Роль народных художественных промыслов в современной жизни
Абальмазова Елена Викторовна
Цели и задачи:
Познакомить учащихся с историей развития Гжельской, Хохломской и Жостовской росписью и изделиями промысла;
Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, её истории и традициям;
Развивать творческую и познавательную активность, фантазию, художественный вкус;
Формировать навыки работы в области художественной росписи.
Материалы: гуашь, кисти, непроливайка, клей ПВА, фломастеры, эскизы,
Зрительный ряд:
Репродукции, открытки, фотографии с изображениями Гжельской, Хохломской и Жостовской росписи.
Изделия народных промыслов.
Работы учащихся предыдущих лет.
Музыкальный ряд:
Записи инструментальных мелодий.
Вид урока:
Коллективная работа в группах.
Ход урока
Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок ?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь.
Учитель достаёт расписной сундучок, приговаривая:
Мы на ярмарке бывали и подарки выбирали.
Принесли вам сундучок- позолоченный бочок.
Сундучок тот не простой, и товар в нём расписной.
Вынимаем на показ и ведём про них рассказ.
- Чем же может быть заполнен такой сундучок? Конечно старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Эти изделия сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры. Это изделия народного творчества, в которой отчётливо прослеживаются русские традиции зародившиеся много веков назад. Особенность этих изделий в том, что как и сам сундучок, они созданы руками русских мастеров. Итак, откроем сундучок?
Учитель показывает то, что лежит в сундучке.
- Это изделия представлены народными промыслами.
-А почему?
- В течение четверти мы изучали народные промыслы и их место в жизни человека. - Как вы думаете ,чем мы будем заниматься на уроке?
- На сегодняшнем уроке мы закрепим знания о народных ремёслах и обобщим наши представления о народных традициях.
- Тема нашего урока «Роль народных художественных промыслов в современной жизни»
- Ребята, а как называется общая тема курса?
- Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
- Что такое декоративно-прикладное искусство?
- Слово декор в переводе с латинского языка означает украшать.
- Декоративный - значит украшенный, нарядный.
- Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. Все предметы, окружающие нас , должны быть не только удобными, но и красивыми.
-У каждого вида росписи есть свои отличительные признаки, следовательно, задача урока состоит в том, чтобы, вспомнить особенности каждого вида росписи.
- Что ж давайте по порядку
Загадаю я загадку
Кто быстрей ответ найдёт,
Тот первым и отвечать пойдёт.
Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
- Гжель.
- Опережающее задание получила Алёна.Она должна была исследовать материал и найти ответ на этот вопрос.
- Когда любуешься красотой Гжели, возникает вопрос о том, как рождается такое чудо?
- Гжель- старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области в 60 км от Москвы. Здесь находится Гжельско- Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Первое упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328г.Глина вылёживается 1,5-2 г., потом её разбавляют водой и жидкую фильтруют черезсито. Литейщики формуют глину в гипсовых формах, зачищают от формовочных швов. Потом всё в печь! Первый обжиг при t900гр., затем роспись кисточками чёрным кобальтом, который после обжига становится ярко-синим. Покрывают глазурью и снова обжиг. Свыше 20 оттенков синего в палитре Гжели.
- Молодец Алёна садись «5».
- На Волге возник промысел росписи по дереву.
Колдовская роспись
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золоте травы.
Рощи- перелески, шёлковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
Красоту такую люди
Называют…
- Хохломой.
- У Томы тоже было опережающее задание исследовательского характера- найти интересные факты о хохломе.
- Зарождение промысла искусствоведы относят к 17 в. Близ торгового села Хохлома. Вытачиваются из липы заготовки ,грунтуют глиной, потом натирают серебристым порошком, затем делают роспись покрывают олифой и ставят в печь, закаливают лак до жёлтого цвета. Нравятся мастерам этого промысла растительные узоры. Главный мотив росписи под листок или травку, различают также верховое письмо, под фон, и кудрина. Любимые цвета- красный да чёрный немного жёлтого и зелёного для мелкой прорисовки.
- Молодец Тома! Тома тоже получает «5».
- А это, что у нас?
Круглые, железные,
В хозяйстве полезные.
Чёрные, жёлтые, красные,
Удивительно прекрасные.
