Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Новые подходы к оценке качества образования обучающихся: контекст современного урока

Котельников Евгений Валерьевич
Традиционная система оценки знаний учащихся, сформировавшаяся в период советской школы, имеющая богатый опыт в области контроля за результатами обучения, в силу своих организационных и технологических особенностей не может обеспечить удовлетворение данных потребностей общества. Ее результаты нельзя использовать для получения объективных количественных и качественных показателей, позволяющих управлять качеством образования.
Решение проблемы требует целенаправленных усилий по формированию общего системного подхода к оценке качества образования на всех уровнях и, прежде всего, на уровне образовательного учреждения. Осуществлению этой важной задачи призвано рассмотрение модели оценки качества образования  как систему, включающую различные направления деятельности: качество образовательного процесса, качество результатов и качество условий обеспечения образовательного процесса.
Качество процесса :технологии, деятельность учащихся, способы работы и т.д.
Качество результатов :
  • качество знаний: академические, компетентностные, возрастные;
  • социальная активность;
  • здоровье;
  • ориентация на внешних пользователей.
Условия : МТБ, кадры, социальное окружение, стандарты, программы и т.д.
Любая система, в том числе и система оценки качества образования, нуждается в объективной картине ее состояния и динамики изменения. В связи с чем, во внутришкольном контроле широко используется мониторинг, целью которого является создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии системы образования (объекта), о качественных и количественных изменениях в ней.
Таким образом, при создании системы оценки качества образования, наряду с оценкой знаний школьников, следует включить весь комплекс показателей, начиная от организации питания и досуга обучающихся до учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Важно также оценивать степень доступности образовательных услуг с учетом реальных потребностей и возможностей школьников; учитывать влияние школы на здоровье детей и их социализацию; говорить о системе дополнительного образования, о наличии в ней ресурсов, направленных на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий; анализировать отсроченные или косвенные эффекты деятельности образовательных учреждений и системы образования в целом.
В связи с этим первостепенное значение приобретает создание системы оценки качества образования.
Принципы создания системы оценки качества образования:
  • более широкое понимание образовательных достижений, которыми могут быть ключевые внепредметные компетентности (познавательные – способность непрерывного обучения, социальные и политические, информационные; межкультурные, коммуникативные);
  • удовлетворенность образованием, степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, учебная и внеурочная работа, исследовательская и проектная деятельность, количество пропусков занятий и т.д.);
  • открытость, доступность информации о состоянии и качестве образования, прозрачность самих процедур оценки;
  • принятие и реализация управленческих решений на основе результатов оценки состояния образования в ОУ;
  • соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.
Понятие «качество образования». Международная ор­ганизация по стандартизации определяет понятие «качество» как совокуп­ность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетво­рять установленные и предполагаемые потребности.
Качество образования в Национальной доктрине Образования тракту­ется как качество «образовательных услуг» (т. е. элементов образователь­ного процесса) и качество «образовательных программ» (т. е. содержания образования). Таким образом, система качества образования в школе может быть представлена тремя основными элементами: качеством обучения школьников, качеством образовательного процесса, ка­чеством условий образования. Отсюда следует, что качество общего образования — понятие многомерное, подразумевающее опреде­ленную структуру. Рассмотрим его составляющие:
  • •  качество среды/условий реализации образовательного процесса;
  • •  качество содержания образования;
  • •  качество технологии образования;
  • •  качество преподавания;
  • •  качество результативности — образованности личности школьника.
Качество среды/условий реализации образовательного процесса. Одним из важнейших структурных элементов качества образовательного процесса в школе является качество условий или среды обуче­ния. Комфортная среда обучения является обязательным условием благо­получного развития личности ребенка, полноценного формирования у него учебной деятельности. Состояние комфорта, безопасности и защищенно­сти, позитивного мировосприятия и интереса, описываемое в психологии как гармоничное состояние эмоционально-потребностной сферы, — это то, без чего невозможно осуществление эффективной образовательной дея­тельности в школе. Ребенок, находящийся по той или иной при­чине в дискомфортном состоянии, не может полноценно включиться в процесс обучения, школьное образование не будет достигать своей цели.
