Развитие коммуникативных навыков школьников в группе продленного дня (ГПД)
Иванова Мария Викторовна,
воспитатель ГБОУ средняя
школа № 561 Санкт-Петербурга
Важнейшим приоритетом образования сегодня становится всестороннее развитие личности школьника. Коммуникативные навыки занимают особе место в этом случае, так как именно они обеспечивают социальную компетентность школьника, его умение учитывать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, формулировать свои собственные мысли, полноценно коммуницировать.
Каждый школьник по окончанию школы должен свободно с использованием большого словарного запаса высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Но как показывает практика, большинство детей имеют низкий уровень овладения видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи.
В педагогической литературе достаточно полно раскрыт вопрос формирования коммуникативных навыков у школьников непосредственно на уроках, но работе детей в группе продленного дня уделяется очень мало внимания. А между тем, ГПД обладает большим потенциалом в сфере развития детей, включающем и формирование коммуникативных навыков.
Понятие коммуникации в широком смысле понимается как общение, как социальное взаимодействие. Коммуникация, воздействуя на совместную деятельность группы людей, их сообщества, подразумевает не только обмен информационными сведениями, но и установление контактов, организацию и выполнение совместной деятельности, а также действия межличностного характера, в том числе понимание партнера или партнеров [1,2].
Отметим, что коммуникативные навыки имеют связь не с содержанием обучения, а со способами построения учебно-воспитательного процесса. Для того, чтобы овладеть коммуникативными навыками требуются действия, которые отличны от овладения предметными знаниями. Обучающийся развивает коммуникативные умения, навыки, включаясь в необходимую деятельность и в последующем осуществляя рефлексию своих действий.
Таким образом, навыки коммуникативного блока играют особую роль в общей системе учебных действий ребенка. Это обусловлено, во-первых, тем, что самой важной в активной мыслительной работе обучающегося является его способность правильно воспринимать информацию и передавать ее другим. От того насколько грамотно и качественно организована коммуникация, а также от способности ребенка работать с различными видами текстов будет зависеть его успешность в обучении. Это говорит о том, что формирование умений коммуникации, по нашему мнению, должно являться первостепенной задачей каждого учителя, работающего в ГПД.
Во-вторых, коммуникативные умения особенно значимыми становятся в условиях организации различных видов сотрудничества между обучающимися, без чего невозможно развитие личностных, регулятивных и самих коммуникативных умений. Обучающиеся готовятся сотрудничать в обществе, приобретают умения участвовать в диалоге, в совместном обсуждении проблемных вопросов, аргументировать собственные высказывания, четко формулировать свои идеи, принимать мнения других людей. Это требует от обучающихся умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других.
На основании вышесказанного можно построить модель успешного развития коммуникативных навыков в ходе деятельности ГПД. Педагогу, работающему в ГПД следует развивать у обучающихся умение слушать и участвовать в диалоге, организовывать деятельность по коллективному обсуждению проблемных тем, объединяться в группу сверстников и выстраивать продуктивные взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
От уровня сформированности коммуникативных навыков будет зависеть успеваемость учащихся: в случае если ученик при ответе испытывает дискомфорт, то его ответ станет хуже имеющихся знаний, и поэтому его оценка будет ниже. Во-вторых, от овладения учащимися коммуникативными навыками зависит благополучие ученика в классном коллективе. Когда ребёнок легко находит общий язык со сверстниками, то ему комфортно в коллективе. И напротив, если ученик не способен идти на контакт с ровесниками, то сужается круг его друзей, возникают негативные эмоции, чувство одиночества в классе, проявление враждебности и агрессии по отношению к одноклассникам.
С.А. Тюрикова утверждает, что одним из способов развития коммуникативных навыков является использование таких современных образовательных технологий, как метод интеллект-карт, технология развития критического мышления и технология решения изобретательских задач [3].
Эти же технологии могут успешно использоваться в ГПД. Так, интеллект-карты позволяют эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Они могут быть использованы в процессе обсуждения проблем по теме занятия в ГПД, анализа сложных ситуаций, планирования и организации групповой работы в ГПД.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) также может быть эффективно применена для развития коммуникативных навыков школьников в ГПД. Эта система позволяет выделять причинно-следственные связи, исключать ненужную или неверную информацию, понимать связь различных частей информации, уметь отличать факт, который можно проверить, от предположения и личного мнения, отделять главное от существенного в тексте или в речи.
