Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Образ идеального партнера юношей и девушек

Юракова Алена Сергеевна

Постановка проблемы. Юношеский возраст - пора дружбы и любви. Часто эти понятия неотделимы друг от друга и сосуществуют в межличностных отношениях. В этом возрасте возникает и в течении длительного времени сохраняется идеал возлюбленного, включающий человека определенной внешности, с набором конкретных личностных качеств и особенностей. Такой идеал определяет межличностные симпатии и предпочтения [1].

Образ идеального партнера складывается на протяжении жизни под влиянием множества факторов: родительского воспитания, окружающей среды, телевидения, интернета, друзей и т.д.

С точки зрения психоаналитической теории главную роль в формировании образа идеального партнера играют наши родители, сестры и братья. Так юноши выбирают девушек, похожих на маму, а девушки, при выборе своего идеала, ищут отражение отцовских черт и качеств в парнях.

При выборе идеального партнера, прежде всего, нужно определить свои ожидания от взаимоотношений. К примеру, для одних идеальный партнер - это совокупность привлекательных внешних данных, для других же значима не столько внешность, сколько внутренние особенности человека, различные стороны его личности. Возможно, что для кого-то идеальный партнер - значит материально обеспеченный партнер, и тогда не будет иметь значения ни его внешность, ни психологические качества.

Анализ последних исследований и публикаций. Пытаясь дать определение понятию идеала, С.Л. Рубинштейн писал: "Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения, иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные черты, образ, который служит образцом. Идеал - это предвосхищенное воплощение того, чем он может стать" [3].

Понятие идеального партнера мало изучено в научной литературе. Многие авторы (А. Обозова, Б. Мурштейн, Р. Уинч, Р. Сентерс, Мак-Гоулдрик, Дж. Адамс и др.) рассматривают образ брачного партнера, который тесно переплетается с образом идеала.

Так, над проблемой выбора партнера работала Обозова А.Н., выделяя общие критерии выбора партнера; Дж. Ганьон и К. Гринблат, описывая стадии развития гетеросексуальных отношений; Р. Уинч, работая над теорией комплиментарных потребностей;  Б. Мурштейн, разработывая теорию "стимул-ценность-роль" и др.

Образ идеального партнера – это что-то воображаемое, некая иллюзия, сложившаяся в нашем бессознательном с ранних лет. Благодаря этому образу у нас складываются вкусовые предпочтения в выборе партнера.

Представление идеального партнера – это, чаще всего, представление полного образа человека, в котором сочетаются его физические и психологические данные, социально-экономическое положение, а также взгляды на семейную жизнь.

Рассматривая физические данные, мы выделяем внешние особенности партнера, его сексуальность и состояние его здоровья.

Что касается психологических особенностей личности партнера, то здесь учитываются особенности темперамента, характера, интересов, способов проведения досуга, а также уровень интеллекта. Также, одним из критериев психологических особенностей, выступает понятие «Мужественность-Женственность».

Немалую роль в создании человека, которого мы могли бы полюбить, играют наши близкие. Психологи утверждают, что характер наших представлений о том, какими должны быть муж и жена, заложен отцом и матерью. Здесь можно упомянуть психоаналитическую теорию Фрейда, в частности его понятие «Эдипов комплекс» [4].

Представитель индивидуальной психологии Альфред Адлер утверждал, что еще в детстве каждый создает в своем воображении идеал особы противоположного пола. Он говорил, что для большинства мальчиков важную роль в его создании играет мать, и вполне понятно, почему они женятся на женщинах похожего типа.

По мнению Карла Юнга мы выбираем себе партнеров, через образ имаго. Имаго - это наш внутренний бессознательный образ партнера. Этот образ берет свои корни из раннего детства и связан с отношением с близкими людьми, которые нас окружали в первые годы жизни. Человек может даже не помнить, что или кто повлиял на формирование этого образа. Чаще всего, это сочетание качеств близкого человека, который о нас заботились в детстве и любовь которого мы чувствовали и человека, любовь которого мы очень хотели получить в детстве, но так ее и не дождались.

В основу нашей работы мы вложили общие критерии выбора партнера, которые отметила А.Н. Обозова [2], разделяя их на четыре группы:

• Социально-экономические критерии: возраст, образование, социальное положение, гражданское состояние, наличие детей, национальность, отношение к религии, материальное положение.

• Физические критерии: особенности внешности, состояние здоровья. Особое внимание обращается на рост, вес, телосложение, цвет волос и глаз, отношение к курению и алкоголю.

• Психологические критерии: особенности темперамента, характера, интересов, способов проведения досуга.

• Семейные критерии: представление об образе жизни семьи, распределение ролей между супругами, отношение к семейной жизни.

Формулирование цели статьи. Исследование проводилось с целью выявления образа идеального партнера и современных юношей и девушек.

Результаты исследования. Исследование проводилось среди студентов II - IV курсов, различных специальностей: физическое воспитание, политология и экономика. Всего выборку составили - 100 респондентов в возрасте от 17 до 23 лет. Среди респондентов были исследованы 50 девушек и 50 юношей.

