Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

Абальмазова Елена Викторовна

Цели и задачи:

Познакомить учащихся с историей развития Гжельской, Хохломской и Жостовской росписью и изделиями промысла;

Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, её истории и традициям;

Развивать творческую и познавательную активность, фантазию, художественный вкус;

Формировать навыки работы в области художественной росписи.

Материалы: гуашь, кисти, непроливайка, клей ПВА, фломастеры, эскизы,

Зрительный ряд:

Репродукции, открытки, фотографии с изображениями Гжельской, Хохломской и Жостовской росписи.

Изделия народных промыслов.

Работы учащихся предыдущих лет.

Музыкальный ряд:

Записи инструментальных мелодий.

Вид урока:

Коллективная работа в группах.

                                  Ход урока

Проверь дружок,

            Готов ли ты начать урок ?

            Всё ль на месте, всё ль в порядке:

            Карандаш, альбом и краски.

            Проверили? Садитесь.

            С усердием трудитесь.

Учитель достаёт расписной сундучок, приговаривая:

            Мы на ярмарке бывали и подарки выбирали.

            Принесли вам сундучок- позолоченный бочок.

            Сундучок тот не простой, и товар в нём расписной.

            Вынимаем на показ и ведём про них рассказ.

- Чем же может быть заполнен такой сундучок? Конечно старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Эти изделия сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры. Это изделия народного творчества, в которой отчётливо прослеживаются русские традиции зародившиеся много веков назад. Особенность этих изделий в том, что как и сам сундучок, они созданы руками русских мастеров. Итак, откроем сундучок?

Учитель показывает то, что лежит в сундучке.

- Это изделия представлены народными промыслами.

-А почему?

- В течение четверти мы изучали народные промыслы и их место в жизни человека.        - Как вы думаете ,чем мы будем заниматься на уроке?

- На сегодняшнем уроке мы закрепим знания о народных ремёслах и обобщим наши представления о народных традициях.

- Тема нашего урока «Роль народных художественных промыслов в современной жизни»

- Ребята, а как называется общая тема курса?

- Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

- Что такое декоративно-прикладное искусство?

- Слово декор в переводе с латинского языка означает украшать.

- Декоративный - значит украшенный, нарядный.

- Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. Все предметы, окружающие нас , должны быть не только удобными, но и красивыми.

-У каждого вида росписи есть свои отличительные признаки, следовательно, задача урока состоит в том, чтобы, вспомнить особенности каждого вида росписи.

- Что ж давайте по порядку

Загадаю я загадку

Кто быстрей ответ найдёт,

Тот первым и отвечать пойдёт.

Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?

Видно с севера пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми.

- Гжель.

- Опережающее задание получила Алёна.Она должна была исследовать материал и найти ответ на этот вопрос.

 - Когда любуешься  красотой Гжели, возникает вопрос о том, как рождается такое чудо?

- Гжель- старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области в 60 км от Москвы. Здесь находится Гжельско- Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Первое упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328г.Глина вылёживается 1,5-2 г., потом её разбавляют водой и жидкую фильтруют черезсито. Литейщики формуют глину в гипсовых формах, зачищают от формовочных швов. Потом всё в печь! Первый обжиг при t900гр., затем роспись кисточками чёрным кобальтом, который после обжига становится ярко-синим. Покрывают глазурью и снова обжиг. Свыше 20 оттенков синего в палитре Гжели.

- Молодец Алёна садись «5».

            - На Волге  возник промысел росписи по дереву.

            Колдовская роспись

            Алых ягод россыпь.

            Отголоски лета в золоте травы.

            Рощи- перелески, шёлковые всплески

            Солнечно-медовой золотой листвы.

            Красоту такую люди

            Называют…

            - Хохломой.

            - У Томы тоже было опережающее задание исследовательского характера- найти интересные факты о хохломе.

            - Зарождение промысла искусствоведы относят к 17 в. Близ торгового села Хохлома. Вытачиваются из липы заготовки ,грунтуют глиной, потом натирают серебристым порошком, затем делают роспись покрывают олифой и ставят в печь, закаливают лак до жёлтого цвета. Нравятся мастерам этого промысла растительные узоры. Главный мотив росписи под листок или травку, различают также верховое письмо, под фон, и кудрина. Любимые цвета- красный да чёрный немного жёлтого и зелёного для мелкой прорисовки.