Качество содержания образования. Влияние качества содержания образовательного процесса на качество результата подготовки выпускника общеобразовательной школы — не вызывает сомнений, но следует заме­тить, что одна из самых сложных проблем управления качеством образова­тельного процесса в школе — научное обоснование принципов отбора и структурирования содержания образования. При отборе содержа­ния учитываются как устоявшиеся в дидактике школы, так и новые принципы, соответствующие современным тенденциям развития образования:
принцип развития предполагает ориентацию содержания образова­ния на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравствен­ного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на на­копление знаний и формирование навыков решения предметных задач;
принцип гуманитаризации содержания образования рассматривается как усиление гуманитарной направленности предметов естественнона­учного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание осо­бого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей;
принцип целостности образа мира требует отбора такого содержа­ния образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать це­лостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время — сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Одним из путей реализации этого принципа является создание интегрированных курсов;
принцип кулътуросообразности понимается как «открытость» раз­личных культур, создание условий для наиболее полного (с учетом возра­ста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов. Воз­можный путь реализации этого принципа — сочетание, взаимосвязь и взаимодополняемость федерального и регионального компонентов содер­жания образования.
Качество технологии обучения. Образовательные технологии в школе — важный элемент образовательного процесса, влияющий в определенной степени на качество всей системы общего об­разования.
Любая педагогическая технология основывается на том или ином фи­лософском фундаменте. Общая философская основа российского образо­вания еще только формируется, поэтому содержание образования, исполь­зуемые в нем технологии носят эклектичный характер. В современной практике образования соседствуют как традиционные, так и инновационные технологии. Источниками развития технологий сегодня являются достижения педагогической, психологической и социальных на­ук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, т. е. все то луч­шее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет. В настоящее время идет активный процесс совершенствования ранее используемых технологий: традиционных, игровых, коллективных и груп­повых технологий обучения, технологий развивающего и проблемного обучения и т. п.
 Важнейшим субъективным фактором, влияющим на всю систему образования, общепринято считать учительский корпус. В обществе растет понимание значения металичностных образова­ний педагога и их трансляций в личность обучающегося субъекта (ребенка), так как педагог, выступая как индивидуальный субъект педагогической дея­тельности, в то же время представляет собой общественного субъекта, но­сителя и транслятора общественных знаний и ценностей. Поэтому огромное значение имеет зрелость его личности, наполненность нравственно-духовным содержанием, реализуемым через здоровый образ жизни и определяющим, что и как он репрезентирует, хотя результат его деятельности может быть получен опосредованно через многие годы.
Качество подготовки учащихся. Вопрос о качестве подготовки уча­щихся, являясь центральным в оценке качества образования в целом, очень сложен и многоаспектен. Качество определяется соотношением адекватно поставленных целей и реально полученных результатов, а также совокуп­ностью всех составляющих этот процесс: воспитания, развития личности, социальной адаптации и обучения. Государственный стандарт образования задает универсальные минимальные требования к качеству подготовки учащихся в Российской Федерации. Это создает возможность для существования вариативных учебных программ, учебников, учебно-методических посо­бий, функционирующих в современном российском образова­нии и творческой их реализации. Тем самым обеспечивается открытость системы образования в России.
В структуре образованности выделяют следующие компоненты:
обученность личности (круг знаний и умений, которыми она вла­деет); уровень умственного и нравственного развития личности (осо­бенности овладения умственной деятельностью, сформированность нрав­ственно-волевых, эмоциональных свойств личности); уровень развития компетенций, которые должны быть сфор­мированы в данном возрасте;
обучаемость личности (ее готовность к дальнейшему повышению собственного уровня образования).
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»