Мы использовали следующие методики: Метод личностного семантического дифференциала (ЛСД) О.Л. Кустовой, Методика «Маскулинность - Фемининность» (Сандры Бэм), а также модификация этой методики. Также мы разработали авторскую анкету, направленную на выявление образа идеального партнера юношей и девушек.

Исследование показало (См. Рисунок 1), что 78% девушек имеют смешанный, то есть андрогинный, тип психологического пола. Остальные 22% респонденток оказались фемининными, придерживаясь стандартных норм поведения, присущих женщинам в обществе. Большая часть юношей (80%) оказались андрогинными, тогда, как маскулинный тип психологического пола выявлен у 16% респондентов, а фемининный у 4%.

Рисунок 1

Тип психологического пола юношей и девушек

 

Используя модифицированный вариант методики С. Бэм, мы выявили, что андрогинный девушки предпочитают андрогинных парней (90%). При этом часть феминных девушек видят в своём идеальном партнере маскулинные (10%) качества и черты. Юноши, также в большинстве (72%) предпочитают девушек, которым присущи как женские, так и мужские качества. При этом 4% парней, у которых был выявлен фемининный тип психологического пола, предпочитают сильных, мужественных девушек (4%).

Метода личностного семантического дифференциала (См. Рисунок 2) показал предпочтения респондентов в степени наполненности партнера теми или иными чертами личности и характера.

Рисунок 2

Общие результаты метода ЛСД

 

Мы видим, что для девушек наиболее важными характеристиками партнера являются: его общая привлекательность (82%), в которую входят внешность, степень красоты, обаятельности, вызывает ли партнер доверие, умный он или глупый, доброжелательный ли он, и искренний. Не менее важной является сила личности партнера (82%). Также, по мнению респонденток, партнер должен быть современным (81%). Наименее значимой характеристикой является зависимость (45%).

Анализируя ответы парней, мы видим, что в них нет четкого выделения наиболее и наименее важных характеристик. Практически все шкалы находятся в пределах от 70 до 80%. Факторы социального статуса (68%), зависимости (62%) и эмоциональности (60%), по отношению к остальным факторам, выражены менее всего.

Авторская анкета показала, на что, при выборе идеального партнера, обращают внимание юноши и девушки. В нашем исследовании мы выявили, что внешний вид в образе идеального партнера является значимым как для девушек (94%), так и для юношей (92%). Психологические особенности личности партнера не менее важны для респондентов (91%). Для 69% респондентов значимым является социальное положение партнера. Наименее значимым, при выборе партнера, является его материальное положение (40%). Статистический анализ данных анкетирования выявил, что у 49% респондентов есть четкое представление образа своего идеального партнера. У 17% опрошенных представление образа идеального партнера размытое, не полностью сформировано. Также мы выявили, что у 34% респондентов нет образа идеального партнера.

Мы выявили, что девушки выбирают стильных парней (56%), обращая внимание на его рост (62%), фигуру (46%) и телосложение (10%). Большое внимание уделяется чертам лица партнера (58%), глазам (10%) и губам (10%), его прическе (28%). Важно, что – бы парень был грамотно одет (26%), не одевая на себя несочетаемые вещи (например, спортивный костюм и туфли). Парень должен быть аккуратным (18%) и ухоженным (22%), следить за состоянием своих рук, ногтей и обуви (42%). В целом, у парня должен быть здоровый внешний вид (12%).

У парня должен быть сильный характер (46%), и такие качества, как: сдержанность (24%), ответственность (22%), рассудительность (18%), решительность (18%), самостоятельность (18%), уверенность в себе (16%), а также толерантность (16%). Не менее важным является то, насколько воспитан парень (32%), обладает ли он хорошими манерами (36%). Таким образом, современные девушки выбирают мужественных парней, способных самостоятельно принимать решения и быть за них ответственными.

Юноши, описывая внешность своего идеала, указали на значимость женственной фигуры (30%), с выразительными формами, невысокого роста (26%) девушки, её общей сексуальности (34%). Внимание парни обращают на стиль одежды (44%) девушки (предпочтительной одеждой является сарафан, платье и туфли), состояние её волос (36%). Значимым критерием внешности девушки являются её черты лица (48%), парни не любят, когда девушки наносят слишком много косметики на лицо.

Для парней важным является характер партнера, с преобладанием женственных черт. Так юноши указали, что девушка должна быть весёлой (28%), доброй (24%), харизматичной (24%), женственной (22%), и имела личное мнение (18%). По мнению респондентов девушка должна быть интеллектуально развитой (42%), начитанной (32%), рассудительной (30%), и умела думать логически (12%). Для парней также важно, чтобы девушка была с хорошим воспитанием (32%) и манерами (16%).

Выводы. Мы исследовали образы идеального партнера юношей и девушек. Нами были выделены общие критерии внешности партнера, а также его психологических особенностей; выявили значимость физической привлекательности, психологических особенностей личности, социального и материального положения идеального партнера для юношей и девушек.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.

  2. Обозова, А.Н., Штильбанс, В.И. Аксиомы супружества (Психология супружеских отношений) / А.Н. Обозова. – Л.: Знание, 1984. – 32с.

  3. Рубинштейн С. Л.. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн - СПб.: Питер Ком// 1999. - 561 с .

  4. Фрейд Зигмунд. Три очерка по теории сексуальности // 1905. - 136 с.


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»