Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблемы учебной неуспеваемости школьников 

Молчанова Людмила Степановна
      В современном российском образовании в рамках реализации образовательных стандартов применяется  компетентностный подход к оценке результатов образования. При таком подходе в содержание цели образования включается не только освоение обучающимися определенной системы научно-предметных знаний, навыков и умений, но также развитие способностей, воспитание личностных качеств обучающихся, формирование у них умения решать жизненные проблемы и проявлять творческую активность. Из сказанного следует, что при таком подходе оценка учебной успеваемости или неуспеваемости становится лишь частью общей оценки итогов образования.  Между тем, на практике общая оценка результатов образования, как правило, не применяется и подведение итогов ограничивается оценкой успеваемости по учебным дисциплинам.
        Учебная успеваемость трактуется как несоответствие подготовки обучающихся существующим требованиям к усвоению научно-предметных знаний, навыков и умений; как недостаточный, низкий уровень овладения учебным материалом. Неуспеваемость характеризуется признаками, противоположными по отношению к успеваемости, или недостаточным уровнем признаков успеваемости. Обучающийся является неуспевающим, если он не знает, не владеет навыками, не умеет или имеет низкий (ниже определенного минимума) уровень знаний, навыков и умений. Формально это выражается в виде негативных баллов успеваемости.
       Причины учебной неуспеваемости, в частности в отношении школьников, выявлены достаточно полно. Классификации их схожи, так как речь идет об одних и тех же причинах и об их одинаковых группах. Рассмотрим классификацию, в которой выделяются четыре группы причин учебной неуспеваемости: 1) психологические причины; 2) биопсихические причины; 3) педагогические причины; 4) социальные причины.
1. Психологические причины. К ним относятся недостатки в развитии учебной мотивации; недостаточный уровень развития психических процессов и свойств – познавательных, эмоциональных и волевых; несформированность исполнительских механизмов учебной деятельности; незнание и неадекватное использование школьниками своих индивидуально-типологических особенностей; недостаточный уровень развития общих и специальных особенностей, нужных для успеха в разных учебных предметах; задержка психического развития и др.
2. Биопсихические причины. В эту группу  включаются наследственные, врожденные и приобретаемые в онтогенезе недостатки физического развития, состояния здоровья: общая слабость организма; нарушения зрения, слуха, речи; отставание от возрастных норм физического развития; частые и хронические заболевания; низкая работоспособность и быстрое утомление; физическая гиперактивность и дефицит внимания; слабоумие (элементы олигофрении); акцентуации черт характера, угрожающие психическими заболеваниями; биопсихические зависимости; аутизм.
3. Педагогические причины связаны с качеством образовательных систем, государственных образовательных стандартов, организацией педагогического процесса, методами обучения, педагогическими технологиями, личностью и педагогическим мастерством учителя, характером взаимоотношений между педагогами и обучающимися. . Таких причин много, но чаще всего негативные последствия бывают обусловлены нарушением педагогических принципов организации образовательного процесса, перегрузкой учеников, отсутствием индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся, возникновением пробелов в знаниях школьников, неумением предотвращать и преодолевать трудности в освоении нового материала и не повторением пройденного, слабостью контроля и нетребовательностью  со стороны учителей, низким методическим уровнем уроков, слабой воспитательной работой. Падением авторитета педагога в современном обществе, конфликтами с учителями, профессиональным выгоранием педагогов и др.
4. Социальные причины неуспеваемости школьников характеризуются совокупность негативных факторов, связанных с родительской семьей, социальной микросредой и обществом в целом, с воздействием средств массовых коммуникаций и современной культурой, с нравственным климатом общества и жизненными ценностями молодого поколения. Нежелание хорошо учиться и учиться вообще, переход в категорию неуспевающих типичны для детей из неблагополучных семей, где имеются материальная необеспеченность, алкоголизм родителей, ссоры и конфликты, недостаток любви и заботы, педагогическая безграмотность родителей.
   Как же решить эти проблемы? Общий ответ специалистов на вопрос о путях профилактики и устранения неуспеваемости состоит в том, что нужно предотвратить возникновение и действие причин, порождающих отставание и неуспеваемость в учебной деятельности. А поскольку причины по происхождению и сути различны, их устранение не может быть задачей и делом профессионалов одного профиля. Напротив, для достижения успеха в этой работе должны принять участие и психологи, и педагоги, и медики, и родители школьников, и, конечно, сами обучающиеся. Направления совместной деятельности вышеназванных субъектов известны. Это диагностика, консультирование, профилактика, терапия (коррекция), воспитание и развитие, что в объединенном виде можно назвать медико-психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса.
Литература:
1. Бабанский, Ю. К. Об изучении причин неуспеваемости школьников - М.: Академия, 2012.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Дрофа, 2010
3. Бударный, А. А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества – М.: Просвещение, 2000
4. Вавилов, Ю. П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников - Ярославский педагогический вестник- 2016 – № 2

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»