Социальная адаптация обучающихся при переходе из младшего звена в среднее
Борбат Анастасия Алексеевна
Одной из актуальных в педагогике проблем на протяжении многих лет является проблема адаптации обучающихся 5-х классов при переходе из младшего школьного звена в среднее. Она особенно остро встаёт в современном обществе, прагматичном и беспощадном, которое предъявляет порой непосильные требования к молодому поколению. На протяжении всей своей жизни человек проходит процесс адаптации. Поскольку человек – социальная единица, процесс социальной адаптации является особенно значимым для личности.
В современной науке существует разнообразные трактовки категории «адаптация».
Термин «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio –приспособление. В толковом словаре русского языка определение этого понятия, следующее – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.
Понятие «адаптация» применительно к социальной сфере трактуется с несколько видоизмененным содержанием. Оно означает приспособление человека к условиям социальной среды.
Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования: сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учета интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей. Поэтому актуальность этой темы не вызывает сомнений.
Низкая адаптированность, а также неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, и как следствие отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.
Возрастной период 10 – 11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей.
Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется своеобразным мотивационным кризисом, вызванным сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции школьника.
В процессе проведения дипломного исследования был изучен социальный состав класса. Для детального анализа протекания процесса адаптации пятиклассников была разработана и предложена методика «Анализ процесса адаптации учащихся 5-х классов». Для определения социально-психологического климата класса была использована методика «Социально-психологический климат класса». Такие методы как наблюдение и беседа были использованы для уточнения, подтверждения или опровержения данных, полученных в результате диагностики, выяснения причин выявленных отклонений.
Результаты комплексной диагностики позволили сделать вывод о необходимости разработки цикла мероприятий, направленного на социальную адаптацию обучающихся 5-х классов в условиях общеобразовательного учреждения.
Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с детьми 10 – 11-ти лет (5-е классы) по социальной адаптации. Разработка программы обусловлена необходимостью обеспечения учащихся средствами, позволяющими им более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ними каждодневные задачи, чтобы процесс социальной адаптации проходил успешнее.
Цель программы: создание условий для социальной адаптации обучающихся 5-х классов.
Содержание деятельности социального педагога в ходе реализации названных направлений программы, включало в себя три блока:
1. социально-педагогическая работа с учащимися;
2. работа социального педагога с родителями;
3. работа с педагогами школы.
Программа подразумевает занятия с учащимися, работа с родителями и с педагогами общеобразовательного учреждения.
Занятия с учащимися носят просветительский и профилактический характер. На этих занятиях обучающиеся 5-х классов смогут лучше понять себя и своих одноклассников.
Основные формы работы с родителями – это родительские собрания, на которых родители обучающихся 5-х классов ближе знакомятся с проблемами, выявленными в ходе диагностики, социальный педагог расскажет о трудностях социальной адаптации и рекомендует способы помощи ребёнку прохождения этого непростого этапа жизни. Помимо проведения родительских собраний необходимо проведение совместно с классным руководителем консультирования, собеседования с родителями по вопросам низкой социальной адаптации обучающихся 5-х классов, с целью повышения уровня социальной адаптации нуждающихся в этом детей.
Основной задачей работы с педагогами школы будет соблюдение преемственности и учёт особенностей психофизического развития каждого обучающегося 5-го класса. Основными условиями успешной социальной адаптации подростков в школе являются: организация положительного эмоционального общения в классе, осуществление индивидуального подхода, создание развивающей среды, отвечающей потребностям подростка, насыщение образовательного процесса различными видами деятельности, моделирующими способы поведения подростка в различных ситуациях.
Предполагаемый результат реализации программы – успешная социальная адаптация обучающихся 5-х классов, повышение самооценки учащихся, повышение уровня мотивации к обучению в школе у учащихся, повышение уровня социально-психологического климата в классе.
Можно предположить, что вероятнее всего уровень мотивации к обучению в классах изменится в сторону повышения. Вероятно, что у неуспевающих учащихся появится стимул и желание к обучению в школе. Благодаря отдельным занятиям профилактической программы, у учащихся, в особенности у неуспевающих должен появиться интерес к отдельным учебным предметам.
Вероятно, в классах произойдут положительные изменения. Учащиеся станут более дружными. И это будет говорить о повышении уровня межличностных отношений в классе.
Безусловно, в классах должно будет наблюдаться повышение общего уровня адаптации.
Наблюдение и беседа, по-прежнему, будут использоваться как вспомогательные методики для уточнения, подтверждения или опровержения данных, полученных в результате диагностики.
Программа социальной адаптации обучающихся 5-х классов включает взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса. Учитывая, что обучающиеся 5-х классов находятся в постоянном взаимодействии с субъектами образовательного процесса, и каждый субъект этого процесса так или иначе влияет на процесс социальной адаптации, необходим комплекс рекомендаций каждому субъекту по взаимодействию с обучающимися 5-х классов в условиях общеобразовательного учреждения.
Данная программа включает в себя блоки посвящения, организацию различных видов деятельности детей и родителей, индивидуальную работу с ними, позволяет обеспечивать плавный переход из начальной школы в основную школу. При этом работа социального педагога должна вестись в комплексе с работой таких специалистов, как педагог-психолог, заместитель директора по начальной школе, заместителя директора по воспитательной работе. Только при выполнении этих условий деятельность социального педагога будет успешной и приведет к положительному результату.