Адаптация младшего школьного возраста
Бурнашева Ирина Васильевна
Каждый возрастной период в жизни человека определяется совокупностью многих факторов, выступающих и в качестве его показателей. Д Б.Эльконин называет три основных показателя, фактора, обусловливающих как само развитие, так и его периоды. Определенный возраст в жизни ребенка, или соответствующий период его развития - это относительно замкнутый период, значение которого Определяется, прежде всего, его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития. Каждый возраст, или период, характеризуется следующими показателями:- Определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок в данный период.
- Основным или ведущим типом деятельности.
- Основными психическими новообразованиями.
Согласно точке зрения В. Е. Кравцовой, успешность обучения в школе обусловливается формами общения, формирующимися у ребенка в строгом соответствии специфическим задачам и условиям нового вида ведущей деятельности - учебной. Так, к концу дошкольного возраста у ребенка появляются новые типы общения, которые условно называются «произвольно-контекстное» общение со взрослыми и «кооперативно-соревновательный» тип сотрудничества со сверстниками. Эти два типа общенияе обладают одним важным свойством - это особый аспект произвольности в общении ребёнка, направленный на изменение самого себя, на усвоение новых способов действия, произвольно регулируемых в соответствии с поставленной учебной задачей.
Адаптация детей младшего школьного возраста представляет собой «процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях, включающий в себя формирование средств и способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новой социальной средой».
Выделяют две группы показателей эффективности школьной адаптации:
1. Группа объективных показателей - успешность учебной деятельности, определяемую но текущей и итоговой успеваемости :
- дисциплинированность в виде усвоения к соблюдения учащимися школьных норм поведения;
- отсутствие выраженных признаков при выполнении учебной деятельности;
- успешность социальных контактов с учителем и одноклассниками.
2. Группа субъективных показателей - удовлетворенность школьников процессом обучения, которая проявляется:
- в отсутствии эмоционального напряжения;
- в стойкой мотивации к учебной деятельности;
- в показателях функционирования основных систем организма.
Вместе с тем, в образовательном процессе, как правило, используются формальные критерия школьной адаптации (успеваемость и дисциплинированность), что не обеспечивает надежного выявления уровня адаптированности ребенка и прогноза его дальнейшего движения.
Под адаптацией первоклассников к процессу обучения понимается психологическая перестройка, происходящая в сознании и поведении детей с началом школьного обучения. Педагогическая адаптация к школьному обучению может быть представлена и как процесс, и как результат этого процесса, направленного на усвоение новой для ребенка учебной деятельности. Процесс педагогической адаптации ребенка к новой форме жизнедеятельности не происходит впервые, так как большинство детей дошкольного возраста посещают детские дошкольные учреждения, где они также проходят процесс адаптации, психологической и физической, к новым для них условиям режима.
Этап приспособления к школе особенно значим для младшего школьного возраста, так как во многом определяет все последующее психическое развитие ребенка и динамику становления его личности, поэтому особенно важно, как встретят его в школе. Именно такая ситуация является предпосылкой для нарушения педагогической адаптации, которая не только не способствует формированию положительной учебной мотивации детей, а напротив, порождает впоследствии массу проблем с их успеваемостью, утомляемостью, агрессивностью или забитостью.
Кроме того, у современного ребенка семи лет уровень субъективной готовности к школе может несколько снижаться из-за рассказов других детей о трудностях в школе, а также из-за того, что стремление учиться в некоторой мере удовлетворяется в детском саду. Наряду с этим, уровень объективной готовности повышается в связи с общим ростом культуры, использованием радио, телевидения.
Если с приходом в школу сразу поставить ребенка в условия собственно учебной деятельности, это может привести либо к тому, что он и в самом деле быстро включится в учебную деятельность (в этом случае готовность к обучению уже сформировалась), либо к тому, что он растеряется перед непосильными учебными задачами, потеряет веру в себя, начнет негативно относиться к школе и к учению.
Попытки приспособить детей к учебной деятельности через игру, игровые формы, внося в занятия элементы сюжетных или дидактических игр, себя не оправдывают. Такое «обучение» привлекательно для детей, но оно не содействует переходу к собственно учебной деятельности, не формирует у них ответственного отношения к выполнению учебных заданий, не развивает произвольных видов управления действиями.
Важной особенностью первоклассников является их высокая эмоциональная возбудимость. Ярко сказанное слово, просмотренный фильм, прочитанная книга или рассказ захватывают детей, вызывают отклик в их душе и создают благоприятные предпосылки для формирования высоких нравственных чувств: любви к своей Родине, чуткости, внимательности, отзывчивости. Скучные назидания, длинные беседы, однообразные дела не находят отклика у учащихся и не оказывают на них необходимого формирующего влияния.
Одним из значимых каналов влияния на процесс адаптации первоклассников к обучению в школе является содержание процесса педагогической адаптации - это система мер, знаний, умений и навыков, элементы социального, творческого опыта. Субъекты процесса педагогической адаптации выбирают и используют оптимальную технологию взаимодействия, включающую определенное сочетание методов, средств и организационных форм совместной деятельности первоклассника и педагога. Результатом процесса педагогической адаптации первоклассников являются показатели личностного роста первоклассника.