Новые подходы к оценке качества образования обучающихся: контекст современного урока
Котельников Евгений Валерьевич
Традиционная система оценки знаний учащихся, сформировавшаяся в период советской школы, имеющая богатый опыт в области контроля за результатами обучения, в силу своих организационных и технологических особенностей не может обеспечить удовлетворение данных потребностей общества. Ее результаты нельзя использовать для получения объективных количественных и качественных показателей, позволяющих управлять качеством образования.Решение проблемы требует целенаправленных усилий по формированию общего системного подхода к оценке качества образования на всех уровнях и, прежде всего, на уровне образовательного учреждения. Осуществлению этой важной задачи призвано рассмотрение модели оценки качества образования как систему, включающую различные направления деятельности: качество образовательного процесса, качество результатов и качество условий обеспечения образовательного процесса.
Качество процесса :технологии, деятельность учащихся, способы работы и т.д.
Качество результатов :
- качество знаний: академические, компетентностные, возрастные;
- социальная активность;
- здоровье;
- ориентация на внешних пользователей.
Любая система, в том числе и система оценки качества образования, нуждается в объективной картине ее состояния и динамики изменения. В связи с чем, во внутришкольном контроле широко используется мониторинг, целью которого является создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии системы образования (объекта), о качественных и количественных изменениях в ней.
Таким образом, при создании системы оценки качества образования, наряду с оценкой знаний школьников, следует включить весь комплекс показателей, начиная от организации питания и досуга обучающихся до учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Важно также оценивать степень доступности образовательных услуг с учетом реальных потребностей и возможностей школьников; учитывать влияние школы на здоровье детей и их социализацию; говорить о системе дополнительного образования, о наличии в ней ресурсов, направленных на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий; анализировать отсроченные или косвенные эффекты деятельности образовательных учреждений и системы образования в целом.
В связи с этим первостепенное значение приобретает создание системы оценки качества образования.
Принципы создания системы оценки качества образования:
- более широкое понимание образовательных достижений, которыми могут быть ключевые внепредметные компетентности (познавательные – способность непрерывного обучения, социальные и политические, информационные; межкультурные, коммуникативные);
- удовлетворенность образованием, степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, учебная и внеурочная работа, исследовательская и проектная деятельность, количество пропусков занятий и т.д.);
- открытость, доступность информации о состоянии и качестве образования, прозрачность самих процедур оценки;
- принятие и реализация управленческих решений на основе результатов оценки состояния образования в ОУ;
- соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.
Качество образования в Национальной доктрине Образования трактуется как качество «образовательных услуг» (т. е. элементов образовательного процесса) и качество «образовательных программ» (т. е. содержания образования). Таким образом, система качества образования в школе может быть представлена тремя основными элементами: качеством обучения школьников, качеством образовательного процесса, качеством условий образования. Отсюда следует, что качество общего образования — понятие многомерное, подразумевающее определенную структуру. Рассмотрим его составляющие:
- • качество среды/условий реализации образовательного процесса;
- • качество содержания образования;
- • качество технологии образования;
- • качество преподавания;
- • качество результативности — образованности личности школьника.
Качество содержания образования. Влияние качества содержания образовательного процесса на качество результата подготовки выпускника общеобразовательной школы — не вызывает сомнений, но следует заметить, что одна из самых сложных проблем управления качеством образовательного процесса в школе — научное обоснование принципов отбора и структурирования содержания образования. При отборе содержания учитываются как устоявшиеся в дидактике школы, так и новые принципы, соответствующие современным тенденциям развития образования:
принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач;
принцип гуманитаризации содержания образования рассматривается как усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей;
принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время — сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Одним из путей реализации этого принципа является создание интегрированных курсов;
принцип кулътуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов. Возможный путь реализации этого принципа — сочетание, взаимосвязь и взаимодополняемость федерального и регионального компонентов содержания образования.
Качество технологии обучения. Образовательные технологии в школе — важный элемент образовательного процесса, влияющий в определенной степени на качество всей системы общего образования.
Любая педагогическая технология основывается на том или ином философском фундаменте. Общая философская основа российского образования еще только формируется, поэтому содержание образования, используемые в нем технологии носят эклектичный характер. В современной практике образования соседствуют как традиционные, так и инновационные технологии. Источниками развития технологий сегодня являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, т. е. все то лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет. В настоящее время идет активный процесс совершенствования ранее используемых технологий: традиционных, игровых, коллективных и групповых технологий обучения, технологий развивающего и проблемного обучения и т. п.
Важнейшим субъективным фактором, влияющим на всю систему образования, общепринято считать учительский корпус. В обществе растет понимание значения металичностных образований педагога и их трансляций в личность обучающегося субъекта (ребенка), так как педагог, выступая как индивидуальный субъект педагогической деятельности, в то же время представляет собой общественного субъекта, носителя и транслятора общественных знаний и ценностей. Поэтому огромное значение имеет зрелость его личности, наполненность нравственно-духовным содержанием, реализуемым через здоровый образ жизни и определяющим, что и как он репрезентирует, хотя результат его деятельности может быть получен опосредованно через многие годы.
Качество подготовки учащихся. Вопрос о качестве подготовки учащихся, являясь центральным в оценке качества образования в целом, очень сложен и многоаспектен. Качество определяется соотношением адекватно поставленных целей и реально полученных результатов, а также совокупностью всех составляющих этот процесс: воспитания, развития личности, социальной адаптации и обучения. Государственный стандарт образования задает универсальные минимальные требования к качеству подготовки учащихся в Российской Федерации. Это создает возможность для существования вариативных учебных программ, учебников, учебно-методических пособий, функционирующих в современном российском образовании и творческой их реализации. Тем самым обеспечивается открытость системы образования в России.
В структуре образованности выделяют следующие компоненты:
обученность личности (круг знаний и умений, которыми она владеет); уровень умственного и нравственного развития личности (особенности овладения умственной деятельностью, сформированность нравственно-волевых, эмоциональных свойств личности); уровень развития компетенций, которые должны быть сформированы в данном возрасте;
обучаемость личности (ее готовность к дальнейшему повышению собственного уровня образования).
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».