Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Программа художественно-эстетического воспитания учащихся
«Поэзия мысли и красок»

Емельянова Мария Александровна,
воспитатель первой категории
ГБОУ Архангельской области
кадетская школа – интернат
«Архангельский морской кадетский корпус
имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова»
 г. Архангельск, 2016

Пояснительная записка
 «Благо, даруемое нам искусством,
не в том, чему мы научимся,
а в том, какими мы, благодаря ему, становимся.
Уайльд Оскар.
         В современных условиях духовно-нравственного возрождения общества важная роль в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения, развитии творчески активной личности принадлежит школе, в частности, предметам художественно-эстетического цикла: литература, искусство (музыка, ИЗО), МХК.
       Когда школьник становится старшеклассником, мир, который ему знаком, с которым он прочно связан, уже достаточно велик. Он многое понимает, во многом разбирается, имеет определенный запас знаний и умений, собственное мнение, свои симпатии и антипатии. И среди всего, с чем ему приходится встречаться в жизни, обязательно оказываются явления, определяемые словами «эстетическое», «эстетика». У многих старшеклассников уже развит эстетический вкус, существует представление об эстетическом идеале. И в последующие годы жизни эти встречи с областью эстетического станут шире и многообразней.
           Художественно-эстетическое образование, основанное на искусстве, представляет особую значимость для  школьников. Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое образование - важнейшая сторона развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность.
             В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического образования как к важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности [Закон "Об образовании в РФ" 2014] [Глава VII] [Статья 64]. Развитию художественно-эстетического воспитания способствуют теоретические и практические исследования отечественных педагогов-ученых конца XX века: Б.Т. Лихачева, В.А. Разумного, Д.Б. Кабалевского, Т.С. Комаровой, Б.Т. Неменского, В.С. Кузина и др. Разработанные ими концепции  являются основополагающими и реализуются в различных общеобразовательных и дополнительных образовательных программах.
         Работа образовательного учреждения и педагогов должна направляться на оптимизацию художественно-эстетического развития школьников. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира учащихся: литература, музыка, театр, скульптура, живопись, народное творчество. Оно пробуждает у детей эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений

Цель программы состоит в том, чтобы в процессе восприятия, интерпретации произведений искусства формировать у учащихся личностно-ценностное отношение к действительности и искусству, развивать эстетическое сознание, общекультурную и художественную компетентность, способность к самореализации, потребность в духовном самосовершенствовании. 
Реализация программы способствует решению следующих педагогических задач по воспитанию учащихся:
создать условия для:
- воспитания эстетического отношения к действительности, к искусству, понимания связей искусства с жизнедеятельностью человека, современной техникой и средствами массовой информации;
     - воспитания способности воспринимать и интерпретировать художественные произведения, высказывать собственное отношение к ним;
- расширения и обогащения художественно-эстетического опыта, применения художественных навыков в практической деятельности;
- формирования системы знаний и представлений о сущности, видах и жанрах искусства;
- воспитания художественных интересов, вкусов, морально-эстетических идеалов;
- формирования навыков художественного самообразования и самовоспитания;
-  развития творческих способностей;
-  формирования коммуникативных навыков;
-  воспитания зрительской культуры в театре и музее;
- воспитания нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию.
 
Исполнители программы: воспитатель, учащиеся.
Срок реализации программы – 1 год.
          Количество часов: 20
 
        
          Особенности реализации программы: программа предназначена для реализации в разновозрастной группе (девушки 8-11 классов), поэтому материал подобран в соответствии с интересами и возрастными особенностями учащихся.
        Особое место в программе занимает ознакомление учащихся с художественной литературой, способствующей развитию эстетических и нравственных качеств, речи, интеллекта, закладывающей позитивное отношение к миру.
       Старший школьник рассматривает произведение искусства как некое обобщение. Ему близки и доступны произведения, которые обобщают то, что непосредственно пережил он сам. Поэтому старшекласснику более близки задумчивая лирика, объясняющая мир его собственных переживаний, музыка, помогающая выразить себя в пении или в танце.
        Активная воспитательная сила литературного произведения заключается в том, что оно не оставляет равнодушным человека, затрагивает в нем самые сокровенные мысли и чаяния, побуждает его к нравственному самовоспитанию, духовным размышлениям, развивает в нем чувства красоты. А стихи поэтов способны пробудить в душах подростков «прекрасные порывы» и «чувства добрые», любовь к книге, чтению.
 
