Нетрадиционные уроки по информатике как форма реализации
ФГОС третьего поколения
Гусева Надежда Борисовна,
преподаватель Пожарно-спастельного колледжа
По новым федеральным государственным образовательным стандартам для СПО по информатике на теоретическую подготовку отводится всего 28 часов, на лабораторно-практическую – 50 часов, а на самостоятельную - 39 часов, что составляет половину учебного плана. Поэтому перед преподавателем естественно встает вопрос о том, как мотивировать студентов на самостоятельную и исследовательскую работу.
Понятно, что без осознанного интереса к получению новых знаний со стороны студента, становится проблемным формирование его теоретической и практической подготовки. Поэтому необходимо проводить такие формы уроков, которые будут мотивировать студентов на творческую активность в получении новых знаний и на креативное их переосмысление.
Положительными моментами нетрадиционных уроков можно считать тот факт, что они приближают обучение к реальной действительности. Студенты с удовольствием принимают в них участие, так как в играх можно показать не только знания по предмету, но и проявить творчество, и смекалку.
К наиболее известным формам нетрадиционных уроков относятся: КВН, Суд, викторина, игра по станциям, игра-зачет.
Такие уроки важны не только студентам, но и преподавателям.
Они создают условия для самовыражения каждого студента, проявления его избирательности к учебному материалу, позволяют раскрепоститься, раскрыться в творчестве. А преподаватели смогут увидеть и оценить студента с разных сторон и поддержать его в поиске своих талантов.
Рассмотрим для примера два таких урока: КВН и «Суд».
По способу организации КВН является интегрированным мероприятием и способствует формированию творческой активности студентов, знакомит их с элементами актерского мастерства, сценической речи, развивает воображение и художественный вкус, а также умение работать в команде.
КВН проводится в виде внеклассного мероприятия. На первом этапе, преподавателем выбирается тема и пишется основа сценария. Далее, командам сообщается тема КВН, конкурсы и выдается домашнее задание и время на подготовку. Команды должны самостоятельно придумать девиз и изготовить эмблемы, а также нарисовать газеты, посвященные теме КВН, и подготовиться к конкурсам. Помощь командам должны оказать болельщики, которые помогут празднично оформить зал и изготовить разнообразные плакаты в поддержку. В процессе подготовки к игре, студенты более глубоко повторяют пройденный материал, что прививает им вкус к самостоятельной работе.
Личностным результатом, проведенного КВН, для каждого студента станет расширение кругозора, умение свободно применять свои знания в игровой и шутливой форме. Это, конечно, повысит его эмоциональное состояние, оптимизм ибудет способствовать позитивному отношению к жизни, а также поможет найти выход из любой жизненной ситуации.
Примером другого нетрадиционного урока является «Суд».
«Суд» проходит в виде ролевой игры. На первом этапе, преподавателем пишется основа сценария, которая в дальнейшем может быть изменена и отредактирована. Студентам выдаются темы для свидетелей защиты и обвинения, а также распределяются роли участников судебного процесса (судьи, прокурора, адвоката, секретаря суда, подсудимого, свидетелей защиты и обвинения). После этого студенты самостоятельно осуществляют поиск информации в Интернете по заданной теме, анализируют ее и оформляют в виде творческих презентаций, которые должны пройти конкурсный отбор. Победителям конкурса дается право выступить в суде. Одновременно с этим продумываются и изготавливаются костюмы (мантия судьи, шапочка-конфедератка), а также таблички с надписями (прокурор, судья, секретарь суда) и приобретается молоток судьи для придания мероприятию всей серьезности атмосферы суда.
На втором этапе происходит сам процесс «Суда». Выступают прокурор, судья, подсудимый, свидетели защиты и обвинения, адвокат. Каждый участник суда играет свою роль, делая акцент на своем отношении к данной проблеме, при этом соблюдается процедура суда.
Личностным результатом игры для каждого студента станет более ответственное отношение к обществу, его правовым нормам и этическим аспектам поведения индивида.
Результатом таких нетрадиционных уроков, можно считать, что студенты самостоятельно осваивают новый материал, решают актуальные проблемы социализации и самореализации, а также повышают уровень социальной компетенции и эмпатии, внимательно слушая и активно обсуждая рассматриваемые проблемы, комментируя высказывания собеседников и давая им критическую оценку, а также аргументируя свое мнение.
Фотографии, проведенных мною мероприятий, можно посмотреть на моем сайте «Экстернат.РФ».