Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Какие бывают знания?

Ситникова Юлия Александровна
  1. Определения понятия знания.
  2. Виды знаний.
  3. Крылатые высказывания  о знаниях.
  4. Литература.  
  5. Определения понятия знания.
Знания – зафиксированная и проверенная практикой информация, которая может многократно использоваться людьми для решения тех или иных задач.
Знание – это информация, которая запомнилась: то ли специально, то ли случайно.
Знания отличают от умений и навыков. Напр., я знаю, как научиться печатать на клавиатуре десятипальцевым методом – знаю, но печатать не умею.
Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Зна́ние в широком смысле — субъективный образ реальности в форме понятий и представлений.
Зна́ние в узком смысле — обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу.
Зна́ние (предмета) — уверенное понимание предмета, умение обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей.
Зна́ние — в теории искусственного интеллекта и экспертных систем — совокупность информации и правил вывода (у индивидуума, общества или системы ИИ) о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования их для принятия решений. Главное отличие знаний от данных состоит в их структурности и активности, появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником изменений в принятии решений.
3на́ния фиксируются в образах и знаках естественных и искусственных языков. Знание противоположно незнанию (отсутствию проверенной информации о чём-либо).
Знание - результат процесса познания, адекватное отражение действительности в сознании человека. (ВСловаре.Ру>Философский словарь)
Знание - форма существования и систематизации результатов познавательнойдеятельности человека. Выделяют различные виды знания: обыденное (""здравыйсмысл""), личностное, неявное и др. Научному знанию присущи логическаяобоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательныхрезультатов. Знание объективизируется знаковыми средствами языка. (Энциклопедический словарь)
Знание - совокупность сведений в какой-нибудь области.
Знание - результаты познания, научные сведения. (Словарь Ожегова)
Знание - результат процесса познания, адекватное отражение действительности в сознании человека. (Философский словарь)
Определение понятия "знание"с т.зр.
педагогической психологии
Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.  Понятие "знание" многозначно и имеет несколько определений. Оно определяется:
 -  как часть сознания;
 - как нечто общее в отражении предметного разнообразия;
-  как способ упорядочения действительности;
-  как некоторый продукт и результат познания;
-  как способ воспроизведения в сознании познаваемого объекта.
           В "Российской педагогической энциклопедии" (1993 г.) "знания" определяются следующим образом: "проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков" (Российская…, 1993; аннотация).
           Элементарные знания, обусловленные биологическими закономерностями, свойственны и животным, у которых они служат необходимым условием их жизнедеятельности, реализации поведенческих актов. Знания являются органическим единством чувственного и рационального. На основе знаний вырабатываются умения и навыки (Тищенко П.Д., 1991; аннотация).
           Во всех этих определениях говорится, главным образом, о научных знаниях. Но кроме научных есть житейские знания, знания личностные, которые известны только одному человеку. Л.М. Фридман, проанализировав существующие определения понятия "знание", приводит его определение более общего характера: "Знание - это результат нашей познавательной деятельности независимо от того, в какой форме эта деятельность совершалась: чувственно или внечувственно, непосредственно или опосредованно; со слов других, в результате чтения текста, при просмотре кино или телефильма и т.д. Этот результат познания человек выражает в речи, в том числе искусственной, жестовой, мимической и любой другой. Следовательно, всякое знание есть продукт познавательной деятельности, выраженный в знаковой форме. Знание противоположно незнанию, неосведомленности, отсутствию представлений о чем или о ком-нибудь" (Фридман Л.М., 1997; аннотация).
 
  1. Виды знаний
Поверхностные знания – знания о видимых, очевидных взаимосвязях между событиями и фактами предметной области, близкие чисто эмпирическому опыту, которые могут быть представлены в простых моделях, например, основанных на правилах типа «Если … (условие), то … (действие).
Глубинные знания – знания, отражающие структуру и природу существующих отношений и процессов, протекающих в предметной области. Эти знания могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.
Явные знания – накопленный опыт, который может быть выделен и представлен в форме методик, инструкций, руководств, рекомендаций к действию. Явные знания являются сформулированными, зафиксированными.
