Проектирование программы воспитания
Чайковская Наталья Юрьевна
На этапах реформирования системы образования каждая образовательная организация встает перед выбором своего дальнейшего пути, определением стратегии, перспектив своей жизнедеятельности, включается в разработку основной образовательной программы. В этом случае предполагается достаточно длительная и ответственная проектировочная деятельность всех участников педагогического процесса, социальных партнеров образовательной организации, активное творческое сотрудничество педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров. Особенно важно организовать такое сотрудничество при разработке программы воспитания школьников, которая составляется, прежде всего, на основе потребностей детей и заказа родителей, а также учитываются потребности общества, современного производства.
Программа включает 4 основных направления:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
- формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;
— формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
— формирование экологической культуры.
Программа воспитания обучающихся должна предусматривать:
-
интеграцию учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно-полезной деятельности;
-
установление и совершенствование системы межпредметных связей, а также взаимосвязи урочной и внеклассной работы по предмету;
-
направленность программ воспитания обучающихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни, а также проблем поселка, района, города, области, республики, края, России;
-
систему коллективно спланированной работы школы с семьей;
-
взаимодействие школы с социальными субъектами воспитания;
-
взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта.
Разработка программ воспитания детей — это особая и важная часть процесса проектирования образовательного процесса в школе. Ориентиром при составлении программ воспитания являются следующие документы:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
-
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России;
-
Стратегия воспитания в Российской Федерации
-
Коллективно созданные и обоснованные концепция и модель воспитания детей.
Программа воспитания является частью основной образовательной программы, наряду с базисным учебным планом, программой развития универсальных учебных действия и программами отдельных учебных предметов и курсов.
Возможно составление следующих видов программ воспитания школьников:
а) общешкольная программа, включающая все направления, виды деятельности и на разных уровнях образования, которая учитывается при составлении всех других программ и планов первичных объединений и коллективов;
б) программа для определенной возрастной группы детей;
в) тематическая программа по решению конкретной проблемы;
г) программа по конкретному виду деятельности или направлению работы;
д) программа деятельности кружка, творческого, клубного объединения;
е) индивидуальная программа воспитания учащегося как часть его индивидуальной образовательной программы и др.
Этапы проектирования программы воспитания школьников образовательной организации.
1 этап. Подготовка педагогического коллектива к разработке программ, которая включает следующие действия:
— создание проблемной группы (совета дела) по разработке идей модели и программы воспитания школьников;
— осмысление организаторами процесса проектирования, составление плана действий, распределение обязанностей;
— изучение государственных нормативных документов:
— разъяснительная работа в педагогическом коллективе о необходимости и важности создания программы воспитания с учетом специфики и возможностей своей школы;
— знакомство педагогов с современными идеями и моделями организации урочной, внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся;
— коллективное обсуждение различных идей и моделей, выбор наиболее благоприятных для условий школы.
2 этап. Изучение состояния и результатов воспитательной деятельности в образовательном учреждении, которое включает:
а) определение реальных условий и возможностей для составления школьной программы воспитания, а именно:
- изучение особенностей региона, социальной среды, в которой находится школа;
- изучение возможностей школы, ее внутренних и внешних условий;
- анализ ресурсного обеспечения и материально-технической базы;
- изучение запросов обучающихся и их родителей;
анализ опыта работы прошлых лет;
б) определение целей и задач программы, уточнение критериев и показателей, по которым можно оценивать результаты воспитательной работы;
в) отбор методик для «замера» результатов реализации программы (воспитанность, социализированность, конкурентоспособность выпускников; уровень развития коллектива и отношений в нем; профессионализм педагогов; удовлетворенность школьников, педагогов, родителей, выпускников, окружающих жителей организацией внеурочной деятельностью и др.);
г) проведение «срезовых» методик с учащимися, педагогами, родителями, выпускниками, представителями социума, социальными партнерами;
д) обработка материалов диагностики в виде таблиц, схем, графиков;
е) анализ результатов деятельности детей на основе данных диагностики;
ж) написание текста анализа проблемной группой;
з) обсуждение материалов анализа на расширенном педсовете с участием актива учащихся и выпускников организации, родителей, социальных партнеров, представителей социума.
