Милованова Людмила Афанасьевна,
Заместитель директора по ВР, учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
В мае 2012 года исполняется 90 лет со дня создания пионерской организации. Почему о прошедших событиях принято вспоминать только в круглые даты? 90 лет пионерской организации – это целая эпоха в жизни советских детей, она по значимости и по продолжительности равняется жизни всего нашего советского государства, именно пионерская организация ковала идеологию подрастающего поколения, закладывала фундамент коммунизма, что являлось конечной целью «строителей» этой утопии. Но дети были не виноваты в том, что их вели по ложному пути взрослые, которым они доверяли. Именно из рядов пионеров вышли герои-пионеры, совершившие свой подвиг во время войны, одним только этим соединив воедино идеологию тоталитарного государства с высшими идеалами православия. Так что, может быть, все не так уж и плохо было в том детском государстве. Дети всегда искренни, доверчивы, и это их главное оружие.
За прошедшие 20 лет в нашей стране поменялась идеология, сменился экономический курс. А что же наши маленькие граждане? Чем им руководствоваться в современном мире? На каких ценностях им воспитываться? Ответ очевиден. На ценностях, проверенных временем. И одной из таких ценностей является патриотизм. В основе этого понятия лежит любовь. Это чувство близко детям, оно приходит к ним из семьи. Из любви к матери, к родным вырастает любовь к дому, к месту, где он родился. Этот еще неосознанный, латентный патриотизм станет первой ступенью в воспитании будущего гражданина. А разве не гражданина ( верного идеалам социализма, а позднее коммунизма ) воспитывала пионерская организация? Следующим мощным средством воспитания патриотизма является русская литература. Не одно поколение формировалось под облагораживающим влиянием русской поэзии, воспевающей красоту природы. В советское время было создано много произведений, которые формировали у юного пионера чувство долга, чести. В последнее время детская литература отстает от потребностей времени, но это не значит, что юным читателям нечего предложить. Литература была, есть и будет мощнейшим воспитательным орудием. Однако непреходящей ценностью, без которой не обойтись в деле воспитания юного патриота, были и остаются наши ветераны и блокадники. К сожалению, они уходят из жизни, и надо думать, как сохранить память о прошлом России, о тех великих и скорбных днях и о людях, участниках тех событий.
Школа, безусловно, является центром воспитания, в том числе и воспитания патриотизма. Создание в школе комнаты памяти, уголка Славы, музейной экспозиции могут стать центром патриотического воспитания. Многие школы идут по этому пути. Не стала исключением и наша 147 школа. Мы работаем в тесном сотрудничестве с Советом ветеранов войны и блокадников. Традиционно, два раза в год, мы принимаем у себя этих людей, создаем для них праздник. Соприкосновение учащихся с этими героическими людьми, безусловно, формирует их сознание, воспитывает в них граждан. 27 января 2003 года в нашей школе была торжественно открыта комната памяти «Ленинград, Война, Блокада». В честь этого события в школе состоялся митинг, на котором присутствовали учащиеся, учителя, ветераны и блокадники микрорайона. Но из чего же составилась наша музейная экспозиция? Начало ей положили учителя нашей школы. До сих пор в петербургских семьях хранится много уникальных документов и предметов. В основу нашей экспозиции легла «похоронка» с фронта, свидетельство о смерти в годы блокады от дистрофии, выданное в 1942 году, письмо с фронта в блокадный Ленинград, датированное 1943 годом, фотографии военных лет. С этого момента наша экспозиция становится центром патриотического воспитания. Сейчас в ней насчитывается более 140 подлинных документов и предметов. Это дает возможность уже говорить о музейной педагогике, как о части образовательного процесса. Процесс должен быть непрерывным, планомерным и постоянным, только тогда эта воспитательная технология принесет желаемый результат: практически каждый ребенок окажется под влиянием этого процесса – воспитание патриота. Этого возможно достигнуть только тогда, когда между учениками, учителями и всеми работниками школы есть понимание важности этой проблемы - патриотического воспитания. 90 лет назад, в год создания пионерской организации, эта задача была наиважнейшей. Она была решена и доказательством этого являются беспримерные подвиги пионеров-героев в Великой Отечественной войне.