Воспитание и социализация молодого человека
Винокурова Владимира Анатольевна,
учитель СОШ № 547
Красносельского района Санкт-Петербурга
учитель СОШ № 547
Красносельского района Санкт-Петербурга
Человечество давно интересуют вопросы о том: велико ли влияние педагога на формирование личности воспитанников? Как педагогу удается направить ребенка(подростка) на правильный путь? Какими качественными способностями, знаниями и умениями должен владеть для этого педагог?
Тема воспитания и социализации нынешнего поколения актуальна, как всегда. Воспитание – это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.[i]
Организация этой деятельности опирается на научную картину процесса формирования личности, так как только при условии полного соответствия профессиональной деятельности социально-психологической природе данного процесса возможен высокий профессиональный результат.
Социализация – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, в том числе адекватная система отношений и общения с окружающими, организация досуга и отдыха и др.
Главная педагогическая сложность нравственного воспитания в том, что нравственности нельзя научить, вовлекая в определенный вид деятельности. Можно только культивировать в воспитанниках стремление совершать нравственные поступки, согласующиеся с общечеловеческой моралью, и через эти поступки влиять на собственное развитие.[ii]
В педагогической психологии практикуется включение учащихся с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений: «Воспитание при этом не навязывает те или иные ценности, ...а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор».[iii]
Образец социализированности – построение и реализация собственного жизненного проекта. Поиск и доработка себя до «эталона»- намеченного либо обществом, либо (с определенного момента) самой личностью. В результате в личность закладывается саморазвитие, субъектность – нахождение своего места в обществе. Задача педагога – ненавязчиво помочь в правильном выборе жизненных ориентаций, целей и устремлений. А это возможно только при наличии разработанного научно-методического инструментария, содержание и формы которого определяются в комплексе запросами, интересами подростков, их родителей, условиями социума.
В настоящее время, по данным социологических исследований, значительная часть населения России, и прежде всего молодежь испытывает потребность в идейной определенности, в жизненных ориентациях и идеалах, которые давали бы ей ощущение внутренней гармонии в условиях рыночной экономики. Человек не может существовать без нравственного идеала, в противном случае он будет индифферентным, безразличным к жизни общества, да и к своей вообще.
В старшем школьном возрасте особую значимость приобретает формирование нравственных идеалов, так как именно в этом возрасте интенсивно формируется мировоззрение, основу которого составляют идеалы. В то же время, юность – переломный момент в развитии личности, когда возникает актуальная потребность в самореализации.
К практическим предпосылкам решения проблемы, связанным с формированием нравственных идеалов старшеклассников в лидерской деятельности, можно отнести «концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая является методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения и определяет характер современного национального воспитательного идеала, систему базовых национальных ценностей, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. В достижении эффективной результативности играет знание теоретических основ педагогического воздействия на школьника и психологических приемов общения.
Для выполнения поставленных задач необходима организация системы воспитательной работы, позволяющая решать задачи комплексно и одновременно. Важной, в системе воспитания обучающихся, является целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, защита интересов Родины. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи должно быть приоритетным среди других направлений.
Необходимо вести работу с учетом того, что за последние годы понятие «патриотизм» существенно изменилось в общественном сознании, и его понимание новыми поколениями. У значительной части молодежи, выросшей в годы социальной нестабильности, выработалось критическое отношение к своей стране, государственной политике, государственной власти. Развитие интереса молодежи к истории родной страны, края, города, традициям Санкт-Петербурга – все это включает в себя гражданско-патриотическое воспитание.
Педагог играет огромную роль в формировании активной жизненной позиции учеников, развития творческих способностей, привитие им чувства сострадания, благородства, заботы о людях пожилого возраста.
Ведущей конечной целью воспитания является формирование разносторонней, гармонично развитой личности.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы о направленияхдеятельности педагога при организации работы с молодежью:
- формирование способности старшеклассников оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, отечеству, миру в целом.
- Формирование готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению.