Тематический план
Дата
проведения
Тема Количество
часов
1 сентябрь Диспут на тему «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?» 1
2 сентябрь Литературно – музыкальная гостиная по творчеству М. Цветаевой «Моим стихам…настанет свой черёд». 1
3 октябрь Час искусства по творчеству французского художника Пабло Пикассо (к 135 – летию со дня рождения). 1
4 октябрь Литературно-музыкальный час «Снова выплыла боль души…» по творчеству Сергея Есенина. 1
5 ноябрь Занятие ко Дню матери «Самая прекрасная из женщин». 1
6 ноябрь Посещение драмтеатра (спектакль «Пелагея и Алька» по произведению
Ф. Абрамова).
3
7 декабрь Час поэзии «Я встретил Вас – и все былое…» по творчеству Ф. Тютчева. 1
8 январь Вечер-портрет «Живописное мастерство И. Шишкина» (к 185 – летию со дня рождения). 1
9 февраль Поэзия 2 пол. 20 века. 1
10 февраль Посещение усадебного дома Е.К. Плотниковой (экспозиция «Русское классическое искусство 18 – начала 20 вв»). 1
11 март Встреча с поэтом и исполнителем своих песен Л.Г. Уткиной. 1
12 март Литературно-музыкальный вечер памяти Татьяны Снежиной «Позови меня с собой». 1
13 апрель Посещение драмтеатра (спектакль «Лес» по произведению А. Островского). 3
14 апрель Познавательный час «Гений Леонардо да Винчи» (к 565–летию со дня рождения). 1
15 май Литературный вечер «Женские судьбы в годы ВОВ». 1
16 май Эссе на тему «Внутренняя красота и внешняя». 1
Итого     20
        
 
  1. Диспут на тему «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?».
Цели диспута:
способствовать:
  • сплочению коллектива;
  • формированию личной позиции учащихся по проблеме;
  •  развитию умения дискутировать.
  
  1. Литературно – музыкальная гостиная по творчеству М. Цветаевой «Моим стихам…настанет свой черёд».
 
  • продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством М.А. Цветаевой. 
  • : познакомить с фактами биографии Цветаевой, оказавшими влияние на творчество; рассмотреть разнообразие тематики ее поэзии; на примере отрывков из знакомых кинофильмов показать задушевность и музыкальность стихотворений Марины Цветаевой;
            прививать эстетический вкус к поэтическому слову.
  1. Час искусства по творчеству французского художника Пабло Пикассо (к 135 – летию со дня рождения).
 
 
Задачи занятия:
  • изучить  основные периоды творчества Пабло Пикассо, приемы работы художника;
  • создать условия для развития творческого, критического мышления, способности смотреть на вещи с разных сторон;
  • создать условия для воспитания эстетического восприятия, уважения к любому творческому выражению.
 
  1. Литературно-музыкальный час «Снова выплыла боль души…» по творчеству Сергея Есенина.
 
Цель: показать динамику развития любовной лирики Есенина.
Задачи:
  • расширить представление о любовной лирике Есенина;
  • показать глубину чувств к матери, женщине, любимой, вложенных в поэтические строки;
  • пробудить интерес к личности поэта;
  • закреплять навыки чтения поэтических произведений и их анализа;
  • развивать чувства прекрасного на основе восприятия произведений художественного творчества.
  1. Занятие ко Дню матери «Самая прекрасная из женщин».
 Цели:
продолжить:
  • привитие чуткого, отзывчивого, доброго, вежливого отношения к   женщине – матери;   
  • воспитание чувства гордости за свою семью, уважения к родителям;
  • развитие у учащихся потребности в прекрасном;
 Задачи:      
  • расширить знания учащихся об истории праздника в России и во всём мире;
  • формировать и воспитывать уважительное и заботливое отношение к матери;
 
     6, 13.  Посещение драмтеатра (спектакли «Пелагея и Алька»,  «Лес»).
Главной целью посещения театра является воспитание и привитие учащимся любви к искусству. Театр позволяет детям и взрослым отвлечься от мира компьютерных технологий.