- Что же это?
- Жостовские подносы.
- Олеся расскажет нам об этом удивительном промысле.
- Зародился промысел недалеко от Москвы в селе Жостово. Жостово славилось кузнецами. Из листового железа кузнец ножницами выкраивал листы нужной формы и размеров, затем выбивал деревянным молотком на чугунной плите форму и размер подноса. Фон –чёрный, синий, красный. Хороши и пейзажи и цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты, фрукты, птицы. Сколько подносов, столько и вариантов изображения.
- Олеся за представленный материал получает оценку «5».
-На смену старым живописцам приходят молодые талантливые художники, они бережно хранят и развивают богатые традиции народных мастеров, которыми издавна славилась земля русская.
- Прошлое есть и у осетинского народа. В рамках внеурочной деятельности на кружке «Духовно-нравственное воспитание осетинского и русского народа». Мы побывали в музее краеведения нашей республики и посетили выставку «Легенды кавказа» и увидели уникальные экспонаты из фондов национального музея РСО-Алания. Лёша у нас был фотокорреспондентом и сделал мини-отчёт об увиденном. Некоторые ребята не смогли поехать в музей, но я хочу чтобы все ребята знали и ценили традиции республики.
- Осетинская художественная культура связана с культурой древних кобанцев. В музее мы увидели двояко изогнутые топоры с различными солярными знаками. Осетинское художественное шитьё воплотило в себе огромные богатства орнаментального искусства. Шитьём из золотых и серебряных ниток отделывались настенные украшения и одежда. Наиболее доступным материалом были камень и дерево.
- Это, конечно, не всё, что увидели дети. Остальные материалы ребята представят на следующем уроке.
-Наверно хватит объяснять,
Ведь нам надо рисовать!
Проверить Костю мы хотим
И знанья наши закрепим!
Работа с интерактивной доской. (игра «Угадай промысел»)
- Вы дома должны были определиться с промыслом и сделать соответствующие заготовки.
-Мне хотелось представить все виды промысла. И поэтому мы поделим класс на 3 группы:
1 гр.- фабрика Гжели;
2гр.- фабрика Хохломы;
3гр.-фабрика Жостово.
- На настоящих фабриках есть мастера, которые следят за качеством работы .Выберите мастера-который будет отвечать и следить за качеством росписи.
Прежде чем начать работу мы с ребятами повторяем элементы росписи и правила техники безопасности
- Кручу ,верчу, превратить вас хочу!
Хочу превратить вас в мастеров.
Распределение детей по группам-фабрикам: учитель расставляет названия и заготовки.
Каждая группа выбирает лидера-мастера.
Каждый ученик на выбор расписывает изделие народного промысла.
Во время творческой работы учитель помогает затрудняющимся, неуверенным детям.
- Кручу, верчу, превратить вас в ребятишек хочу!
Мастера работают за столами и расписывают определённый вид промысла, с пособиями элементами росписи, силуэтами посуды.
Во время практической работы звучат русские народные песни. Учащиеся работают в музыкальном сопровождении.
По окончании урока дети располагают свои работы на выставку. Лидеры – мастера групп вместе с учителем проводят анализ работ: что получилось, а что нет. Что вызвало наибольший интерес.
- Какие прекрасные изделия мы сейчас увидели. Сколько умения и терпения надо иметь, чтобы стать мастером. Любить Родину по- настоящему- это значит вместить в душе день вчерашний и день сегодняшний. Древние ремёсла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение- и ниточка, связывающая нас с далёкими предками ,не рвётся.
Всё то, что сделано руками
И сердцем русских мастеров,
Живёт и будет жить веками
Среди сокровищ всех миров.
-А сейчас вы будете играть в «Молчанку».Я задаю вопросы, а вы жестами отвечать.Если вам понравилось, поднимите вверх правую руку, если ответ отрицательный поднимаем левую руку.
- Вам понравилось расписывать посуду?
- Вы довольны своей работай на уроке?
-А вам понравилось работать в группе?
-А вы довольны работай своей группы?
- Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Спасибо.
Уборка рабочих мест: вылить воду, поставить баночки в коробку, вытереть столы .
(Звучит музыка и идёт уборка рабочих мест).