Занятие по программе внеурочной деятельности: «Этикет в начальной школе»
Цветы
Угренинова Марина Ивановна
Планируемые результаты: Личностные УУД – в первую очередь, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, предложений и оценок товарищей и учителя.
Регулятивные УУД – принятие и сохранение учебной задачи; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; использование итогового и пошагового контроля по результату, актуального контроля на уровне произвольного внимания; адекватное восприятие предложений и оценки товарищей по работе, проявление познавательной инициативы; адекватная оценка правильности выполнения действия и внесение в него необходимых корректив.
Познавательные УУД – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием энциклопедий, словарей; смысловое восприятие познавательных текстов, выделение существенной информации; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений; владение алгоритмом построения рассуждения и др.
Коммуникативные УУД – адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (прояснение непонятного с помощью вопросов, умение пользоваться диалогом, построение монологических высказываний), учет разных мнений и стремление к координации различных позиций, осуществление взаимного контроля и взаимопомощи в сотрудничестве.
Оборудование:
Компьютер с мультимедийным проектором, презентация, цветы. На доске, расположенной сзади, рисунки детей. На рисунках цветы, на которые похожа мама или девочка из класса. У каждого на парте таблица, которая к концу урока должна быть раскрашена.
1 этап.Организационный момент. Создание мотивации к занятию.
1 слайд
«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок» Г.Х Андерсен
Зачем Андерсену маленький цветок? Для красоты. Цветы – украшение нашей жизни.
Вопросы классу. За правильный ответ – цветок наклейка.
1.За какими цветами отправилась в лес добрая девочка среди зимы из сказки «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака? Подснежники
2.В чашечке какого цветка на зеленом стульчике сидела Дюймовочка? Тюльпан.
3.В сказке Аксакова «зверь лесной, чудо морское» каким владел цветочком? Аленьким.
4. Лепесток какого цветка помог больному мальчику стать здоровым? Цветик-семицветик.
5. В каком городе есть улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков? В Цветочном городе, «Приключения Незнайки» Н. Носова
6. Какие цветы усыпили героев сказки «Волшебник Изумрудного города»? Маки.
7. От какого цветка приходил в ужас Шерхан? От огненного.
8. И цветок, и пряность, и символ борьбы и свободы. Гвоздика.
9.Какой цветок очень хотел сделать Данила мастер в сказке Бажова? Каменный.
10. Лепесток какого цветка служил одеялом Дюймовочке? Лепесток розы.
11. Назовите русский национальный цветок. Ромашка.
В Японии – хризантема, в Индии – лотос, в Голландии – тюльпан, во Франции – красная гвоздика, в Греции – левкой.
12.Богиня цветов. Флора.
2 слайд. Показать «Флору» Рембрандта.
Как вы думаете, кого Рембрандт изобразил в образе богини цветов? Любимую жену Саскию.
2 этап. Ознакомление с новыми понятиями
3 слайд. Селам – язык цветов. Роза с миртом. Маргаритки.
В Средние века появляется « азбука цветов». Это был язык, на котором говорили люди, выражая цветами свои чувства. Букет, посланный даме, был письмом. Например:
-розы с миртом – рыцарь просит руки избранницы
-маргаритки – согласие избранницы на предложение
-венок из других цветов – отсрочка от брака
Во времена Пушкина селам был очень распространен и каждый имел сборник «Селам» по Ознобишину.
Например, вы получили пучок укропа. К чему бы это? Вас приглашают на обед. Колокольчик – когда мы сможем поговорить
Колючка – разрываю наш союз.
Мода на «язык цветов» прошла.
3 этап. Практическая работа.
4 слайд. Цветочный магазин. Много цветов.
Как правильно выбрать? Например, маме на день рождения. Выбираем ЛЮБИМЫЕ цветы. Вы знаете, какие любимые цветы у вашей мамы? Выслушать ответы. А какие цветы любит ваша учительница? Узнавайте, интересуйтесь! Принято дарить любимые цветы.
Если мама любит ромашки, а день рождения у нее зимой и ромашек в это время года нет, как выбрать цветы? Из тех, что есть.
Дарить искусственные цветы не принято.
5 слайд. День рождения, 8 Марта, День Учителя, 1 сентября, юбилей, свадьба, свидание, похороны, День Победы, в больницу, на вокзал, благодарность, примирение, в театр любимому актеру, защита диссертации, без повода.
Идем на день рождения к однокласснику, и мама приготовила букет. Кому подарим? Маме именинника. Почему? Как правило, цветы дарят женщинам, а мужчинам – иногда.
На день рождения дарят цветы по количеству лет. Девочке – розовые и белые, букет полевых цветов, букет нераспустившихся бутонов, небольшие округлые букетики. Девочкам постарше – благородный букет. Пожилым можно дарить цветы в цветочных горшках.
8 Марта – возле столового прибора на салфетку – зелень мирта.
1 сентября – букет осенних цветов.
День Учителя – букет любимых цветов, как выражение благодарности за труд.
Юбилей – торжественный букет мужчине и женщине. А какие цветы подойдут для торжественного букета? Одного цвета и одного сорта.
Букет мужчине должен быть из высоких цветов, таких как гладиолусы, не розовых. Приветствуется терракотовый цвет.
День Победы – гвоздики.
Больница – букет не белых и не красных цветов, без резкого запаха. Из больницы цветы не уносят, а оставляют персоналу больницы.
Свадьба – неяркие, белые, торжественные - 7 штук. Невеста свой букет должна передать подружкам.
Любимому актеру – корзину с цветами ставят на сцену, выносит капельмейстер.
Похороны – цветы темных тонов.
На вокзал – большой букет – дополнительное бремя. Дарим небольшой букет, например незабудок.
А что значит «цветы без повода»? Неожиданные.
Не принято дарить четное количество цветов.
6 слайд. Как дарить.
Все цветы должны быть упакованы в целлофан, бумагу или коробку.
При дарении нужно освободить от обертки, которая защищает от солнца, пыли и холода. Декоративный целлофан можно не снимать.
Цветы дарят соцветиями вверх, правой рукой.
Цветы вручаются со словами поздравления, приветствия, поклоном.
Букет дарит мужчина.
7 слайд. Как принять цветы.
Ваза готовится заранее.
Принять цветы, поблагодарить (если цветы понравились- слова восхищения букетом, отмечая вкус дарящего), и- в вазу.
4 этап. Рефлексия
Задания.
- Пригласить желающих подарить и принять букет по правилам этикета.
- Пригласить желающих и предложить им подобрать цветы на такие события:
б) день учителя
в) день рождения одноклассницы
г) проводы брата в армию
д) свадьба у родственников
е) папа защитил диссертацию
2. Знакомство детей с цветами и их названиями через игру «Я садовником родился». У каждого ребенка открытка с изображением цветка. Желательно использовать выражения: «Я восхищен, буду рад видеть, приглашаю в гости, хочу угостить, помогу донести портфель… и т.п.
5 этап. Подведение итогов.
Кто заработал наибольшее количество баллов за правильные ответы?
Конкурс таблиц.
6 этап. Мотивация к следующему занятию
Узнайте о любимых цветах мамы, бабушки и учителя.