Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Стресс и стрессоустойчивость педагога в условиях современной школы
 
Кудро Екатерина Олеговна,
учитель английского языка,
Санкт-Петербург
 
  Психология и педагогика в школьной среде находятся в тесной взаимосвязи. Психологические и возрастные аспекты развития детей всегда учитываются при составлении рабочей программы, поурочного планирования и непосредственно технологической карты урока.
 Учитель в своей деятельности должен руководствоваться не только педагогическими приемами, характерными для его предмета, но и опираться на психологические знания, раскрывающие особенности развития его учеников.
Однако не только учащиеся являются объектами психологической науки. Учитель также является объектом психологии, поскольку от его эмоционального состояния зависит атмосфера на уроках. Если говорить о нестабильном эмоциональном состоянии учителя, то мы сразу вспоминаем термин «стресс».
  Под стрессом понимается совокупность неспецифических адаптационных реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров (физических или психологических), а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом) [1].
   Профессия педагога тесно связана с понятием «стресс». Она относится к группе профессий повышенного риска по частоте нарушений здоровья. Обследования состояния здоровья педагогов показали, что 89,3% обследованных имеют расстройства здоровья предболезненного уровня («группа риска»), а в 43,8% случаев выявляются признаки нозологически очерченных патологических нарушений. Однако большинство педагогов склонны скрывать свое психологическое, а затем и физическое состояние [2]. В связи с этим педагогическим работникам необходимо знать техники борьбы со стрессом, а также уметь предупреждать возможности появления стрессовых ситуаций.
  Исходя из этого, мы говорим о понятии стрессоустойчивость, под которым понимают совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров, без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих, а также, способных вызывать психические расстройства [3].         Под стрессорами будем понимать факторы, вызывающие состояние стресса или неспецифические раздражители или же воздействия, вызывающие стресс. У каждого педагога должны быть свои механизмы стрессоустойчивости. Однако не стоит забывать, что дополнительная сложность состоит в том, что в основном сотрудники образовательных организаций чаще всего не хотят серьезно заниматься проблемой чрезмерного стресса, а также проводить психологические тренинги по борьбе со стрессом и предупреждению возникновения стрессовой ситуации.
   Если педагог оказался в стрессовой ситуации, то главными механизмами его возможной стрессоустойчивости являются мобилизация, обдумывание и действие. Мобилизация заключается в оценке своих возможных действий. Обдумывание подразумевает составление примерного плана действий по борьбе со стрессом. Непосредственно действие должно быть направлено на реализацию намеченного плана, в котором задействован не только сам педагог, но и его ближайшее окружение, поскольку в большинстве случаев стресс возникает именно в результате воздействия внешней среды и ближайшего окружения.
   Психологическое здоровье педагога играет важную роль в образовательном процессе. Постоянное напряжение и повышенная тревожность оказывают отрицательное воздействие на качество работы и, соответственно, на результативность. Неустойчивое психологическое состояние учителя в современной школе может пагубным образом повлиять не только на здоровье педагогического коллектива, но и коллектива школьников. Психологическое здоровье педагога не должно и не может оставаться в тени. Наравне с внедрением ФГОС государство должно уделять активное внимание сбережению здоровья педагогических кадров.
   Стресс и стрессоустойчивость являются важным моментом в жизни и работе учителей, поэтому очень важно проводит тренинги, чтобы педагоги могли самостоятельно и адекватно оценить свое эмоциональное состояние, поскольку от него будет зависеть атмосфера, как в детском коллективе, так и в обществе в целом.
 
Литература:
  1. Стресс:  wikipedia [Электронный ресурс]. 2019. Дата обновления: 23 августа 2018 в 18:07. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Стресс (дата обращения: 11.01.2019 г.);
  2. Дыненкова Е.Н. – Методическое пособие для педагогов «Профессиональный стресс и пути его преодоления», г. Полевской. [Электронный ресурс] 2012. URL:http://centerlado.ru/
    uploadedFiles/files/biblioteka/sborniki/Metodicheskoe_posobie_dlya_pedagogov_Professionalnyy_stress_i_puti_ego_preodoleniya.pdf
    (дата обращения: 11.01.2019 г.);
  3. Михеева А.В. – Стрессоустойчивость: к проблеме определения, Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, г. Москва. – 2010, с. 82-86.;

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»