Сегодня, когда темпы модернизации образования постоянно растут, большое значение для повышения качества обучения, для предупреждения неуспеваемости имеет учет индивидуальных особенностей учащихся, изучение состояния знаний каждого из них. Для этого важно правильно организовать индивидуальную работу каждого учащегося, систематически и своевременно выявлять уровень усвоения разделов программы.
В настоящее время стало очевидно, что традиционная система образования не соответствует глобальным изменениям, происходящим в мире. Требования современной школы ориентированы на формирование личности, в которой гармонично сочетались бы интеллектуальная, эмоциональная сферы. Преобладание в обучении словесных схем усвоения знаний приводит к снижению интереса к обучению и низкому уровню знаниям.
В настоящее время в России продолжается становление новой модели образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, что сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике.
Одной из задач современной школы является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся. Современной образовательной технологией, которая отвечает этим требованиям, является Дистанционное обучение в Виртуальной школе.
Основным достоинством Виртуальной школы является гибкость, позволяющая ученику самостоятельно выбирать время занятий и определять их интенсивность, находясь при этом в постоянном контакте с преподавателем.
Особенностью Дистанционного обучения является то,что образовательные ресурсы каждого урока в Виртуальной школе представлены разнообразными по форме и содержанию файлами: интерактивными схемами, презентациями Power Point в демонстрационной версии, видеофрагментами, интерактивными картами, звуковыми файлами, Flash – анимацией.
Давая характеристику современным подходам качества образования, исследователи и практики отмечают «необходимость изменения и реформирования не только системы образования, но и системы оценки его качества». В традиционном понимании качество образования рассматривается как соответствие существующему стандарту с помощью разработанных процедур измерения.
Качество дистанционного образования мы рассматриваем как совокупность свойств образовательной системы, обеспечивающих получение обучаемым знаний, умений, навыков, соответствующих заранее согласованным требованиям.
Дистанционное обучение в Виртуальной школе предлагает много возможностей для контроля качества образования, который осуществляется посредством электронных образовательных ресурсов: интерактивных тренажеров, практических и лабораторных работ, электронных рабочих тетрадей, творческих заданий, тестовых заданий.
Промежуточный и итоговый контроль реализуется на основе тестовых технологий, т.к. тесты являются наиболее эффективными, экономичными и информативными при проверки ЗУН учащихся.
Опыт использования программированного контроля знаний учащихся в Виртуальной школе позволил выделить следующие положительные моменты:
1. Устранена возможность подсказок и списывания.
2. Повысилась объективность оценки знания.
3. Резко возросла познавательная активность учащихся, что обусловлено стимулированием самостоятельной работы. Так, по завершении промежуточного или итогового тестирования правильность ответа на заданные вопросы проверяется учеником с использованием ресурсов Виртуальной школы.
4. Изменилась роль преподавателя, который освободился от "карательных" функций, связанных с контролем знаний и выставлением оценок.
5. Преподаватель полностью освобождается от проверки промежуточных и контрольных работ и может, используя статистические данные в Виртуальной школе, оперативно получить объективную картину успеваемости, определить, какие области курса учащиеся усвоили хуже всего и своевременно скорректировать учебный процесс.
При составлении тестов промежуточного и итогового контроля используются различные типы заданий: задания различного уровня ложности; перекрестный выбор; множественный выбор; задание на восстановление последовательности; завершение/окончание; замена; трансформация; ответ на вопрос в краткой форме; перефразирование и т.д.
В виртуальной школе учитель может контролировать не только выполнение тестов, видеть результаты теста, но и видеть с какой попытки ученик выполнил задание, сколько времени он потратил на выполнение всего теста и на отдельные задания.
Проверка тестов осуществляется в электронном журнале, где учитель может видеть результаты теста, выполненного как одним учеником, а также сравнивать результативность с другими учащимися курса и видеть картину в целом. Отличительной особенностью тестов в Виртуальной школе является то, что учитель в настройках теста, при его создании, может задавать различные параметры: блокировка окон на экране помимо окна теста, ограничение по времени, ограничение количества попыток, учет регистра в ответе ученика и.т.д. Итоговое тестирование осуществляется в режиме реального времени, когда каждый вопрос «висит» на экране строго определенное время.
В настоящее время перед педагогами стоит сложная задача: подготовить учащихся к форме контроля в виде тестов ЕГЭ и в то же время дать обучающимся прочные знания, научить школьников анализировать, исследовать, выбирать оптимальный способ решения задачи и логично излагать это решение.
Литературы для подготовки к ЕГЭ выпущено уже довольно много. Она представлена в основном пособиями с наборами примерных вариантов ЕГЭ, ответами и решениями. Однако опытный педагог прекрасно понимает, что без формирования прочного теоретического фундамента и практических умений никакое натаскивание не поможет в выборе предлагаемых вариантов ответа даже к заданию начального уровня. В нашей Виртуальной школе разработана эффективная методика подготовки к ЕГЭ от ликвидации пробелов до формирования умения решать сложные задания ЕГЭ уровня С.
Структура курса ЕГЭ включает в себя варианты заданий в формате ЕГЭ, сгруппированные по темам и активные ссылки на теоретический материал, необходимый к усвоению для выполнения этих заданий.
Выполняя задания при подготовке к ЕГЭ, ученик не просто многократно отвечает на вопросы тренировочных вариантов, но и в случае неверных ответов получает возможность сразу изучить тот теоретический материал, который необходим для выполнения данного задания, пройдя по нужной ссылке. Важно отметить, что этот теоретический материал носит не только объяснительно – иллюстративный характер, но и содержит подробное объяснение аналогичных заданий по теме. Таким образом у учащихся формируются прочные ЗУН по изучаемой дисциплине. Качество образования и результат образовательной деятельности напрямую зависят от применяемых в процессе обучения образовательных технологий. Дистанционная форма контроля качества знаний учащихся в виде тестовых технологий – это одна из современных образовательных технологий, которая предусматривает широкий выбор форм контроля и проверки ЗУН учащихся на разных этапах обучения.