Изучение иностранного языка как средство развития жизненных умений и навыков (life skills)
Зеленская Нина Анатольевна
Термин life skills стал одним из самых употребительных и популярных в образовании. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет life skills как «способность человека адаптационному, позитивному поведению, которое обеспечивает возможность справляться с запросами и требованиями, возникающими в повседневной жизни.Нарастающий темп современной жизни требует сегодня от учащихся овладения самыми разнообразными социальными навыками. С повышением социальной мобильности общество будет становиться всё более и более неоднородным, поэтому будут ценны толерантность и социокультурные навыки.
Говорят, что информация правит миром. Сегодня она правит всеми сферами человеческой жизни. Большое количество навыков, крайне важных для переработки информации, стали краеугольным камнем профессионализма во всех областях и основой успешной жизни. Обучение в школе и университете -самые важные периоды, когда развивается информационная компетентность. Информация существует на разных языках при явном преобладании английского языка. Те, кто владеет английским, получают настоящий доступ к миру информации и приобретают дополнительные навыки. Таким образом, хотя информация и правит миром, ключом к этой информации является именно английский язык.
Какие же ещё life skills развиваются на уроках английского языка? Конечно же это развитие умения учиться (learning how to learn), развитие уверенности в себе и собственной независимости (building self-confedence), преодоление стереотипов (challenging stereotypes), развитие творческого мышления (thinking creatively), установление связей (making connections), умение выражать свое мнение (exspressing your view), навык управления временем (managing your time) и т.д.
В понятие life skills входит ещё развитие эмоционального интеллекта. Это еще один термин, который стал модным во многих сферах и образовательной в том числе. Эмоциона́льный интелле́кт ( emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Существуют различные модели эмоционального интеллекта. Приведу пример модель Рувена Бар-Она (англ. Reuven Bar-On). Она была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто (Канада).
Модель состоит из 15 способностей:
1. Самоуважение — способность понимать и оценивать себя, видеть свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны, и принимать себя вместе со своими сильными и слабыми сторонами.
2. Эмоциональная осознанность — способность человека распознавать у себя наличие эмоции в конкретный момент, различать свои эмоции и понимать причины их возникновения.
3. Ассертивность / Самовыражение — способность ясно и конструктивно выражать свои чувства и мысли, а также способность мобилизовывать свою эмоциональную энергию, проявлять при необходимости твёрдость убеждений, стоять на своём.
4. Независимость — способность полагаться на себя и эмоционально не зависеть от других.
5. Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей.
6. Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, конструктивно сотрудничать с другими людьми, проявлять заботу и брать на себя ответственность за других людей.
7. Межличностные отношения — способность конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах.
8. Стрессоустойчивость — способность эффективно управлять своими эмоциями, быстро находить выход из ситуации. 9. Контролирование импульсов — способность сдерживать свои эмоции, воздерживаться перед соблазном.
10. Оценка действительности — способность сверять свои мысли и чувства с объективной внешней реальностью.
11. Гибкость — способность быстро корректировать свои чувства, мысли, представления и поведение соответственно меняющимися обстоятельствами.
12. Решение проблем — способность устанавливать и формулировать проблему, а также находить для неё потенциально эффективное решение. 13. Самоактуализация — способность устанавливать цели и стремиться к их достижению, реализовывать свой потенциал.
14. Оптимизм — способность сохранять надежду и позитивное отношение даже в сложных обстоятельствах.
15. Счастье / Благополучие — способность чувствовать удовлетворённость собой, другими и жизнью в целом.
Самым эффективным в смысле развития EQ, является иностранный язык. EQ – это коммуникабельность в действии, а уроки иностранного языка направлены на формирование коммуникативной компетенции, в результате которой и может быть успешно осуществлена эта самая коммуникация.
Для развития EQ на уроке иностранного языка также можно рекомендовать следующие типы заданий:
1. вступительные игры, задания «для разогрева» (ice breakers, warmers)
2. ролевые игры и групповые дискуссии (role-plays, discussions)
3. проектную деятельность (project work)
4. задания, в которых учащиеся должны узнать об интересах друг друга, привычках, предпочтениях и характере (guides, questionnaires)
5. упражнения на символическое превращение отрицательных эмоций в положительные
6. проблемные ситуации, предполагающие самостоятельный поиск выхода. Психолог Robert Sternberg выделил 5 составляющих эмоциональной компетенции:
• Self-awareness (самосознание)
• Managing emotions(управление эмоциями)
• Self-control/self-motivation(самоконтроль, самомотивация)
• Empathy( эмпатия-ощущение способности испытывать за другого человека его чувства)
• Handling relationships(управление отношениями).
