Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Элективный курс по профориентации

Попова Маргарита Джамаловна

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа «Я и моя будущая профессия в Ленинградской области» составлена на основании материалов с сайта МОУ Серебрянской средней школы, кабинета профориентации.
Количество часов на год по программе: 34. 1 час в неделю.
Профессия в современном мире – это не только «инструмент» для зарабатывания денег.
Правильно выбранная профессия – это:

 

  • Возможность реализовывать себя, развить свои таланты и способности;
  • Основа для уважения и самоуважения человека;
  • Основа материального благополучия и возможности иметь многое для собственного развития и удовлетворения;
  • Радость творчества
Для правильного выбора профессии необходимо многое – знание своих возможностей и способностей, информированность о мире профессий и учебных заведениях, умения принимать обдуманные решения.
Для молодых людей переходный период между школой, вузом и работой становится определяющим для личного и профессионального развития на всю жизнь. А это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущей жизни. Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться обучающимися уже в 14 лет. Но не все выпускники готовы взять на себя ответственность за планирование своей будущей профессиональной деятельности и жизни в целом.
Курс «Я и моя будущая профессия в Ленинградской области» позволяет обучающимся изучить свои возможности и потребности, а также соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор , подготовиться к будущей профессиональной деятельности, в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адоптироваться к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Актуальность данной программы состоит в том, что необходимо с учащимися 8-9 классов проводить систематически организованную профориентацию, направленную не только на знакомство с профессиями, которые доступны в районе, но и на изучение личностных особенностей, учет их при выборе своей будущей профессии и на развитие личности.
В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры и даны диагностические и информационные материалы, которые должны помочь ребятам в выборе профессии.
В программе использованы различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием апробированных методик, деловых и ролевых игр, проблемно - поисковых задач, контрольные задания.
Данный элективный курс имеет своей цельюобеспечить знакомство обучающихся с важнейшими способами применения знаний по предметам на практике, развитие их интереса к современной профессиональной деятельности.
Основная цель данного курса - формирование у обучающихся психологической готовности к выбору социального и профессионального самоопределения.
Задачи:
- помочь обучающимся раскрыть психологические особенности своей личности ;
- помочь выпускникам определить свои жизненные планы и всоответствии с ними выстроить алгоритм действий;
- способствовать развитию социального интеллекта (овладение способами и приёмами конструктивного взаимодействия с окружающими);
- расширить знания обучающихся о мире профессий, познакомить с их классификацией, дать представление о профпригодности;
- ознакомить обучающихся со списком образовательных учреждений и списком профессий, находящихся в Ленинградской области;
- создание условий для качественной подготовки к итоговой аттестации;
Структура программы.
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.
Так же в программу входит:
  • Посещение «дня открытых дверей» в образовательных учреждений на территории Лужского района
  • Посещение доступных предприятий и профессиональных учреждений в поселке Серебрянский
  • Составление карты профессий в родном поселке
  • Беседа с родителями выпускников
Форма занятий - урок-диалог с применением игровых упражнений, диагностических методик, мини-лекций, групповых дискуссий, презентаций и т.д.
Одна половина занятий направлена на саморефлексию, определению собственного «Я», а вторая половина - развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и продвижению по профессиональному пути.
По завершению курса, ребята, ознакомленные с профессиями на территории Ленинградской области, смоделируют свой индивидуальный путь в выборе вуза и профессии.
Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования.
Содержание курса «Я и моя будущая профессия в Ленинградской области»
I Блок. Самопознание
  1. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личного профессионального плана.
  1. Темперамент и профессия. Определение темперамента.
Типы нервной системы. Типы темперамента. Понятие психотипов. Характер. Самооценка. Потребности, их виды.
Учащиеся должны знать:
  • типы нервной системы;
  • типы темперамента;
  • понятие характера;
  • понятие жизненного и профессионального самоопределения;
  • понятие потребности, виды потребностей;
Учащиеся должны уметь определять тип нервной системы, темперамента;
  1. Чувства и эмоции. Тест эмоций.
Учащиеся должны знать такие определения как: чувства и эмоции, негативные эмоции.
  1. Что такое стресс. Приемы саморегуляции.
Учащиеся должны апеллировать такими понятиями как: стресс, стрессовая ситуация, саморегуляция.
Учащиеся должны уметь: использовать методики для снятия напряжения в стрессовых ситуациях.
5-6) Определение типа мышления. Интелектуальный потенциал.
Учащиеся должны знать : основные понятия, этапы развития мышления человека.
7) Диагностика уровня сформированности основных мыслительных операций.
8) Внимание и память.
Учащиеся должны знать: понятие «внимание», понятие «память»; четко определять роль памяти и внимания в профессиональной деятельности человека
9) Обобщение по теме.
II Блок. Мир Профессий
  1. Профессия – что это? Классификация профессий.
Учащиеся должны знать: понятие профессии, специальности, специализации, квалификации; классификацию профессий, формулу профессии;
Учащиеся должны уметь: сравнивать свои представления о мире профессий с полученной на уроках информацией; анализировать информацию о профессиях.
  1. Интересы и склонности в выборе профессии.
Учащиеся должны уметь расставлять свои интересы по значимости. Составление карты интересов.
  1. Урок - открытие. Какие профессии существуют на территории Лужского района?
Учащиеся должны знать: список образовательных учреждений и профессий, получаемых в данных вузах
Учащиеся должны умет: составлять карту профессий
  1. Профессионально важные качества.
Учащиеся должны уметь: вести диалог, поддерживать беседу и правильно выражать свои мысли.
  1. Обобщение по теме
III Блок. Профессиональная пригодность
  1. Способности общие и специальные.
Учащиеся должны знать: основные понятия – способность, различие между общими и специальными способностями.
Учащиеся должны уметь: на основе самооценки и анализа своих желаний, возможностей и способностей сделать самостоятельный и независимый профессиональный выбор
  1. Способности к интеллектуальным видам деятельности.
  2. Уровни профессиональной пригодности.
  3. Обобщение по теме.
IV Блок. Профессиональная карьера. Планирование.
  1. Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост
Учащиеся должны знать: понятие «карьера», этапы карьеры.
Учащиеся должны уметь: использовать построение карьеры по вертикали и горизонтали.
  1. Ошибки в выборе профессии.
  2. Современный рынок труда.
Учащиеся должны четко осознавать ситуацию на рынке труда в стране и в районе их проживания.
  1. Пути получения профессии.
  2. Навыки самопрезентации.
Учащиеся должны уметь: составлять резюме , вести диалог, уметь представлять и продавать свои лучшие качества.
  1. Стратегия выбора профессии.
Учащиеся должны уметь расставлять три составляющие «хочу», «могу», «надо».
  1. Обобщение по теме
  2. Эвристическая работа
  3. Посещение «дня открытых дверей»
Список Литературы:
  • Климов В.А., Развивающийся человек в мире профессий. - Огнинск, 2010.
  • Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению/ Под ред. Чистяковой С.Н., Журкина А.Я. - М., 2011.
  • Кулагин С.Б. Основы профессиональной психодиагностики. - М.,2011.
  • Прощицкая Е.Н Практикум по выбору профессии.- М., 2011.
  • Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы.- М.: Генезис, 2005.
  • Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2005.
  • Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.: Генезис, 2006.
  • Сайт: sh-sereb.ucoz.ru

