Элективный курс по профориентации
Попова Маргарита Джамаловна
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа «Я и моя будущая профессия в Ленинградской области» составлена на основании материалов с сайта МОУ Серебрянской средней школы, кабинета профориентации.
Количество часов на год по программе: 34. 1 час в неделю.
Профессия в современном мире – это не только «инструмент» для зарабатывания денег.
Правильно выбранная профессия – это:
- Возможность реализовывать себя, развить свои таланты и способности;
- Основа для уважения и самоуважения человека;
- Основа материального благополучия и возможности иметь многое для собственного развития и удовлетворения;
- Радость творчества
Для молодых людей переходный период между школой, вузом и работой становится определяющим для личного и профессионального развития на всю жизнь. А это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущей жизни. Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться обучающимися уже в 14 лет. Но не все выпускники готовы взять на себя ответственность за планирование своей будущей профессиональной деятельности и жизни в целом.
Курс «Я и моя будущая профессия в Ленинградской области» позволяет обучающимся изучить свои возможности и потребности, а также соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор , подготовиться к будущей профессиональной деятельности, в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адоптироваться к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Актуальность данной программы состоит в том, что необходимо с учащимися 8-9 классов проводить систематически организованную профориентацию, направленную не только на знакомство с профессиями, которые доступны в районе, но и на изучение личностных особенностей, учет их при выборе своей будущей профессии и на развитие личности.
В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры и даны диагностические и информационные материалы, которые должны помочь ребятам в выборе профессии.
В программе использованы различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием апробированных методик, деловых и ролевых игр, проблемно - поисковых задач, контрольные задания.
Данный элективный курс имеет своей цельюобеспечить знакомство обучающихся с важнейшими способами применения знаний по предметам на практике, развитие их интереса к современной профессиональной деятельности.
Основная цель данного курса - формирование у обучающихся психологической готовности к выбору социального и профессионального самоопределения.
Задачи:
- помочь обучающимся раскрыть психологические особенности своей личности ;
- помочь выпускникам определить свои жизненные планы и всоответствии с ними выстроить алгоритм действий;
- способствовать развитию социального интеллекта (овладение способами и приёмами конструктивного взаимодействия с окружающими);
- расширить знания обучающихся о мире профессий, познакомить с их классификацией, дать представление о профпригодности;
- ознакомить обучающихся со списком образовательных учреждений и списком профессий, находящихся в Ленинградской области;
- создание условий для качественной подготовки к итоговой аттестации;
Структура программы.
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.
Так же в программу входит:
- Посещение «дня открытых дверей» в образовательных учреждений на территории Лужского района
- Посещение доступных предприятий и профессиональных учреждений в поселке Серебрянский
- Составление карты профессий в родном поселке
- Беседа с родителями выпускников
Одна половина занятий направлена на саморефлексию, определению собственного «Я», а вторая половина - развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и продвижению по профессиональному пути.
По завершению курса, ребята, ознакомленные с профессиями на территории Ленинградской области, смоделируют свой индивидуальный путь в выборе вуза и профессии.
Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования.
Содержание курса «Я и моя будущая профессия в Ленинградской области»
I Блок. Самопознание
- Введение
- Темперамент и профессия. Определение темперамента.
Учащиеся должны знать:
- типы нервной системы;
- типы темперамента;
- понятие характера;
- понятие жизненного и профессионального самоопределения;
- понятие потребности, виды потребностей;
- Чувства и эмоции. Тест эмоций.
- Что такое стресс. Приемы саморегуляции.
Учащиеся должны уметь: использовать методики для снятия напряжения в стрессовых ситуациях.
5-6) Определение типа мышления. Интелектуальный потенциал.
Учащиеся должны знать : основные понятия, этапы развития мышления человека.
7) Диагностика уровня сформированности основных мыслительных операций.
8) Внимание и память.
Учащиеся должны знать: понятие «внимание», понятие «память»; четко определять роль памяти и внимания в профессиональной деятельности человека
9) Обобщение по теме.
II Блок. Мир Профессий
- Профессия – что это? Классификация профессий.
Учащиеся должны уметь: сравнивать свои представления о мире профессий с полученной на уроках информацией; анализировать информацию о профессиях.
- Интересы и склонности в выборе профессии.
