, распространение опыта создания музея среди образовательных учреждений Выборгского района СПб