Что нужно знать родителям о группе продлённого дня
Столярова Вера Витальевна,
воспитатель группы продлённого дня
ГБОУ лицей № 384
Кировский района Санкт-Петербурга
воспитатель группы продлённого дня
ГБОУ лицей № 384
Кировский района Санкт-Петербурга
Часто у родителей нет возможности выбрать продлёнку, но что они обязательно должны знать?
Во-первых, нужно познакомиться с нормативными актами, в которых прописаны основные понятия и правила при организации группы продлённого дня. Это Закон об образовании п. 34 ст.2. В нём дано определение понятию «уход и присмотр за детьми». Это Приложение 6 СанПиН 2.4.2.2821-10, в котором содержатся рекомендации по организации и режиму группы продлённого дня. Также, в образовательном учреждении обязательно есть положение о группе продлённого дня, в котором содержатся правила организации группы продлённого дня конкретно вашей школы.
Общие положения об организации во второй половине дня группы продлённого дня, не зависимо от школы, касаются организации питания, прогулки, самоподготовки, дополнительного образования, а также досуговых и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Обязательным для первых классов является сон, не менее 1 часа. К сожалению, в школах старой планировки очень сложно организовать сон и игры для первоклассников, поэтому эти школы не могут открыть группу продлённого дня для учеников 1 классов. В новых зданиях для групп продленного дня выделяют отдельные кабинеты.
В обязанности воспитателя ГПД входит организация выполнения режима дня школьников, посещающих ГПД, помощь в обучении, организация самоподготовки и досуга, организация посещения учащимися кружков.
Многим родителям очень хочется, чтобы дети на продлёнке сделали домашние задания. Однако нужно помнить, что воспитатель — не учитель, он может лишь помочь ученикам выполнить домашние задания. В идеале требования, предъявляемые воспитателем, должны совпадать с требованиями учителя на уроке. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой учеников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель, в свою очередь, приходит на занятия по самоподготовке, чтобы проверить на практике правильность дозировки домашних заданий, доступность их для учащихся, узнать о трудностях, с которыми школьники встречаются при самостоятельной работе. При организации выполнения домашнего задания учитываются следующие моменты. Во-первых, начинать самоподготовку надо не раньше 15-16 часов. Во-вторых, есть ограничения по временным затратам на выполнение домашнего задания (не только в группе продлённого дня, но и дома). Длительность выполнения домашних заданий не должна превышать (в астрономических часах): во 2-3 классах — 1,5 ч, в 4-5 классах — 2 ч. Ученики должны иметь возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы. Таким образом, самым сложным направлением в деятельности воспитателя группы продлённого дня является организация самоподготовки.
Самоподготовка часто внешне и организационно бывает очень похожа на ситуацию урока. Но основной функцией самоподготовки становится воспитательная функция, в отличие от урока.
Каждый воспитатель сам решает, как создать и удержать эмоциональный настрой детей в ходе самоподготовки. Это может быть музыка. Музыка поможет сосредоточиться, создаст иллюзию уединенности, которая особенно нужна на первых порах приучения к самостоятельной учебной работе. Важны в процессе самоподготовки элементы игры, ожидание сюрприза. Если ребёнок быстро справился с заданием, то ему можно предложить хитроумные загадки, шарады, ребусы или необходимые коррекционно-развивающие задания.
При выполнении заданий опытный воспитатель руководствуется следующими правилами: начинать с самого сложного задания; чередовать виды деятельности; заканчивать более легкими заданиями. Ну и конечно же при организации самоподготовки воспитатель следит за дисциплиной, опекает отстающих в учебе школьников.
Группы продленного дня комплектуются в зависимости от количества заявлений родителей. В начале каждого учебного года родители пишут заявления классному руководителю. Ранее нормативные акты прописывали количество учащихся в ГПД. Только при наличии 25 заявлений от родителей открывали финансирование групп продленного дня. Сейчас конкретные цифры не указываются. Хотя в СанПиН и не прописано точное количество учащихся, но есть пункт, согласно которому, если площадь помещения для ГПД составляет не менее 60, то на такой площади в соответствии с рекомендациями возможно размещение учащихся в количестве 25 человек.
Работники и воспитатели ведут документацию о посещении детьми группы продленного дня.
И нужно обязательно упомянуть и проблемы, которые могут возникнуть при посещении группы продлённого дня. Например, родители не забрали ребёнка вовремя. Это сложная ситуация. Есть режим работы воспитателя, по окончании которого начинается его личное время. Воспитатель ГПД работает по утверждённому графику и не обязан выполнять свои трудовые обязанности вне рамок этого графика, это время не оплачивается. Конечно же, ребёнка никто не бросит, но родители обязательно должны предупредить воспитателя о том, что они задерживаются и на сколько.
Другой актуальный вопрос – с какого возраста можно отпускать детей самостоятельно уходить из школы. В первом и во втором классах однозначно школьников должны забирать родители. В третьем и четвертом классах дети уходят самостоятельно только по письменному заявлению родителей. В заявлении родители указывают, что разрешают своему ребенку одному добираться до дома и ответственность за жизнь и здоровье детей берут на себя. Только родители решают, с какого возраста их дети будут ходить домой самостоятельно, тем более современные средства связи позволяют полностью контролировать этот процесс. Если ребёнка забирают бабушки, няни, одним словом, не родители, то должно быть заявление родителей с указанием паспортных данных лиц, забирающих ребёнка.
Как уже упоминалось выше, воспитатель не обязан проверять домашнее задание у ребёнка, он только организует его выполнение.
Пока ребёнок находится в школе, ответственность за жизнь и здоровье ребенка несет образовательное учреждение. Если ребенок получил травму во время нахождения в группе продлённого дня, то за эти травмы ответственность несет образовательное учреждение. Если же ребенок гулял на пришкольной территории после уроков, у него есть заявление родителей о том, что он самостоятельно уходит из школы, то ответственность за жизнь и здоровье ребенка несут его родители. Школа же должна обеспечить учет и расследование несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в образовательном учреждении.
В образовательном процессе задействованы и родители, и учителя, и воспитатели. Их общая задача — создание условий для развития ребенка. Результат развития будет высоким, если они едины в своих требованиях.