- Урок - открытие. Какие профессии существуют на территории Лужского района?
Учащиеся должны умет: составлять карту профессий
- Профессионально важные качества.
- Обобщение по теме
- Способности общие и специальные.
Учащиеся должны уметь: на основе самооценки и анализа своих желаний, возможностей и способностей сделать самостоятельный и независимый профессиональный выбор
- Способности к интеллектуальным видам деятельности.
- Уровни профессиональной пригодности.
- Обобщение по теме.
- Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост
Учащиеся должны уметь: использовать построение карьеры по вертикали и горизонтали.
- Ошибки в выборе профессии.
- Современный рынок труда.
- Пути получения профессии.
- Навыки самопрезентации.
- Стратегия выбора профессии.
- Обобщение по теме
- Эвристическая работа
- Посещение «дня открытых дверей»
- Климов В.А., Развивающийся человек в мире профессий. - Огнинск, 2010.
- Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению/ Под ред. Чистяковой С.Н., Журкина А.Я. - М., 2011.
- Кулагин С.Б. Основы профессиональной психодиагностики. - М.,2011.
- Прощицкая Е.Н Практикум по выбору профессии.- М., 2011.
- Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы.- М.: Генезис, 2005.
- Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2005.
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.: Генезис, 2006.
- Сайт: sh-sereb.ucoz.ru
Учебно – тематический план курса
и формы контроля.
дата
1 Блок. Самопознание
1
Введение.
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личного профессионального плана.
2
Темперамент и профессия
Основные типы темперамента. Определение своего типа темперамента. Тестирование.
3
Чувства и эмоции. Тест эмоций.
Основные понятия, виды чувств и эмоций. Тестирование.
4
Что такое стресс. Приемы саморегуляции.
Основные понятия, виды; методы саморегуляции. Тестирование.
5
Определение типа мышления.
Сущность понятия «мышление». Характеристика этапов развития мышления человека. Тестирование.
6
Интелектуальный потенциал.
7-8
Диагностика уровня сформированности основных мыслительных операций.
тестирование
9-10
Внимание и память
Сущность понятий «внимание», «память». Характеристика этапов развития внимания, памяти человека. Роль внимания, памяти в профессиональной деятельности человека. Тестирование.
11
Обобщение по теме
Диагностика интеллектуальных способностей как важнейшая составляющая в системе психических качеств, определяющих готовность человека к обоснованному и осознанному выбору профессии.
2 Блок «Мир Профессий»
12
Профессия – что это? Классификация профессий.
Классификация профессий. Презентация.
13 -14
Интересы и склонности в выборе профессии.
Карта интересов. Тестирование.
15
Урок - открытие. Какие профессии существуют на территории Лужского района?
Составление карты профессий. Ознакомление со списком ВУЗов.
16-17
Профессионально важные качества.
Лекция с элементами групповой беседы.
18
Обобщение по теме
Предметы труда, виды деятельности. Просмотр фильма.
3 Блок «Профессиональная пригодность»
19
Способности общие и специальные
Задатки и способности человека: сущность понятий и характеристика их развития. Характеристика содержания и основных этапов развития способностей, их значимость в профессиональной деятельности.
20
Способности к интеллектуальным видам деятельности.
Характеристика основных этапов развития интеллектуальных способностей. Тестирование.
21
Уровни профессиональной пригодности.
Анкетирование, тестирование
22
Обобщение по теме
Групповая беседа
4 Блок «Профессиональная карьера. Планирование»
23-24
Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост
Лекци , беседа
25
Ошибки в выборе профессии.
Лекция, игра «Оптимисты и скептики».
26
Современный рынок труда.
Спрос на определенные виды профессиональной деятельности, рейтинг профессий по области, по стране.
27-28
Пути получения профессии.
Анкетирование. Матрица профессий и выбора.
29-30
Навыки самопрезентации.
Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства.
31
Стратегия выбора профессии.
Три составляющие «Могу. Хочу. Надо»; игра «Машина времени».
32
Обобщение по теме
Видеофильм, беседа.
33
Эвристическая работа.
сочинение
34
Итоговый урок
Рефлексия
Посещение «дня открытых дверей» в ЛГУ им. Пушкина, ЛАПТ;
посещение организаций в поселке Серебрянский;
беседа с родителями.