Учебно – тематический план курса
и формы контроля.
дата
1 Блок. Самопознание
1
Введение.
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личного профессионального плана.
2
Темперамент и профессия
Основные типы темперамента. Определение своего типа темперамента. Тестирование.
 
3
Чувства и эмоции. Тест эмоций.
Основные понятия, виды чувств и эмоций. Тестирование.
4
Что такое стресс. Приемы саморегуляции.
Основные понятия, виды; методы саморегуляции. Тестирование.
5
Определение типа мышления.
Сущность понятия «мышление». Характеристика этапов развития мышления человека. Тестирование.
6
Интелектуальный потенциал.
7-8
Диагностика уровня сформированности основных мыслительных операций.
тестирование
9-10
Внимание и память
Сущность понятий «внимание», «память». Характеристика этапов развития внимания, памяти человека. Роль внимания, памяти в профессиональной деятельности человека. Тестирование.
11
Обобщение по теме
Диагностика интеллектуальных способностей как важнейшая составляющая в системе психических качеств, определяющих готовность человека к обоснованному и осознанному выбору профессии.
2 Блок «Мир Профессий»
12
Профессия – что это? Классификация профессий.
Классификация профессий. Презентация.
13 -14
Интересы и склонности в выборе профессии.
Карта интересов. Тестирование.
15
Урок - открытие. Какие профессии существуют на территории Лужского района?
Составление карты профессий. Ознакомление со списком ВУЗов.
16-17
Профессионально важные качества.
Лекция с элементами групповой беседы.
18
Обобщение по теме
Предметы труда, виды деятельности. Просмотр фильма.
3 Блок «Профессиональная пригодность»
19
Способности общие и специальные
Задатки и способности человека: сущность понятий и характеристика их развития. Характеристика содержания и основных этапов развития способностей, их значимость в профессиональной деятельности.
20
Способности к интеллектуальным видам деятельности.
Характеристика основных этапов развития интеллектуальных способностей. Тестирование.
21
Уровни профессиональной пригодности.
Анкетирование, тестирование
22
Обобщение по теме
Групповая беседа
4 Блок «Профессиональная карьера. Планирование»
23-24
Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост
Лекци , беседа
25
Ошибки в выборе профессии.
Лекция, игра «Оптимисты и скептики».
26
Современный рынок труда.
Спрос на определенные виды профессиональной деятельности, рейтинг профессий по области, по стране.
27-28
Пути получения профессии.
Анкетирование. Матрица профессий и выбора.
29-30
Навыки самопрезентации.
Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства.
31
Стратегия выбора профессии.
Три составляющие «Могу. Хочу. Надо»; игра «Машина времени».
32
Обобщение по теме
Видеофильм, беседа.
33
Эвристическая работа.
сочинение
34
Итоговый урок
Рефлексия
Посещение «дня открытых дверей» в ЛГУ им. Пушкина, ЛАПТ;
посещение организаций в поселке Серебрянский;
беседа с родителями.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»