Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование познавательной активности воспитанников суворовского
военного училища во внеурочной деятельности

Помещенко Виктор Николаевич, 
Санкт-Петербургское суворовское
военное училище, г. Санкт-Петербург
 
Аннотация: в статье предпринята попытка проанализировать и доказать необходимость формирования познавательной активности у воспитанников суворовского военного училища, выделены условия ее формирования и критерии, на основе которых можно оценить результативность данного процесса. 
Ключевые слова: познавательная активность, социальная активность, познавательный интерес, мотивация, внеурочная деятельность. 
Современное общество предъявляет ряд требований к его членам, которые должны иметь высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способны решать сложные социальные, экономические, политические и научно-технические задачи. Для общества и для государства нужен человек не только как потребитель знаний, но и как умеющий их добывать. Постоянно меняющиеся условия жизни и нестандартные ситуации требуют от молодежи широкого спектра интересов, среди которых особое значение имеет интерес к познаниям, или познавательная активность, которая в большей мере формируется у подрастающего поколения в учебно-воспитательной деятельности.
Проблема формирования познавательной активности личности в образовательном процессе – одна из актуальных как в психолого-педагогической науке, так и в образовательной практике. Многочисленные исследования убедительно доказали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах образовательного учреждения, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание таких условий, которые смогли бы обеспечить полноценное умственное развитие воспитанников, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов. Поэтому развитие самостоятельного, творческого, поискового, исследовательского мышления является одной из основных задач обучения воспитанников суворовского военного училища.
Познавательная активность - это разновидность социальной активности, проявляющейся по отношению к процессу познания. Познавательная активность проявляется в эмоционально-оценочном отношении обучаемого к процессу и результату познания, которое проявляется в стойком стремлении подростка учиться, преодолевая на пути приобретения знаний различного рода трудности, прилагая максимум волевых усилий, энергии в умственной работе. Так как процесс познания у обучающихся не всегда целенаправлен, не всегда устойчив, то педагогу (воспитателю учебного курса) важно развивать познавательную активность воспитанников суворовского военного училища в различных видах деятельности.
Внеурочная деятельность – часть учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Внеурочная деятельность является одной из важных частей образовательного процесса и формой организации свободного времени воспитанника, где объединяется все виды их деятельности (кроме учебной). Система внеурочной деятельности организуется для удовлетворения интереса и потребностей воспитанников в досуге, их активное участие в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может помощь развивать или сформировать познавательную активность; прививать интерес; развивать способности каждого воспитанника, обеспечить его полноценное воспитание.
Проблема формирования познавательной активности может рассматриваться в контексте разнообразной деятельности воспитанников, что дает воспитателю учебного курса суворовского военного училища творчески и эффективно развивать интересы воспитанников, обогащая их личностное развитие.
При правильной организации систематической и целенаправленной учебно-воспитательной деятельности воспитанников познавательная активность может стать устойчивой чертой личности несовершеннолетних и оказывать сильное влияние на их развитие. Поэтому во внеурочной деятельности необходимо использовать разнообразные формы, методы, приемы и средства, которые могут стимулировать развитие познавательной активности воспитанников. Под влиянием интереса развивается мыслительная деятельность, когда несовершеннолетний интересуется окружающей действительностью, задает множество вопросов, обращается к педагогам, психологам, родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его предмета или явления.
Следует отметить, что что интересная подача информации, новизна, необычность, нетрадиционность, оригинальность, несоответствие ранее изученному - все это способно не только вызвать желание учиться, интерес к учебе, но и пробудить у воспитанников эмоции, которые порождают желание изучить новое более глубоко.
Условиями формирования познавательной активности воспитанников, обеспечивающими качественное достижение результата, являются необходимость:
- быть внимательным к каждому воспитаннику, осуществлять индивидуальный подход на основе половозрастных и психологических особенностей;
- уметь увидеть, подметить у конкретного воспитанника интерес к какому-либо виду деятельности;
- создавать соответствующие условия по поддержанию познавательного интереса и его развитию;
- создавать благоприятную атмосферу на занятиях, способствующую реализации потенциальных возможностей воспитанников;
- контролировать и корректировать усвоение нового материала;
- при подборе информации учитывать уровень развития воспитанников и их потенциальные возможности;
- создание у воспитанников ситуации успеха собственной деятельности и личностного роста, развитие интеллектуального и духовного развития.
 Формирование познавательной активности у воспитанников суворовского военного училища происходит эффективно, если процесс деятельности:
- вызывает у воспитанника стремление находить положительные и позитивные стороны учебного процесса;
- сопровождается с мыслями: «я додумался», «как же я этого раньше не знал», «не так уж и сложно»;
- направляет на разрешение противоречий;
- нацеливает посмотреть на предмет с другой стороны;
- ориентирует на применение знаний в новых условиях;
- знакомит воспитанников с основными направлениями научных поисков, открытиями;
- включает элементы усложнения задач;
- развивает память, воображение, мышление, логику;
- развивает потребность воспитанника заниматься познавательной деятельностью;
- предполагает элементы исследования, а также разнообразную самостоятельную работу.
Таким образом, познавательная активность является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения воспитанников суворовского военного училища, т.к. она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий, исследовательский подход, побуждает к самообразованию.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»