Взаимосвязь коммуникативных способностей
и психоэмоционального выгорания воспитателей
(на примере воспитателей МАДОУ "Детский сад №222 - ЦРР" г. Петропавловск-Камчатского)
Пухова Ольга Владимировна,
педагог-психолог
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №81 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербургапедагог-психолог
Аннотация: в статье представлены результаты эмпирического исследования повышения качества коммуникативных способностей воспитателей через работу по снятию психоэмоционального напряжения.
Ключевые слова: коммуникативные способности, эмоциональное выгорание.
Актуальность: Детский сад является вторым, после семьи, социальным институтом, формирующим личность ребенка. От эффективного взаимодействия воспитателей, как представителей дошкольных образовательных учреждений, с родителями воспитанников и самими воспитанниками зависит качество образовательного и воспитательного процесса, а следовательно и эмоциональное благополучие дошкольника.
В наше время в связи с возрастающим темпом жизни от человека требуется отказ от привычных шаблонных действий, умение в короткие сроки принимать решения, что, естественно, оказывает сильное влияние на эмоциональное благополучие и истощаемость нервной системы. Воспитатели, как представители «помогающих профессий» наиболее подвержены профессиональному выгоранию, которое негативно сказывается не только на их эмоциональном состоянии, но и резко влияет на качество работы.
Для того, чтобы улучшить качество образовательного процесса, наладить эффективное сотрудничество между семьей и дошкольными образовательными учреждениями необходимо уделить должное внимание работе по восстановлению эмоционального благополучия воспитателей.
Целью нашего исследования является изучение взаимосвязи коммуникативных способностей воспитателей и эмоционального выгорания.
В качестве объекта нашего исследования выступают коммуникативные способности.
Предмет исследования данной работы – взаимосвязь коммуникативных способностей и психоэмоционального выгорания воспитателей.
Гипотеза: эффективность коммуникации воспитателей зависит от их психоэмоционального состояния.
В исследовании приняло участие 32 респондента, работающие в МАДОУ «Детский сад №22 – ЦРР» города Петропавловск-Камчатский. Была проведена первичная диагностика уровня коммуникативных способностей и наличия эмоционального выгорания воспитателей ДОУ, организована психологическая работа с воспитателями по снятию психоэмоционального напряжения, а затем осуществлена повторная диагностика педагогического состава дошкольного учреждения.
Для оценки коммуникативных способностей респондентов мы использовали методику изучения коммуникации с родителями воспитанников (на основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф.Ряховскому), тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З.Гильбуха), методику «Стили педагогического общения» А.Б.Майского и Е.Г. Ковалевой..
Для уточнения наличия эмоционального выгорания у воспитателей мы использовали методику диагностики эмоционального выгорания Бойко.
В качестве работы по снятию психоэмоционального напряжения в нашем ДОУ регулярно проводились тренинги повышения самооценки, воспитателей в течении учебного года обучали использованию кинезиологических упражнений для снятия напряжения, а также работала сенсорная комната в качестве средства психологической разгрузки.
Результаты исследования и их обсуждение.
В ходе первичной диагностики воспитателей мы выявили, что из 32 респондентов, принявших участие в исследовании всего 18,75% (6 человек) не имеют хоть одной сформированной фазы эмоционального выгорания, что говорит об отсутствии у них выраженного психоэмоционального напряжения, поэтому основная работа далее велась с группой из 26 человек, показавших высокие показатели по методике Бойко.
С помощью корреляционного анализа(см. таблицу 1) мы выявили наличие прямых корреляционных связей между наличием психоэмоционального напряжения респондентов и уровнем их коммуникативных способностей.
Респонденты, имеющие высокие показатели по сформированности фаз «резистенция» и «истощение» в общении с родителями воспитанников чрезмерно общительны, часто переступают границу делового взаимодействия, что негативно сказывается на доверительном общении между данными субъектами образовательного процесса, нередки споры и дискуссии.
Респонденты, имеющие сформированную стадию эмоционального выгорания «напряжение» предпочитают агрессивный стиль поведения в общении как с коллегами, так и с родителями воспитанников. Интересно также, что несмотря на наличие профессионального выгорания, почти все респонденты (96,2%) в качестве стиля педагогического взаимодействия с воспитанниками выбирают демократический, что говорит об их умении адекватно оценивать возможности детей, понимать цели и мотивы поведения воспитанников.
Таблица 1
Корреляция эмоционального выгорания и коммуникативных способностей воспитателей
Методика изучения коммуникации с родителями воспитанников (на основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф.Ряховскому) | Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З.Гильбуха) | |
Методика эмоционального выгорания Бойко фаза «напряжение» | Преобладание агрессивного поведения (0,38*) | |
Методика эмоционального выгорания Бойко фаза «резистенция» | Общий балл (0,44*) |
|
Методика эмоционального выгорания Бойко фаза «истощение» | Общий балл (0,4*) |
**p≤0,01
Результаты нашего исследования потвердели наличие взаимосвязи между эмоциональным выгоранием и коммуникативными способностями воспитателей.
Далее, педагогами-психологами проводилась работа, по снятию психоэмоционального напряжения воспитателей для повышения эффективности коммуникации между всеми субъектами образовательного процесса, а именно: тренинговая работа с воспитателями, мастер-классы по использованию кинезиологических комплексов, психологическая разгрузка в малых группах с использованием оборудования темной сенсорной комнаты.
Для оценки полученных результатов после завершения психологической коррекции эмоционального состояния воспитателей была проведена повторная диагностика (см. таблицу 2), которая показала существенное снижение уровня эмоционального выгорания педагогического коллектива ДОУ (76,9% не имеют сформированных фаз эмоционального выгорания) и повышение коммуникативной компетентности воспитателей в общении с родителями воспитанников.
Таблица 2
Сравнительный анализ эффективности работы педагога-психолога с воспитателями ДОУ
Первичная диагностика | Итоговая диагностика | t-критерий Стьюдента | |
Методика эмоционального выгорания Бойко. Фаза «напряжение» | 64,5 | 23,4 | 3,76** |
Методика эмоционального выгорания Бойко. Фаза «резистенция» | 75,2 | 37,2 | 4,36** |
Методика эмоционального выгорания Бойко. Фаза «истощение» | 61,25 | 30,5 | 2,29** |
Методика изучения коммуникации с родителями воспитанников (на основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф.Ряховскому) | 8,5 | 14,8 | 3,43** |
**p≤0,01
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась. По всей вероятности, через работу по снятию психоэмоционального напряжения у воспитателей ДОУ можно влиять на стиль их коммуникативного взаимодействия, тем самым повышая эффективность образовательного процесса.
Библиографический список:
- Глебова С. В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2005.
- Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007.