- Формирование готовности и способности к реализации творческого потенциала в духовной и предметной деятельности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше».
- Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций.
- Осознание учащимися ценностей других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение их противодействовать.
- Пропаганда культуры здорового образа жизни.
Педагогам известно о роли социальной среды как факторе формирования личности. Воспитывающая среда - это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.[iv]
Содержанием среды как фактора социального развития личности выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение и информационное окружение – совокупность их разворачивания на фоне природного окружения ребенка. Педагог, профессионально использующий объективное влияние данных социальных агентов, придает этому влиянию целевую направленность, переводя социальную ситуацию развития в педагогическую – тем самым и создавая воспитывающую среду. Основными же слагаемыми воспитывающей среды как фактора личностного развития школьника, являются школьный двор, интерьер классной комнаты, помещения, форма, костюмы школьников, учителей, поведенческие традиции в школе, события школьной жизни, система научных знаний, поступающая к ученику для осмысления, и, в итоге, психологический климат школы.
Воздействовать педагогу на воспитанника так, чтобы это воздействие оставалось незамеченным, помогают педагогические технологии – специфические черты воспитания, уподобляющие воспитание искусству, рождающемуся кратким моментом «прикосновения» к личности ребенка. Технология такого прикосновения складывается из мимических, пластических, интонационных, лексических умений педагога, его темпо-ритма, реактивности, чувства меры, адекватного восприятия ребенка и других операционных умений, с этой точки зрения, воспитание есть такое педагогическое воздействие, которое наилучшим образом вовлекает ребенка во взаимодействие с миром на уровне современной культуры.
Педагог, прибегая к личностному воздействию, всегда должен помнить, что его необходимо выстраивать психологически точно, учитывая природу психического состояния на каждый данный момент общения с подростком.
Педагог способен предвидеть результат организуемой деятельности воспитанников и выстраивать ее с ориентацией на социально-ценностный результат организуемой деятельности воспитанников и выстраивать ее с ориентацией на социально-ценностный результат, сразу предотвращая неверно понятую модель поведения. Например, учитель провед с нами беседу, убедительно доказав нам, что курение – не есть атрибут (показатель) взрослости, что развязность и нахальство – нельзя принимать за показатель внутренней свободы и самостоятельности – тем самым учитель искусно предотвратил неверно понятую, увиденную на улице учениками модель поведения. Эта беседа, на мой взгляд, тогда очень повлияла на наш класс, на комфортно-психологический климат и отношения в классе, и наш класс радовал учителей не по показателям успеваемости (они были средними), а по взаимоотношениям внутри и вне класса, хорошей коммуникабельностью и воспитанностью каждого. Впоследствии это благоприятно сказалось на формировании наших социально-ценностных отношений в собственной жизни.
Также велико значение оценочного, любого возвратного воздействия окружающих (и педагога), помимо регулятивной функции, состоит в том, что субъект обнаруживает связь своих действий с благополучием и самочувствием других людей – прямо или опосредованно. Ученик всегда пытается выстроить поведение, чтобы заслужить одобрение, подтверждение любви к нему. Педагогу важно чутко реагировать, помогать воспитаннику, направляя его в своих действиях, деятельности, формируя в процессе обучения, воспитания, личность ребенка.
Схематично картину воспитательного процесса можно изобразить так: «воспитывающая среда» - «воспитывающая деятельность» - «осмысление социального значения и личностного смысла объектов мира». Таким образом, по научно-теоретическому определению: воспитание – это система профессиональной деятельности педагога (педагогов),состоящая из трех ключевых моментов, выстраиваемых в гармоничном согласии с природой, становления социальных отношений личности, эти элементы не что иное, как объективные факторы развития личности ребенка, но педагогически интерпретированные: «воспитывающая среда», «воспитывающая деятельность» и «осмысление мира и себя в этом мире». (П.И.Пидкасистый)
Количество этих элементов необходимо и достаточно, чтобы содействовать формированию у ребенка социально-ценностных отношений, будучи носителем которых он выступает как личность в контексте социальной жизни.