3 этап. Коллективный анализ различных аспектов школьной жизни.
Задачи анализа заключаются в следующем:
— привлечь всех членов коллектива (педагогов, учащихся, родителей), представителей общественности, социальных партнеров к выявлению достижений и проблем в организации урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
— обеспечить осознание каждым участником анализа своей причастности к организации данной деятельности;
— смотивировать взрослых и детей на разработку идей и программы воспитания, обеспечивающих решение выявленных ими проблем.
К проведению коллективного анализа важно собрать информацию о том, чем увлекается и интересуется каждый учащийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем бы хотел заниматься в свободное время. Также целесообразно выяснить мнение родителей об организации свободного времени их детей, используя анкетирование, беседу. Данная информация необходима для составления индивидуальной программы (маршрута) деятельности детей.
В процессе коллективного анализа могут обсуждаться следующие вопросы:
1.— Какие проблемы нам удалось решить при организации учебной деятельности детей за последний период?
— Какие интересы и потребности детей удовлетворяются во внеурочное время?
— Какие достижения имеются в организации учебных занятий и во внеурочной деятельности?
— Насколько успешно у нас решается проблема взаимодействия с семьями учеников, а также с социальными партнерами школы?
2.— Что не удовлетворяет в организации урочной, внеурочной и внешкольной деятельности?
— Что необходимо изменить и почему?
3.— Какие потребности и интересы детей выявлены в ходе опроса школьников?
— Каков заказ детей и их родителей на организацию различных видов деятельности?
— Какие задачи мы будем решать при организации урочной, внеурочной деятельности и внешкольной деятельности?
— Какие результаты мы планируем получить?
— Какие имеются ресурсы в школе и социуме для составления программы воспитания учащихся?
— Кого можно привлечь к составлению данной программы?
Коллективный анализ может включать не только обсуждение вопросов, но и выполнение учащимися и педагогами творческих заданий, отражающих их мнение о состоянии школьной жизни и ее перспективах. Кроме общих вопросов по организации школьной жизни могут анализироваться конкретные направления, виды деятельности детей, в том числе в творческой форме.
Организация коллективного анализа деятельности, направленной на воспитание обучающихся, может включать следующие действия:
— разработка содержания, этапов и методики коллективного анализа деятельности детей;
— обсуждение методики коллективного анализа с педагогами, активом учащихся и родителей;
— проведение коллективного анализа в классах, разновозрастных группах, кружках, оформление его результатов в наглядной форме (по предложенной заранее структуре, схеме);
— коллективное обсуждение идей, предложений, возможных моделей организации процесса воспитания с участием педагогов, родителей, детей, общественности;
— обобщение результатов коллективного анализа в школе и представление их в наглядной форме;
— оформление текста анализа проблемной группой;
— обсуждение и утверждение текста анализа на педагогическом совете.
4 этап. Коллективная разработка идей, модели воспитания школьников.
Для этого организаторам необходимо подготовить в обобщенном и наглядном виде материалы, собранные на предыдущих этапах: привлекательные, оригинальные идеи из различных концепций, которые вызвали интерес у педагогов; выводы по диагностике; главные проблемы, которые требуют первоочередного решения, а также фрагменты ФГОС общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания школьников, особенно важные для организации процесса воспитания. Эти материалы коллективно обсуждаются, классифицируются, выделяются главные идеи для разработки модели и создания программы воспитания.
