Игровые технологии в патриотическом воспитании
Денисова Марина Анатольевна,
педагог-организатор ГБОУ детский оздоровительно-образовательный центр
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Центр гражданско-патриотического воспитания
и безопасности жизнедеятельности
педагог-организатор ГБОУ детский оздоровительно-образовательный центр
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Центр гражданско-патриотического воспитания
и безопасности жизнедеятельности
Патриотизм во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, экономике, культуре.
Сам патриотизм зарождается и формируется как чувство, связанное с миросозерцанием своей малой Родины, ближнего окружения в детстве. С возрастом это чувство социализируется, возвышается, и все более осознается, особенно в процессе конкретных видов деятельности. Это чувство является источником духовных и нравственных сил и здоровья общества, его жизнестойкости и стабильности.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорится: «образовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и талант молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».
В этих условиях становление и развитие патриотического воспитания детей и молодёжи требует инновационных решений и должно основываться на принципиально новых подходах к работе с детьми с применением современных средств обучения и развития, новых педагогических методик и технологий, оригинальных форм проведения образовательной деятельности.
Важным средством и эффективной технологией патриотического воспитания является игра – воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения или обучения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
В структуру игры, как деятельности, входят:
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорится: «образовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и талант молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».
В этих условиях становление и развитие патриотического воспитания детей и молодёжи требует инновационных решений и должно основываться на принципиально новых подходах к работе с детьми с применением современных средств обучения и развития, новых педагогических методик и технологий, оригинальных форм проведения образовательной деятельности.
Важным средством и эффективной технологией патриотического воспитания является игра – воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения или обучения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
В структуру игры, как деятельности, входят:
- целеполагание;
- планирование;
- реализация цели;
- анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект;
- мотивация игровой деятельности (обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации).
В структуру игры, как процесса, входят:
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средство реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
В патриотическом воспитании подрастающего поколения должна присутствовать, как интеллектуальная игровая деятельность (квест, брейн-ринг, станционные игры и др.), так и военно-спортивные игры нового поколения (страйкбол и лазертаг и др.).
Интеллектуальные игры - это вид игр, основывающихся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции. В условиях данных интерактивных мероприятий происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это помогает формировать участнику взаимодействия собственное мнение, отношение, отрабатывать навыки поведения в той или иной ситуации, создавать систему своих ценностей. Более того, поскольку знания не даются в готовом виде, активно стимулируется их самостоятельный поиск всеми участниками запланированного общения.
Военно-спортивные игры идеально подходят для детей в целях занятий с ними по тактико-специальной подготовке и проведение военно-полевых учений, наподобие пионерских «Зарниц», но с более высоким уровнем реализма, а это, в свою очередь, заставляет детей оторваться от компьютерных «стрелялок» и побегать на свежем воздухе.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Недаром игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности.
Таким образом можно сделать вывод, что использовать игровые технологии в военно-патриотическом воспитании обязательно нужно. Они закаляют ребят, прививают чувство локтя, так как все игры в основном командные. Приучают к самостоятельности, ведь все тактические решения на поле игрового боя, принимают именно ребята, взрослые только могут наблюдать и корректировать общую стратегию развития игры. Развивают коммуникативные навыки, умение понимать друг друга, изобретать свои вербальные и невербальные способы общения. И конечно же, прививает практические навыки их возможной будущей профессии.
Интеллектуальные игры - это вид игр, основывающихся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции. В условиях данных интерактивных мероприятий происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это помогает формировать участнику взаимодействия собственное мнение, отношение, отрабатывать навыки поведения в той или иной ситуации, создавать систему своих ценностей. Более того, поскольку знания не даются в готовом виде, активно стимулируется их самостоятельный поиск всеми участниками запланированного общения.
Военно-спортивные игры идеально подходят для детей в целях занятий с ними по тактико-специальной подготовке и проведение военно-полевых учений, наподобие пионерских «Зарниц», но с более высоким уровнем реализма, а это, в свою очередь, заставляет детей оторваться от компьютерных «стрелялок» и побегать на свежем воздухе.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Недаром игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности.
Таким образом можно сделать вывод, что использовать игровые технологии в военно-патриотическом воспитании обязательно нужно. Они закаляют ребят, прививают чувство локтя, так как все игры в основном командные. Приучают к самостоятельности, ведь все тактические решения на поле игрового боя, принимают именно ребята, взрослые только могут наблюдать и корректировать общую стратегию развития игры. Развивают коммуникативные навыки, умение понимать друг друга, изобретать свои вербальные и невербальные способы общения. И конечно же, прививает практические навыки их возможной будущей профессии.
Список литературы
- Ланина Н.В. Диагностические и развивающие ресурсы интерактивных методов обучения / Н.В. Ланина // Социальная психология в образовательном пространстве: материалы I Международной науч. – практ. конф., М., 2013.
- Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения Спец. семинар дляучителей», М., 2004
- Панфилова А. Н. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М., 2006.