Неявные знания – знания, которые трудно либо затруднительно формализовать; интуитивные знания, ощущения, впечатления, мнения. Этот вид знаний может быть легко утерян.
Скрытое знаниеперсональное знание, неразрывно связанное с индивидуальным опытом. Его можно передать путем прямого контакта – «с глазу на глаз», в виде рекомендаций «делай как я» или при помощи специальных процедур извлечения знаний.  Скрытое знание – это знание, которое неразрывно связано с его носителем, человеком, малой группой, организацией. Скрытое знание может быть заключено в рабочих навыках, в навыках общения, в культуре организации и т.п.
Декларативные знания – термин, предложенный американским нейропсихологом Л.Сквайром. Термин означает, что человек имеет ясный и доступный отчет о своем опыте, чувство знакомства с этим опытом.
Процедурные знания – в отличие от декларативных знаний, человек, обладающий процедурными знаниями, представляет, как нужно действовать.
Частный случай знаний – так называемые know-how.
Знание и чувство – два разных способа восприятия. Знание – образно-визуальное или понятийное восприятие, восприятие через ум (голову). Чувство – кинестическое восприятие, восприятие через тело.
Знание представляет собой результат познавательного процесса, имеющего определенную структуру и этапы, связанные со стадиями формирования и развития общества. Людское познание развивается вместе с усложнением практической деятельности. Существуют разные виды человеческих знаний. Одними из древних форм являются религиозное и философское. Основатель позитивизма, О. Конт в середине 19-го века предложил концепцию, отражающую виды знаний. В своей концепции он рассматривал три формы, последовательно сменяющие одна другую.
Первой формой он считал религиозное знание. Основывается на индивидуальной вере и традициях.
Вторая форма – знание философское. Основывается на авторской интуиции или прочей концепции и является умозрительным и рациональным по своей сути.
Научное знание – это третья форма. Базируется на фиксации фактов на фоне целенаправленного эксперимента либо наблюдения. Все эти виды знаний развиваются параллельно и существуют так же, как и существуют в природных условиях растения и животные.
Есть и другая классификация. Согласно концепции М. Полани (английского философа), виды знаний классифицируются в соответствии с личностными особенностями. Английский философ исходил из того, что знание являет собой активное постижение вещей - это действие, которое требует особенных инструментов и особого искусства. В "личностном", по мнению Полани, запечатлена не только действительность, но и личность с ее заинтересованностью в познании. При этом имеет место комплекс не только каких-либо утверждений, но и переживаний индивида. Таким образом, Полани выделял следующие виды знаний:
- Явное, артикулированное, выраженное в теориях, суждениях, понятиях.
- Неявное, имплицитное, не поддающееся полной рефлексии человеческого опыта. Знание неявное воплощается в телесных навыках, практических умениях, схемах восприятия. Оно не отражается полностью в учебниках, но передается при общении и личном контакте. В качестве основного компонента структуры общего образования знание является результатом познания законов природы, мышления, общества, действительности. Этот результат отражает обобщенный людской опыт, который был накоплен по ходу социальной исторической практики.
Образовательное содержание включает в себя такие виды знаний, как:
- Главные термины и понятия, которые отражают действительность. Кроме повседневной реальности, в них выражено и научное познание.
- Факты ежедневной действительности и науки. Они используются при отстаивании и доказательстве своих идей.
- Основные научные законы. Они раскрывают отношения между различными явлениями и объектами.
- Теории, которые содержат совокупность научных знаний об определенной системе предметов, объектов, взаимосвязи между ними, а также о способах предсказания и объяснения явлений в конкретной предметной области.
- Оценочные знания. Они отражают нормы отношений к разным жизненным явлениям.
- Знания о методах ведения научной деятельности, способах познания, а также истории приобретения информации.
Все указанные типы имеют особенности, связанные с функциями и применяемыми технологиями в обучении.
Знания могут также быть:
- Эмоциональными и рациональными.
- Эссенцианалистическими (основывающимися на использовании количественных средств анализа) и феноменолистическими (базирующиеся на использовании "качественных" концепций).