Эффективным средством на этом этапе являются продуктивные игры, в ходе которых продуцируются идеи, лежащие в основе модели и программы. Целесообразно провести следующие продуктивные игры:
а) по разработке задач, определению результатов воспитания и социализации школьников;
б) по выявлению идей, принципов организации обозначенного процесса;
в) по разработке правил взаимодействия старших и младших, взрослых и детей;
г) по определению требований к организации процесса воспитания школьников;
д) по выявлению приоритетных направлений работы, видов деятельности детей, обеспечивающих реализацию идей и принципов воспитания, а также основных способов (средств) организации работы на этих направлениях;
е) по использованию системообразующих воспитательных средств организации деятельности (разновозрастные группы, общешкольные традиции, воспитательно-образовательные центры, проблемно-тематические дни, проектная деятельность и др.).
Обсуждение указанных проблем осуществляется в педагогическом коллективе, а также предлагается участвовать в коллективном поиске и определении перспектив всем учащимся, родителям и социальным партнерам.
Необходимо предусмотреть включение в общешкольную программу всех видов (направлений) деятельности, форм и способов ее организации. Отметим определенную специфику в понимании отдельных аспектов школьной жизни с точки зрения Программы воспитания обучающихся на основной ступени общего образования:
-
Урочная деятельность. В содержании учебных предметов важное место играют не столько обучающие задачи, а в первую очередь — воспитательные. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию.
-
Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения.
-
Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес- мероприятия, полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения.
-
Семейное воспитание. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо объединить. Каждая воспитательная подпрограмма должна содержать систему творческих заданий, выполнить которые ребенок может только со своими родителями. Такого рода школьные семейные задания помогают родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. С данным направлением связано и освоение детьми культурологических основ религии как части истории государства и носителя нравственных ценностей.
Подчеркнем, что предметом проектирования должна стать не разрозненная совокупность различных видов деятельности, а целостная система ее организации. Каждый аспект жизни школы в контексте системного построения практики воспитания рассматривается лишь как один из элементов воспитательной системы, который взаимосвязан с другими ее компонентами и призван способствовать повышению эффективности и развитию этого целостного воспитательного комплекса. В данной связи целесообразно из всего спектра видов (направлений) деятельности определить, какой из них может стать доминирующим (приоритетным) и выполнять роль системообразующего фактора.
Материалы коллективного поиска изучаются, обобщаются и систематизируются рабочей группой.
5 этап. Оформление модели воспитания школьников, которое осуществляется специальной (творческой) группой педагогов. Группа продумывает структуру модели, обсуждает основные цели и задачи, идеи и принципы воспитания школьников, приоритетные направления, виды урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, их взаимосвязь, структуру организации воспитательного процесса, системообразующие средства. Представитель творческой группы соединяет части подготовленного педагогами материала и предлагает его к обсуждению и доработке на сборе творческой группы. Окончательный вариант размножается и дается для ознакомления всем педагогам, активу учащихся, родителям, партнерам.
6 этап. Обсуждение и утверждение модели воспитания школьников на расширенном педагогическом совете с участием педагогов, актива учащихся, родителей, социальных партнеров.
Формируются микрогруппы (по 5—6 человек), которые готовят общее мнение о модели, ее структуре, взаимосвязи разделов; что упущено и следует дополнить; конкретные предложения по доработке модели.
Педсовет проходит как коллективное обсуждение. После обсуждения модели предлагается определить структуру, разделы программы воспитания школьников на ближайший период. Затем участники обсуждения распределяются в проблемные группы с учетом разделов программы.
7 этап. Коллективная разработка общей программы воспитания школьников. В процессе этой работы учитываются федеральные и региональные концепции, документы ФГОС общего образования, материалы анализа деятельности учреждения, идеи созданной модели, примерные программы воспитания, рекомендованные и изданные специалистами.
На данном этапе осуществляются следующие действия:
— индивидуальный поиск идей педагогами, учащимися, родителями по конкретному разделу программы, который каждый член коллектива мог выбрать на предыдущем этапе;
— сбор проблемных групп по обсуждению содержания соответствующего раздела и индивидуальных предложений, создание банка идей, отбор идей;
— написание разделов программы представителями проблемных групп;
— оформление программы организаторами проектировочной деятельности;
— обсуждение первого варианта программы в проблемных группах и внесение поправок, дополнений, уточнений в представленный вариант;
— доработка программы организаторами проектировочной деятельности и ее тиражирование для коллективного обсуждения.