В ГПД можно использовать такой прием ТРКМ, как различные вопросы (объясняющие, творческие, практические и др.), задаваемые к тексту для его осмысления. Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Объясняющие вопросы начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
Регулярное применение рассмотренных приемов в ходе работы в ГПД дает возможность научить детей работать с текстом, выполнять анализ информации, выделяя в ней значимое, учить построению устных и письменных высказываний.
Также следует использовать в ГПД различные формы организации коммуникативного общения, такие как групповые и индивидуально-групповые. Групповые формы работы – это метод развития коммуникативных навыков. Например, можно предложить обучающимся, при изучении правил дорожного движения в парах выполнить задание: совместно создать кластер по теме. Затем следует проводить обсуждение: как шла работа, получалось ли работать совместно или нет, если нет, то почему. В результате дети должны прийти к выводу, что очень важно умение договариваться и правильно понимать друг друга.
Деятельность в парах или группах – есть форма осуществления работы обучающихся на занятии, которая требуется для того, чтобы научить сотрудничеству. При данной форме деятельности растет познавательная активность и творческая самостоятельность ребенка, а также сплочённость коллектива, кроме того дети приобретают навыки, которые будут необходимы им для жизни в социуме, например: ответственность, тактичность. Также обучающиеся учатся более точно оценивать свои возможности, развивается умение разрешать конфликтные моменты, умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать.
Важная роль в развитии коммуникативных навыков отводится побуждающему диалогу. Он содействует созданию разнообразных ситуаций на занятии в ГПД, например:
1. Через «ситуацию успеха» достигается эмоциональное удовлетворение обучающихся своими знаниями.
2. Через ситуации «интеллектуального разрыва» возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может).
3. С помощью формулирования задачи занятия совместно с педагогом, работающим в ГПД, учащиеся сами формулируют вопрос и находят на него ответ.
Также для развития коммуникативных навыков следует включать в работу ГПД сюжетные игры. Они ориентированы на то, чтобы раскрепостить ребенка. В этом случае дети выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, а также диалог. Можно использовать игры делового характера, когда ученики играют роли экологов, директоров предприятий, решающих некие проблемные ситуации. Подобные игры содействуют углублению, закреплению знаний детей, дают возможность установить взаимосвязи. Активизация детей достигается через интересный сюжет игры, их личное участие.
Считаю, что игры – путешествия, как и сюжетные игры, также способствуют развитию навыков общения школьников и могут быть организованы в ГПД. Активизация учащихся так же достигается интересным сюжетом игры, личным участием, их устными сообщениями, переживаниями. Например, на занятии в ГПД по теме «правила дорожного движения» учащимся можно предложить такие ситуации: один из вас сотрудник ДПС, другой – водитель автомобиля, третий - пешеход. Надо выбрать маршрут экскурсии-путешествия по городу, поставить цель экскурсии, рассказать о тех местах, в которых опасно переходить дорогу, где автомобилист должен быть осторожен, а где пешеход. Игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.
В ГПД можно познакомить обучающихся с понятием «общение», его принципами, секретами успешного общения.
Грамотное использование на занятиях ГПД различных техник, упражнений, направленных на формирование коммуникативных навыков, будет способствовать развитию у школьников умения обосновывать свои рассуждения, истинности мысли, логической правильности рассуждений школьников, мыслительной деятельности. Развитие коммуникативных навыков способствует формированию у младших школьников сложного интеллектуального умения, включающего: речевые умения по построению суждения, по аргументации своей точки зрения.
В ГПД можно предлагать задания, в которых ребенок должен доказать свою точку зрения и если при выполнении этого задания рассуждения ребенка представляют собой стройную логическую последовательность, то задача учащимся – становление у него речевых умений по построению логических рассуждений, составляющих основу умения доказывать свое мнение. Решению поставленной задачи будет способствовать включение в деятельность ГПД заданий следующего типа: «установите логическую последовательность суждений, поставив напротив каждого из предложений порядковый номер», способствующими становлению у младших школьников речевого умения рассуждать.
Таким образом, целенаправленная работа по развитию коммуникативных навыков в ГПД помогает достигнуть более высоких результатов в образовательной деятельности.
Коммуникативные навыки обеспечивают социальную компетентность школьника, его умение принимать во внимание точку зрения собеседника, умение слушать, вступать, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Список литературы
-
Божович Е.Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка / Е.Д. Божович. - М.: МПСИ, 1999. - 226 с.
-
Неупокоева Н.М. Коммуникативная культура педагога/ Н.М. Неупокоева. – Курган, 2004.
-
Тюрикова С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности. [Электронный ресурс]: Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 3, май – июнь 2014. – Режим доступа: https://naukovedenie.ru/PDF/135PVN314.pdf