Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Родителям, которые хотят помочь своим детям-выпускникам

Селивановская Галина Александровна
Закончился очередной учебный год. Когда все усилия и страдания по сдаче ЕГЭ завершились, абитуриенты  осаждали приёмные комиссии вузов.
Настал момент истины: баллы, полученные на экзаменах, либо воплотили мечту в действительность, либо привели к распутью, и решение, которое последовало за этим выбором,  резко изменило когда-то намеченный путь. Этот момент жизни, безусловно, справедливо  называют судьбоносным, поэтому понятно беспокойство родителей о том, как помочь уже выросшему ребёнку лучше подготовиться к экзаменам.  Мне хочется поделиться своими наблюдениями и мыслями с Вами, уважаемые родители.
Работая преподавателем русского языка и литературы, уже много лет являясь экспертом ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку,  я всё больше убеждаюсь, насколько современный формат экзамена  нацелен на проверку сформированности у наших ребят не столько грамотности, сколько уровня владения речью как инструментом выражения мыслей и чувств. Многим, кстати, до сих пор трудно принять экзамен по русскому языку, на котором орфографическая и пунктуационная грамотность среди критериев оценки стоит не на первом месте. Люди старшего поколения, исходя из собственного опыта, часто убеждены в том, что главным в подготовке к экзаменам по русскому языку является изучение правил правописания. Конечно, важно овладеть грамматикой, но это всего лишь базовые знания.
Сейчас, чтобы получить высокие баллы, необходимо  достаточно хорошо владеть речью, уметь не сумбурно, а в строгих правилах логики оформить своё эссе. Перед этим надо внимательно и вдумчиво прочитать текст, понять его смысл, потому что самым важным в экзаменационной работе является умение сначала осознанно воспринять авторскую мысль, а потом уже высказать своё мнение.
Согласитесь, что этот принцип: от понимания прочитанного или сказанного к умению изложить собственное мнение – является основополагающим в том процессе, который мы называем образованием в самом широком смысле этого слова. В жизни для решения любого вопроса также необходимо пройти по этим ступенькам.
Конечно, если человек сызмальства приобрёл привычку читать и думать о прочитанном, то написать сочинение в формате ЕГЭ ему будет несложно. А вот если, милые любящие родители, Вам было некогда приобщать ребёнка к чтению и терпеливо разговаривать с ним на все интересующие его темы, то, видимо, Ваша логика приведёт Вас к традиционному решению – нанять репетитора. Очень часто такой поступок успокаивает родителей, и они считают, что сделали для своих детей всё возможное. Извините, но это самоуспокоение свидетельствует, по меньшей мере, о некотором легкомыслии по отношению к подростку. Почему?
Скажите, уважаемые взрослые, у которых есть дети любого школьного возраста, часто ли Вы разговариваете с Вашим ребёнком о главных человеческих ценностях? О том, «что такое хорошо и что такое плохо»? Я имею в виду не приступы назидательства в адрес ребёнка, а спокойные беседы, где у него есть право голоса и уверенность, что его выслушают, более того, от него потребуется объяснить свою точку зрения, возможно даже, доказать справедливость своего мнения.
Если Вы горите желанием помочь ребёнку в подготовке к экзаменам не только по русскому языку, но и обществознанию (как показывает практика, самый востребованный у выпускников экзамен по выбору) или к итоговому сочинению по литературе, возьмите на вооружение подобный домашний тренинг. В качестве «побочного эффекта» Вас ждёт более тесное психологическое сближение с подростком, что поможет продуктивнее решать проблемы «отцов и детей» в семье, а многих подростков избавит от возрастного кризиса, и возможно даже, от страшных комплексов.  Как Вы понимаете, умение сформулировать мысль и обосновать свою точку зрения – это показатель разумности человека в любом возрасте.
Опыт убеждает в том, что оптимальный возраст, когда ребёнок накопил уже достаточный жизненный и читательский опыт, чтобы проводить наблюдения над функционированием речи в жизни людей, 13-14 лет. Подросток в этот период нуждается в общении и многое переоценивает. Обсуждение книг, фильмов, волнующих событий, планов на будущее – любые темы, в которых оценки взрослого могут быть интересны для юного мыслителя, хороши.
Всё это призвано к тому же исподволь, пока не наступил этап прямолинейного движения к экзамену, наполнить память человека тем, что может стать содержанием его сочинения. В период предэкзаменационной лихорадки недостаточная уверенность в умении сформулировать мысль может сильно навредить в достижении результативности в ходе учебных испытаний, а также в проявлении личностных качеств характера, необходимых повзрослевшему человеку. Думается, что главная цель в общении взрослых с детьми – это формирование у ребёнка уверенности в себе (не надо путать с самоуверенностью), убеждённости, что он умный, интересный, просто хороший во всех отношениях человек. Конечно, как и все люди, он может иногда ошибаться, но важно, что у нас есть возможность исправить ошибки, только нужно научиться их видеть.
Кажется, разговор о подготовке к экзаменам перерос в размышления о воспитании… Да, по моему глубокому убеждению, экзамен (я сейчас говорю в основном об экзамене по русскому языку) выявляет не только знания, а уровень общего развития старшеклассника, над которым необходимо работать чуть ли не с рождения, но именно в старших классах этот процесс идёт особенно продуктивно. Мотивация на успешную сдачу экзамена способствует пробуждению желания разобраться в непростых морально-этических проблемах, о которых идёт речь в текстах, включённых в экзаменационные материалы. Спасибо составителям КИМов (контрольно-измерительных материалов), что предоставляют нам повод для жизненно важных разговоров со старшеклассниками. Разумеется, хороший педагог знает, как работать с учениками по своему предмету, но неотстранённое участие родителей в учебной деятельности ребёнка может способствовать высокому результату, который, безусловно, отразится не только в баллах.
Так что, уважаемые родители, кульминационный момент Вашей миссии – это время окончания школы Вашим ребёнком, дальше в решении своих проблем он всё чаще будет обходиться без Вас, и это правильно!
Селивановская Г.А.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»