На этом этапе могут быть использованы материалы игры «Академия школьных проблем», собранные во время анализа
При проектировании системы деятельности по воспитанию школьников следует продумать формы и способы ее организации. В Федеральном стандарте рекомендуется использовать такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, то есть предлагается применять известные формы учебно-воспитательной деятельности и дополнительного образования. Право выбора форм предоставляется детям, родителям, педагогам. Чтобы данный выбор оказался обоснованным и способствовал построению эффективной системы деятельности по воспитанию обучающихся, надо опираться на научно- методические разработки.
Важно помнить, что программа воспитания должна быть направлена на «усиление» воспитательного аспекта учебных занятий, поэтому возможно включение в ее содержание форм урочной деятельности, которые обладают максимальным воспитательным потенциалом (дискуссии, экскурсии, научные исследования, социальные проекты, ролевые игры и др.).
Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что эффективность влияния деятельности на развитие школьников существенно возрастает, если применяются комплексные формы ее организации. Под комплексной формой воспитательного процесса понимается совокупность объединенных в единое целое отдельных форм, приемов и методов, связанных концептуальным замыслом, планом, алгоритмом длительного осуществления деятельности и обладающих благодаря их интеграции возможностями эффективного и разностороннего влияния на развитие детей. Примером такой формы может стать проблемнотематический день, общешкольные ключевые дела и др.
При разработке программы также необходимо включить в нее и формы внешкольной жизни учащихся, связанные с деятельностью общественных и религиозных организаций, практической природоохранной деятельностью, взаимодействием с социальными партнерами школы, волонтерской деятельностью и т.п.
Субъектам проектирования нельзя забывать и о санитарно-гигиенических требованиях к осуществлению учебно-воспитательного процесса. Например, включение в образовательную программу внеурочных занятий чаще всего ведет к организации работы учебного заведения в режиме полного дня, увеличению количества групп продленного дня, организации дополнительного питания учащихся.
8 этап. Обсуждение и утверждение программы воспитания на сборе педагогов, родителей, детей, социальных партнеров. Микрогруппы участников обсуждения анализируют и высказывают мнения по следующим вопросам:
— соответствие программы идеям модели, целесообразность структуры программы, реальность и перспективность намеченного;
— что нужно исключить из программы и почему;
— что целесообразно дополнить, конкретизировать;
— с решения каких задач, проблем необходимо начать работу в ближайший год;
— какие разделы, пункты общешкольной программы должны найти отражение в планах ближайшего года, профильных и тематических программах, планах.
Завершается обсуждение определением педагогов, учащихся, родителей, ответственных за реализацию конкретных разделов программы, за разработку более конкретных, частных программ (кружка, профильного объединения и др.).
9 этап. Составление плана действия на ближайший год по реализации программы воспитания детей, уточнение критериев, показателей для отслеживания результатов внедрения (критерии и показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по психолого-педагогической поддержке социализации обучающихся на ступени основного общего образования представлены в разделе 2.4 Примерной программы воспитания школьников). Каждое подразделение школы (администрация, методические объединения, советы, первичные коллективы, объединения и др.) определяет характер своего участия в реализации программы, составляет частную программу, план работы на год с учетом модели и общешкольной программы воспитания.
Первостепенное значение имеет кадровое обеспечение реализации программы. Субъектами организации всех видов деятельности могут и должны стать сами школьники, классные руководители, учителя-предметники, педагоги-организаторы воспитательной работы с детьми, воспитатели групп продленного дня, педагоги дополнительного образования, специалисты учреждений культуры, спорта и других организаций. Только благодаря интеграции кадровых ресурсов возможно проведение разносторонней, интересной и полезной деятельности, удовлетворение потребностей школьников и запросов их родителей.