- Теоретическими и эмпирическими (экспериментальными).-
- Частнонаучными и философскими.
- Гуманитарными и естественнонаучными.
С педагогической и психологической точки зрения наибольший интерес представляют различия между рациональным (естественнонаучным) и чувственным (гуманитарным) познанием. 
Виды знаний
 (с т.зр. педагогической психологии)
3нания могут быть:
донаучными;
житейскими;
художественными (как специфический способ эстетического освоения действительности);
научными (эмпирические и теоретические).
Житейские знания, основывающиеся на здравом смысле и обыденном сознании, являются важной ориентировочной основой повседневного поведения человека. Обыденное знание формируется в повседневном опыте, на основе которого отражаются главным образом внешние стороны и связи с окружающей действительностью. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научных знаний. В то же время сами научные знания вбирают в себя опыт житейского познания.
Научное знание представляет собой систематизированные обобщенные разряды знаний, формирование которых основано не только на опытных, эмпирических, но и на теоретических формах отражения мира и закономерностей его развития. В своих абстрактных формах научное знание не всем и не всегда доступно, поэтому оно предполагает такие изменения формы его презентации, которые обеспечивают адекватность его восприятия, понимания и усвоения, т.е. учебное знание. Таким образом, учебное знание является производным от научного и в отличие от последнего есть познание уже известного или познанного (см. Хрест. 7.1).  Научные знания могут быть переданы путем организованного целенаправленного обучения. Характеризуются они осмыслением фактов в системе понятий данной науки.
Научные знания, получаемые учеником в школе, зачастую расходятся и даже противоречат житейским представлениям и понятиям ребенка в силу ограниченности или односторонности опыта, на который последний опирается. Усваивая научные понятия, имеющие строго определенное в данной научной области значение (например, понятие тела в курсе физики), учащиеся понимают их в соответствии с более узким (или более широким) житейским смыслом.
           Преднамеренное изменение, реорганизация научного знания, упрощение или сокращение предметного разнообразия, которое в научном знании отражается с учетом психологических возможностей обучаемых, порождает учебное знание. 3нания, усваиваемые в процессе обучения, должны быть систематизированными, взаимосвязанными, охватывать все основное в изучаемой области, иметь определенную логическую структуру и усваиваться в определенной последовательности. Наряду с внутрипредметными связями, относящимися обычно к одному и тому же учебному предмету, должны создаваться и межпредметные связи.
Согласно В.И. Гинецинскому, учебное знание существует в трех формах:
в форме учебной дисциплины;
в виде учебного текста;
в форме учебной задачи.
Адаптированная форма научного знания образует учебную дисциплину, которая включает, с одной стороны, предметную область знания, а с другой - знание закономерностей познавательной деятельности. Языковая форма выражения учебного знания образует учебный текст.
           Любое знание, в том числе и учебное, субъективно по форме своего существования, и поэтому его нельзя механически передать "из головы в голову", подобно эстафетной палочке, передаваемой из рук в руки. Знания могут быть усвоены только в процессе познавательной активности самого субъекта. Именно своей субъектностью научное или учебное знание отличается от научной или учебной информации, представляющей собой объективированную форму знания, зафиксированного в различных текстах.
  1. Крылатые высказывания  о знаниях.
Что сильнее – волшебство, сила или знание? Волшебник Мерлин убежден, что главное – это знания! (фильм «Меч в камне»).
Чем сильнее знания, тем более они становятся оружием, тем более они – опасны (фильм «Непобедимый»).
«Невежество — божье проклятие: знания — крылья, поднимающие нас на небеса». (Уильям Шекспир).
 «Знание есть сила, сила есть знание» (современный вариант «Знание — сила»).  ( Фрэнсис Бэкон)
  1. Литература  
  2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
  4. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. М., 1997.
  5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998.
  6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. … — М.: Просвещение, 1987.
  7. Большой Энциклопедический Словарь (БЭС). (2-е существенно обновленное и исправленное издание)* Под редакцией А.М. Прохорова. 
  8. Б. Г. Юдин. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина.
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»