Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Основные компоненты эмоциональной компетенции педагога и методы её развития

Угланова Дарья Сергеевна
учитель-дефектолог ГБДОУ№ 95
компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
 
Профессиональная  компетентность педагога-это сложное психологическое состояние, которое выступает основой профессиональной успешной деятельности. Одной из составляющих этого такого состояния является эмоциональная компетентность.
Специфика труда педагога заключается в том, что специалисту необходимо противостоять профессиональным трудностям, управлять своим эмоциональным состоянием, определять особенности своего воздействия, проявлять перцептивные способности, уметь понимать позицию других, понимать индивидуальность и неповторимость другого человека, эмпатировать ему, рефлексировать. Кроме того профессия педагога сопровождается постоянными психоэмоциональными перегрузками, эмоциональной напряженностью, эмоциональным выгоранием и т.д. Следовательно, наибольшую значимость в структуре личности педагога-психолога имеют эмоциональные способности (эмпатия, рефлексия, саморегуляция и управление чувствами и эмоциями других людей).
 Компоненты эмоциональной компетенции и их значение в процессе межличностного взаимодействия.
1. Рефлексия. В общем виде к рефлексии относятся способности человека определять, какую именно эмоцию он испытывает в данный момент, по физическому состоянию и внутреннему диалогу; соотносить эту эмоцию с ее названием; определять, из каких базовых эмоций состоит испытываемая сложная, осознавать изменение интенсивности эмоции и переходы от одной эмоции к другой.
2.Саморегуляция. В целом под саморегуляцией понимается умение определять источник и причину возникновения эмоции, ее назначение и возможные последствия развития, степень ее полезности в конкретной ситуации; в соответствии с этим при необходимости найти способ регуляции эмоции (изменения степени ее интенсивности или замены на другую эмоцию), управляя дыханием, состоянием тела, используя вербальные и невербальные способы управления эмоциями и управление внутренним диалогом. К этому же умению относится способность вызывать у себя эмоцию, необходимую в конкретной ситуации.
3. Регуляция взаимоотношений. Предполагает умение определять возможную причину возникновения эмоции у другого человека и прогнозировать последствия ее развития; изменять эмоциональное состояние другого человека (интенсивности эмоции, перехода на другую эмоцию) с помощью вербальных и невербальных средств; способность вызывать нужную эмоцию в людях.
4. Эмпатия является базисной составляющей эмоциональной компетентности. Традиционно данный феномен понимается как постижение эмоционального состояния, сопереживание, в чувствование в эмоциональную жизнь другого человека; это эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии.
Практика показывает, что эмоционально компетентный учитель обладает способностью к педагогической импровизации и творчеству, что также характеризует его как профессионала. В своем профессионализме и мастерстве он находит уверенность, эмоциональную опору, черпает внутреннюю силу. Уверенность и импровизация считаются самыми эффективными средствами в профилактике стресса. 
Эмоционально компетентный педагог не способен распространять негативную информацию и эмоции, имеющие своим свойством заражать окружение, неблагоприятно влияя на психологический климат. 
Педагоги с высоким показателем эмоциональной компетентности хорошо осознают себя, свои собственные ценности, потребности и живут в соответствии с ними. Такие педагоги строят отношения на основании честности и открытости. Они способны пробуждать в людях позитивные эмоции, раскрывать в них самые лучшие стороны. Такие учителя выбирают позитивные тактики влияния: поддержку, воодушевление, развитие. Педагогическое общение характеризуется конфликтностью. Именно поэтому важна эмоциональная компетентность, которая способствует эмоциональному согласию, конструктивному общению и позволяет сохранять отношения, не зависимо от обстоятельств, какими бы неблагоприятными они не были. Гармоничное общение положительным образом влияет на психологический климат образовательной среды, который является предпосылкой и условием сохранения и укрепления психического и соматического здоровья всех ее субъектов, оказывает влияние на характер развития и становления будущего взрослого человека. 
         Методы развития эмоциональной компетентности:
1)Психологический тренинг.
2) Дневник эмоций. В нём следует регулярно фиксировать следующие моменты: событие, вызвавшее эмоцию, проявления эмоции, название самой эмоции или чувства и характер поведенческой реакции. 
3)Техника «Я-высказывание». технику "Я-высказывание".
Шаг 1. Конкретное описание того, что вызвало эмоцию или чувство по типу "здесь и сейчас", "там и тогда". Например, "Когда ты ко мне обращаешься так невежливо..." 
Шаг 2. Сообщение о своем чувстве. "... Я чувствую возмущение...". 
Шаг 3. Объяснение причины своего чувства. " ...Так как думаю, что мое мнение не важно для тебя". 
Шаг 4. Выражение пожелания или просьбы. "Будь добр, объясни причину такой манеры обращения ко мне". 
Если просьба не выполняется, делается следующий шаг. 
Шаг 5. Назначение санкций. "Если ты еще раз обратишься ко мне в таком тоне, я перестану разговаривать с тобой и буду делать это всякий раз, как услышу подобное обращение". 
Если просьба снова не выполняется, то делается последний шаг. 
Шаг 6. Реализация санкций. В результате взаимодействие может быть прекращено, а отношения прерваны. 
4) Техника "Дебрифинг". Она состоит в том, чтобы ежедневно общаться с партнером и обсуждать важные вопросы, а также испытания, неудачи и радости прошедшего дня. В основном такой разговор длится примерно 15-30 мин., но в некоторых случаях может быть по продолжительности и час, и более .
5)  Техника "Хорошо". Состояние "хорошо" - это состояние приятия мира, позитивное отношение к нему, привычка во всем видеть то лучшее, что в этом есть. Это состояние души, при котором вы действительно учитесь видеть хорошее, то есть вы не называете плохое хорошим, а вы ищете в плохом - хорошее и этому хорошему радуетесь.
6)  Техника "Подчеркивание общности". Она состоит в том, чтобы подчеркнуть партнеру общность целей, интересов, личностных характеристик. При этом нужно учитывать, чтобы называемые общности были приятны партнеру. 
7) Техника "Подчеркивание значимости". При ее использовании подчеркивается значимость партнера, его мнения, вклада в общее дело, его заслуг и достижений.
         Развитие эмоциональной компетентности – сложная работа, но именно эта работа даёт наибольшие результаты, именно она повышает личную эффективность. Инструментами развития эмоциональной компетентности являются книги, тренинги, коучинг. Но также стоит помнить, что высокие показатели эмоциональной гибкости никогда не заменят ни профессиональной компетентности, ни умения взвешивать все «за» и «против» и делать объективные выводы. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»