Администрации образовательной организации необходимо позаботиться о финансовом и материально-техническом обеспечении системы работы по воспитанию школьников. Необходимо оборудовать помещения, специально предназначенные для проведения внеурочных занятий, установить договорные отношения с социальными партнерами по использованию их ресурсов для организации деятельности.
На этом этапе создаются программы объединений, кружков, творческих коллективов с учетом общей программы воспитания. Дети и родители активно участвуют в разработке профильных и тематических программ, планов на ближайший год.
Координацию планов обеспечивает администрация организации. Творческая группа определяет критерии и показатели результативности деятельности, а также уточняет и дорабатывает методики, в том числе «срезовые», для отслеживания результатов реализации программы.
10 этап. Внедрение программы воспитания школьников, которое не происходит стихийно, само по себе. Администрация, организаторы работы, педагоги, органы самоуправления руководствуются созданными при их участии проектами. Руководители подразделений продумывают методическое обеспечение: оснащение необходимыми методическими средствами, информацией, пособиями, разработками; методическую помощь специалистов; организацию работы объединений и коллективов учреждения.
Необходимо регулярно проводить работу по освоению педагогами современных и продуктивных подходов, форм, приемов и методов планирования, организации и анализа внеурочной деятельности. Важно предусмотреть составление индивидуальных программ и маршрутов учащихся. Возможно, потребуется введение должности координатора (тьютора, диспетчера), основной обязанностью которого станет координация индивидуальных и коллективных маршрутов участия школьников во внеучебных и внешкольных занятиях.
Эффективна работа проблемных групп, которые могут сформироваться на этапах анализа воспитательного процесса и создания программ. Такие группы выполняют роль организаторов и координаторов решения конкретной проблемы в школе, становятся методическим центром. Проблемные группы организуют подготовку педсоветов, семинаров, конференций, конкретных общешкольных дел.
11 этап. Отслеживание результатов реализации программы, анализ этих результатов. На каждом этапе деятельности необходимо фиксировать и анализировать получаемые результаты. Без этого невозможно прийти к более качественному состоянию, так как не будет понятно, станет это новое состояние более высоким уровнем по сравнению с тем, что есть на сегодняшний день, или нет. Отслеживание результатов проводится систематически, в течение года и на разных уровнях. В конце каждого года организуется коллективный анализ с участием педагогов, учащихся, родителей в различных творческих формах.
Систематическое отслеживание результатов работы осуществляется при проведении коллективных дел и мероприятий в школе или за ее пределами. По отдельным показателям результаты деятельности изучаются при подготовке педсоветов, заседаний методических объединений, проблемных групп. Более подробно данный вопрос изложен во второй части пособия «Технологии педагогической деятельности», глава 2.
12 этап. Внесение коррективов в общешкольную и профильные программы, планы. Эта деятельность осуществляется обоснованно, если достаточно квалифицированно проводилась работа на предыдущем этапе. Наиболее существенная корректировка модели, общешкольной и профильных программ воспитания школьников проходит в мае — сентябре, на педагогическом совете, общем сборе коллектива школы и ее партнеров, когда организуется коллективный анализ работы за год и коллективное планирование внеурочной деятельности на очередной период.
Рабочая и оперативная корректировка программ, планов возможна и целесообразна по согласованию с ответственными лицами, по предложению детей и родителей в течение всего учебного года.
Выделение 12 этапов разработки модели и общешкольной программы воспитания условно, так как эти этапы взаимосвязаны, в реальной практике часто совмещены. В то же время представленная этапностъ проектирования показывает логику работы коллектива по созданию модели и программ воспитания школьников.
Процесс разработки общешкольной программы воспитания предусматривает создание других, более конкретных программ и планов, взаимосвязанных между собой. Это могут быть программы воспитания детей в объединениях по интересам, в классном коллективе.
Данная программа может составляться на несколько лет, но уточняется и корректируется ежегодно.