            - Молодец Тома! Тома тоже получает «5».

- А это, что у нас?

Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Чёрные, жёлтые, красные,

Удивительно прекрасные.

- Что же это?

- Жостовские подносы.

- Олеся расскажет нам об этом удивительном промысле.

- Зародился промысел недалеко от Москвы в селе Жостово. Жостово славилось кузнецами. Из листового железа кузнец ножницами выкраивал листы нужной формы и размеров, затем выбивал деревянным молотком на чугунной плите форму и размер подноса. Фон –чёрный, синий, красный. Хороши и пейзажи и цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты, фрукты, птицы. Сколько подносов, столько и вариантов изображения.

- Олеся за представленный материал получает оценку «5».

-На смену старым живописцам приходят молодые талантливые художники, они бережно хранят и развивают богатые традиции народных мастеров, которыми издавна славилась земля русская.

- Прошлое есть и у осетинского народа. В рамках внеурочной деятельности на кружке «Духовно-нравственное воспитание осетинского и русского народа». Мы побывали в музее краеведения нашей республики и посетили выставку «Легенды кавказа» и увидели уникальные экспонаты из фондов национального музея РСО-Алания. Лёша у нас был фотокорреспондентом и сделал мини-отчёт об увиденном. Некоторые ребята не смогли поехать в музей, но я хочу чтобы все ребята знали и ценили традиции республики.

-  Осетинская художественная культура связана с культурой древних кобанцев. В музее мы увидели двояко изогнутые топоры с различными солярными знаками. Осетинское художественное шитьё воплотило в себе огромные богатства орнаментального искусства. Шитьём из золотых и серебряных ниток отделывались настенные украшения и одежда. Наиболее доступным материалом были камень и дерево.

- Это, конечно, не всё, что увидели дети. Остальные материалы ребята представят на следующем уроке.

-Наверно хватит объяснять,

Ведь нам надо рисовать!

Проверить Костю мы хотим

И знанья наши закрепим!

Работа с интерактивной доской. (игра «Угадай промысел»)            

 

            - Вы дома должны были определиться с промыслом и сделать соответствующие заготовки.

-Мне хотелось представить все виды промысла. И поэтому мы поделим  класс на 3 группы:

1 гр.- фабрика Гжели;

2гр.- фабрика Хохломы;

3гр.-фабрика Жостово.

- На настоящих фабриках есть мастера, которые следят за качеством работы .Выберите  мастера-который будет отвечать и следить за качеством росписи.

Прежде чем начать работу мы с ребятами повторяем элементы росписи и правила техники безопасности

- Кручу ,верчу, превратить вас хочу!

            Хочу превратить вас в мастеров.

Распределение детей по группам-фабрикам: учитель расставляет названия и заготовки.

Каждая группа выбирает лидера-мастера.

Каждый ученик на выбор расписывает изделие народного промысла.

Во время творческой работы учитель помогает затрудняющимся, неуверенным детям.

            - Кручу, верчу, превратить вас в ребятишек хочу!

Мастера работают за столами  и расписывают определённый вид  промысла, с пособиями элементами росписи, силуэтами посуды.

Во время практической работы звучат русские народные песни. Учащиеся работают в музыкальном сопровождении.

По окончании урока дети располагают  свои работы на выставку. Лидеры – мастера групп  вместе с учителем проводят анализ работ: что получилось, а что нет. Что  вызвало наибольший интерес.

            - Какие прекрасные изделия мы сейчас увидели. Сколько умения  и терпения надо иметь, чтобы стать мастером. Любить Родину по- настоящему- это значит вместить в душе день вчерашний и день сегодняшний. Древние ремёсла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение- и ниточка, связывающая нас с далёкими предками ,не рвётся.

Всё то, что сделано руками

И сердцем русских мастеров,

Живёт и будет жить веками

Среди сокровищ всех миров.

-А сейчас вы будете играть в «Молчанку».Я задаю вопросы, а вы жестами отвечать.Если вам понравилось, поднимите вверх правую руку, если ответ отрицательный поднимаем левую руку.

 - Вам понравилось расписывать посуду?

- Вы довольны своей работай на уроке?

-А вам понравилось работать в группе?

-А вы довольны работай своей группы?

 - Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Спасибо.

Уборка рабочих мест: вылить воду, поставить баночки в коробку, вытереть столы .

(Звучит музыка и идёт уборка рабочих мест). 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»