Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Особенности течения ВИЧ-инфекции у детей.

Лисина Екатерина Михайловна,

педагог-психолог ГБОУ СКШ №7, Красносельского района СПб.

В России отмечается один из самых высоких в мире темпов распространения эпидемии ВИЧ, который грозит принять массовый характер. Среди населения неуклонно растёт число детей, рождённых ВИЧ-инфицированными женщинами. Это дети с перинатальным контактом, которые в дальнейшем могут быть здоровыми или ВИЧ-инфицированными.

  Ситуация на сегодняшний день характеризуется не только ростом числа детей, рождённых от ВИЧ-инфицированных матерей, но и увеличением числа отказов от детей. В среднем ежегодно примерно 10% рождённых ВИЧ-инфицированными матерями детей оказывается без родительского попечения. Дети, от которых отказались, попадают либо в обычные детдома, либо в специализированные или проводят первые годы своей жизни в больничных боксах. Последний вариант является  наихудшим. Лишенные всякой возможности физического и умственного развития, они лежат в боксах, где единственной связью с миром остается медсестра в маске и в перчатках, приходящая, чтобы покормить и перепеленать их. Таким образом, восемнадцатимесячное  ожидание окончательного диагноза обрекает вполне здорового ребенка на небрежное отношение и задержку в развитии.

  Детство — это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

     Социальная ситуация развития в условиях детского дома без родительской опеки, условия жизни (постоянное круглосуточное пребывание каждого ребенка среди детей и взрослых, скученность, отсутствие достаточных для уединения пространств в помещениях; отсутствие личных вещей и своего места), нарушения в сфере общения ребенка влияют на развитие его личности, искажают его представление о себе, отношение к самому себе, затрудняют осознание себя как личности.

  В связи с этим проблема ВИЧ-инфицированных детей-сирот, организации воспитательно-образовательного процесса, обеспечение им оптимального психолого-педагогического сопровождения в частности становится достаточно актуальной не только в специальной, клинической, но и в общей педагогике, а также в психологии, социальной педагогике и ряде других отраслей научного познания. Дети данной категории стали объектом изучения психологов, врачей, педагогов.

  Психолого - педагогические основа формирования и развития личности описаны в трудах Ананьева Б.Г., Ахвердовой О.А., Боева И.В., Божович Л.И., Выготского Л.С.,  Гальперина П.Я., Гурова В.Н., Давыдова В.В., Зимней И.А., Леонтьева А.Н., Малашихиной И.А., Петровского А.В., Рубинштейна С.Л. и многими другими.

  В работах данных авторов описывается ряд существенных особенностей, наблюдаются сходства при течения ВИЧ-инфекции у детей и у взрослых.

  Клиническое течение ВИЧ-инфекции у детей  и прогноз заболевания, по всей видимости, связаны с путём инфицирования ВИЧ. Более раннее инфицирование, в период внутриутробного развития, особенно в I триместре беременности, может приводить даже к гибели плода, о чём свидетельствует высокое количество дефектов плода и мертворождений у ВИЧ-инфицированных женщин.

  ВИЧ-инфицированные дети часто рождаются ослабленными, с явными признаками недоразвитости. В состоянии новорожденных обнаруживается разница по оценке их по шкале Апгар, родившихся детей у ВИЧ-инфицированных и не заражённых ВИЧ женщин. Оценка менее 8 баллов при рождении детей от серопозитивных матерей отмечена в 71% случаев, а у новорожденных контрольной группы (рождённых от не заражённых ВИЧ матерей) – только в 34%.  При этом следует учесть, что ВИЧ-инфекция у серопозитивных женщин ведёт к снижению жизнеспособности плода даже в том случае, если он не заражается ВИЧ.

  Заражение во время родов приводит к более  позднему появлению признаков инфицирования. Ещё позднее эти признаки появляются в том случае, если заражение произошло при грудном вскармливании. Заражение парентеральным путём приводит к более длительному прогрессированию болезни. Более половины детей, заражённых парентеральным путём ВИЧ-инфекции, прожили более 10 лет, т.е. длительность заболевания у них не отличалась от средней продолжительности заболевания у взрослых.

  Основной особенностью клинического течения ВИЧ-инфекции у детей, особенно заразившихся от ВИЧ-инфицированной матери является задержка психомоторного развития или утрата ранее приобретённых навыков, наблюдаемая в 50-90% случаев. Задержка в развитии связана с поражением головного мозга ВИЧ и морфологически проявляется атрофией мозговых структур. Для детей характерно развитие лимфоидного интерстирального пневмонита. Чаще, чем у взрослых, отмечаются такие проявления, как спонтанно развивающиеся анемии, тромбоцитопении (вплоть до развития геморрагических проявлений). Довольно часты воспалительные поражения сердца (кардиомиопатия или миокардиодистрофия), проявляющиеся увеличением размеров сердца, аритмиями, изменениями ЭКГ, отёками перикарда.

  Дети в отличие от взрослых чаще страдают от вторичных бактериальных инфекций: отитов, синуситов, инфекций мочевых путей, пневмоний, менингитов, паротитов, лимфаденопатий и гепатолиенальных синдромов.

  При этом у детей не исключается, а довольно часто наблюдается развитие поражений, типичных для ВИЧ-инфекции у взрослых. По мере прогрессирования заболевания частота и разнообразие поражений нарастают. Нетипичным для детей поражением считают саркому Капоши, реже отмечают и другие опухоли (Покровский В.В. etal., 2000).

 

Список используемой литературы:

  1. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под научн. ред.  Л.М. Шипицыной. СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 144с.
  2. Змушко Е.И., Белозёров Е.С. ВИЧ-инфекция: руководство для врачей. – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 320с.
  3. Мищенко Т.П., Нарсия Р.С. Дети-сироты с ВИЧ-инфекцией в России, 2006г.
  4. Покровский В.В., Ермак Т.Н., Беляева В.В., Юрин О.Г. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика и лечение / Под общей ред. В.В. Покровского. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. – 496с.
  5. Профилактика ВИЧ / СПИДа у несовершеннолетних в образовательной среде: Учебное пособие / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., Речь, 2006. – 208 с. (с. 5- 52).
  6.  Рахманова А.Г., Воронин Е.Е., Фомин Ю.А. ВИЧ-инфекция у детей. СПб: Питер, 2003. – 448с.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»