Считается необходимым привести примеры заданий, соответствующие данным компонентам:
Ребята могут объяснить, почему они выбрали именно эту цифру. Как вариант, можно использовать цвета. Например, у нас есть 3 кружка – зеленый, красный, желтый. Если вы расстроены , поднимаете красный. Если хорошее настроение, поднимаете желтый, а зеленый означает приподнятость, вдохновение. Показывая свое состояние и объясняя его, можно развить знание о своих эмоциях и об эмоциях окружающих тебя людей.
2. Урок сотрудничества.
Cooperation. Self-control/self-motivation Цель- найти общий язык, выработать свой стиль сотрудничества. Не говоря ни слова, ребята должны определить свои слова по теме, собрать пазл из них. Они делятся на 3 группы, каждой группе достаётся разрезанный кусочек бумаги( конфетка, звезда и сердечко), слова разделены на темы-эмоции, развлечения... . Лишнее слово на кусочке можно отдавать другой группе, но нельзя забирать и спрашивать, вообще говорить. После можно составить историю со словами, представленными на формах. Это упражнение тренирует самоконтроль и мотивацию, а также важно для сотрудничества.
3. Карусель обсуждений.
Discussion Carousel. Handling relationships Цель : участие в обсуждении актуальных вопросов. Это задание можно предлагать старшеклассникам. Каждому ученику раздаётся карточка. В карточках написаны темы, по которым нужно построить диалог. Ученики делятся на пары, садятся в круг. После завершения диалога партнеры меняются. Также, можно выявить, может ли ученик за ограниченное количество времени поддержать беседу на любую тему, которая может ему попасться в карточке. Упражнение способствует поддержанию отношений, активному слушанию.
4. Спина к спине.
Back to back. Handling relationships Цель: совершенствовать устную речь, слушание и наблюдение. Ребята садятся друг к другу спиной, им выдаются листочки, на которых изображено, например, расписание распорядка дня. Задача- рассказать о планах на будущее. Очень не просто разговаривать ,не смотря друг на друга. Но упражнение помогает слушать и слышать друг друга, что важно в развитии отношений.
5. Определи состояние человека.
Guess how a person feels. Empathy Цель: определить чувства людей по картинке. Определять эмоции не каждый может. Но это умение позволяет чувствовать людей, а значит, управлять их эмоциями.
6. Светофор.
Traffic lights. Empathy Цель игры "Светофор" заключается в развитии эмпатии, контроле побуждений и способности справляться с гневом. Так, для обучения контроля побуждений можно разработать специальное табло в виде светофора, на котором отчетливо воспроизводятся шесть пунктов с указанием конкретных шагов. Red light- Stop, calm down and think before you act. Yellow light -Tell about difficulties and about feelings you are experiencing. Set a positive goal. Think about solutions. In advance think about the consequences. Green light- Get to the action and follow the best plan.
Таким образом, иностранный язык становится не только увлекательным и запоминающимся как предмет, но и значимым относительно его эмоциональной составляющей. Глобальные тенденции современного мира таковы, что важность эмоциональной компетентности будет все больше возрастать. Экономически и информационно и в бизнесе и в политике мы становимся все более взаимозависимыми, поэтому приходится думать об установлении более тесных, т. е. более эмоциональных отношений, и, соответственно, о развитии EQ в условиях системы школьного образования.
Таким образом, иностранный язык становится не только увлекательным и запоминающимся как предмет, но и значимым относительно его эмоциональной составляющей. Глобальные тенденции современного мира таковы, что важность эмоциональной компетентности будет все больше возрастать. Экономически и информационно и в бизнесе и в политике мы становимся все более взаимозависимыми, поэтому приходится думать об установлении более тесных, т. е. более эмоциональных отношений, и, соответственно, о развитии EQ в условиях системы школьного образования.
Литература:
1. Howard Gardner and multiple intelligences.—2005.—[Electronic resource] //The Encyclopedia of InformalEducation. — URL: http// www.infed.org./thinkers/gardner/.htm (дата обращения 05.03.2019) 2. Publications by Dr. Reuven Bar-on—2013.—[Electronic resource] //Reuven Bar-on org. — URL: http://www.reuvenbaron.org/.htm (дата обращения 05.03.2019) 3. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. 5- 11 классы. М., 2000. 4. English. Electronic journal. —2019.—[ Electronic resource] //English. — URL: http://eng.1september.ru (дата обращения 10.03.2019)