Специфика работы концертмейстера с хором
Озолина Яна Арвидовна,
концермейстер ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Концертмейстером в Лицее я работаю более 20 лет. Аккомпанирую хоровому коллективу, вокалистам, вокальным ансамблям, классу домры. В отличие от аккомпаниатора работа концертмейстера включает в себя не только концертную деятельность, но и разучивание на уроках музыкальных произведений. Концертмейстер должен хорошо владеть роялем - как в техническом, так и в музыкальном плане.
Работа концертмейстера с хором имеет свои специфические особенности. Она включает в себя умение работы с дирижером хорового коллектива. Концертмейстер должен следить за жестами дирижера и понимать их: дирижерские сетки, понятие «ауфтакта», «снятие звука», жесты, изображающие штрихи и оттенки. Концертмейстер должен обладать способностью бегло « читать с листа», транспонировать произведение, подбирать на слух мелодию и аккомпанемент к ней. Уметь работать с цифровкой и подбирать ее к любой мелодии. Иногда по просьбе дирижера нужно показать звучание отдельных фрагментов музыки, проигрывая все или отдельные голоса хоровой партитуры. В ходе учебного процесса могут возникать ситуации, когда при отсутствии в коллективе хормейстера, поручают концертмейстеру проводить занятия с хором. Концертмейстер должен выполнять работу хормейстера: уметь работать с партитурой, знать и применять дирижерские жесты, особенности дыхания, интонационные трудности. Произведение acappelaне содержит фортепианную партию, но предполагает участие концертмейстера в разучивании хоровой партитуры. Концертмейстер должен уметь гармонизировать хоровую партитуру, поддержать любой из голосов в партитуре, настроить в тональности перед исполнением.
Умение слушать и играть очень важная деталь профессионального мастерства концертмейстера. В любой момент концертмейстер должен поддержать хоровую партию, уметь играть с любого места, быстро реагировать на жесты дирижера. Дирижер и концертмейстер должны составлять слаженный ансамбль. Концертмейстер играет важную роль в этом ансамбле. Большую часть ответственности при исполнении ложится на концертмейстера. Концертмейстер должен сосредоточить внимание не только на нотный текст, но и на дирижера, а так же на звучание хора. Далеко не все хорошие пианисты - солисты способны успешно играть в ансамбле. Профессия – концертмейстер требует большого опыта работы. Концертмейстер должен уметь контролировать качество исполнения, уметь подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, деятельность концертмейстера объединяет творческие, педагогические и психологические функции. Приобретению и развитию этих качеств способствуют частые концертные выступления с хоровым коллективом.