Педагог должен чувствовать границы меры собственного участия в деятельности детей, уметь отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор, но также должен уметь быстро и незаметно выполнить за ребенка ту часть работы, которая ребенку не по силам или которую тот еще не усвоил. Существует целый комплекс педагогических приемов, которые осуществляют момент выхода педагога из совместной деятельности, например: ослабить действие, сослаться на сиюминутные возникшие дополнительные проблемы и т.д. Совместно разделенная деятельность осуществляется и через проекцию постепенно расширяющихся прав и обязанностей воспитанника в учреждении и семье, через передачу полномочий, ранее принадлежащих педагогу.
Формируя качества личности воспитанника, педагог всегда должен помнить, что качество личности формируется как следствие существующих у личности отношений к чему-либо. Например, прежде чем формировать у детей дисциплинированность, нужно развить у них уважительное отношение к людям и себе как человеку; не удастся добиться аккуратности, если не развивать у ребенка чувства красоты; нет смысла формировать ответственность, если не развивать у ребенка самоуважение и достоинство. Таким образом, формирование наивысшего по абстрагированию ценностного отношения обеспечивает развитие частного, конкретного.
Велико влияние социального пространства на ребенка, но педагог обладает огромной силой влияния в силу того, что осуществляет профессиональный перевод социальной ситуации развития ребенка в педагогическую. Педагог не в состоянии изменить обстоятельства, он интегрирует происходящее, вскрывая сущность, снимая поверхностный слой, который доступен восприятию ребенка. Например, в моем классе произошла когда-то такая ситуация: учитель узнал, что несколько мальчиков увлеклись взрывом петард, и забавлялись тем, что взрывали эти петарды перед прохожими, своими одноклассниками. При этом ощутимая часть класса находила это занятие забавным и смешным. Реакция учителя была неожиданной для учеников: «А вы подумали об опасности этих петард? О том, что вы могли нанести физическую травму проходящему человеку или своему товарищу!...» Весь класс при этих словах притих, пораженный открывшимся внутренним смыслом незначительного, казалось бы, лихачества одноклассников. Благодаря педагогическому обертону ( - это предлагаемая воспитаннику позиция в восприятии мелькающих кадров социального макро- и микропространства) социальное пространство со своим сложным переплетением социальных групп становится фактором личностного духовного развития.
Профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности – организовать жизнь ребенка как постоянное восхождение к культуре, взаимодействие с миром на уровне современных достижений культуры, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности, и на уровне данного развития он входил в контекст социальной жизни.
Роль педагога состоит в разворачивании перед воспитанником всегда разнообразных жизненных выборов и научении ребенка производить свободный осознанный выбор, за который в дальнейшем он и станет нести ответственность. Современность выработала вполне определенный образ достойно жизни для сегодняшнего человека. Педагогу следует направлять ребенка на выбор, соответствующий основам достойной жизни, исходя из ее определения. «Достойная жизнь» - это жизнь, соответствующая всем предназначениям человека, позволяющая ему раскрыть все потенции, реализующая его сущностные функции, в корне отличающие его от животного; это жизнь, основанная на Добре, Истине, Красоте. (П.И.Пидкасистый). В заключение я с уверенностью могу сказать, что педагог действительно положительно влияет на формирование личности школьника, при этом делая этот процесс едва заметным и интересным для школьников, хотя и довольно сложным и трудоемким для самого педагога, так как насущно необходимы высокий профессионализм, искусство, масса сил, умений и знаний.
[i] Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика. М., 1999
[ii] Орлова В.А. Методы и средства эффективной социализации и самореализации молодежи. Инновационные социально-экономические технологии в реализации государственной молодежной политики: возможности и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции СПб, 22-24 ноября 2014. ФГБОУ ВПО «СПГУТД», 2014
[iii] Альманах педагогических тестов. - М.: КСП, 1996. - 400 с.
[iv] Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995