 
  1. Час поэзии «Я встретил Вас – и все былое…» по творчеству  Ф.Тютчева.
Цель: расширить представление учащихся о любовной лирике поэта, о богатстве ее выразительных средств, о своеобразии поэтического дарования поэта;
  1. Вечер-портрет «Живописное мастерство И. Шишкина» (к 185 – летию со дня рождения).
 
     Цель: развитие у детей интереса к живописи И. И. Шишкина.
     Задачи:
  • познакомить с историей создания и сюжетами самых известных картин автора;
  • учить воспринимать содержание пейзажей, понимать красоту природы, которую изобразил художник;
  • формировать представление о выразительных средствах (цвет);
  • воспитывать художественный вкус.
 
  1. Поэзия 2 пол. 20 века.
 
      Цель: приобщение учащихся к миру поэзии второй половины XX века.
      Задачи:
  • познакомить учащихся с тремя направлениями поэзии второй половины XX века: гражданской лирикой (эстрадной поэзией) (А.Вознесенский), «тихой» лирикой (Н.Рубцов), авторской песней (В. Высоцкий);
  • развивать умение чувствовать поэтическое слово;
  • прививать любовь к русской современной поэзии.
 
  1.  Посещение усадебного дома Е.К. Плотниковой (экспозиция «Русское классическое искусство 18 – начала 20 вв»).
 
Цель: воспитание уважения к искусству, истории; умение оценивать в реальной жизни предметы музейного значения; пробуждение интереса к познанию мира искусства и культуры через музей и его коллекции; развитие эстетического вкуса, кругозора.
 

 
  1.  Встреча с поэтом и исполнителем своих песен Л.Г. Уткиной.
Цель: познакомить с интересным человеком, творческой личностью, человеком активной жизненной позиции – Л.Г. Уткиной;
     Задачи:
  • ввести учащихся в мир поэзии Лидии Георгиевны;
  • достичь глубины понимания текста и авторской позиции;
  • продолжить освоение навыков выразительного чтения и анализа поэтического текста, монологической и диалогической речи;
  • учить правильно формулировать вопросы;
  • совершенствовать умение учащихся находить выразительные средства   языка.
 
  1.  Литературно-музыкальный вечер памяти Татьяны Снежиной «Позови меня с собой».
 
Цель: познакомить с творчеством поэтессы Татьяны Снежиной;
определить тематику и проблематику её поэзии; узнать о её жизни как личной, так и творческой.
  1.  (см. №6).
 
  1.  Познавательный час «Гений Леонардо да Винчи» (к 565–летию со дня рождения).
 
Цель: создать в воображении учащихся яркий, запоминающийся художественный образ Леонардо да Винчи, его многогранность и многомерность.

 
  1.  Литературный вечер «Женские судьбы в годы ВОВ».
Цель: раскрытие значения подвига женщины на войне, жертвенности во имя Победы через произведения художественной литературы.
  •  
  • познакомить с литературными произведениями, фильмами, рассказывающими о героических страницах истории нашей страны;
  • способствовать развитию навыка выразительного чтения, речевого этикета;
  •  способствовать повышению информационной культуры учащихся;
  • способствовать пробуждению патриотических чувств учащихся, интереса к истории своей страны через приобщение к поэзии и прозе о Великой Отечественной войне;
  • прививать интерес учащихся к литературе, музыке, искусству;
  • воспитывать чувства сопереживания, сострадания и уважения к старшему поколению;
   16.  Эссе на тему «Внутренняя красота и внешняя».
Цель написания эссе - учиться формулировать свое мнение и уметь его отстоять; развивать навыки письменного изложения личных мыслей и творческое мышление.
Принципы программы:
  •   Личностный принцип - развитие личностных качеств, эстетических чувств, развитие готовности к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.
  •   Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей.
  •   Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.
  •   Принцип творчества – развитие творчества через художественную деятельность, слово, творческую деятельность.
  •   Принцип ответственности – использование учебного материала, способствующего развитию ответственности за собственные слова и поступки.
  •   Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, наглядным. Этот принцип формирует у обучающихся стремление к прекрасному, способствует желанию с радостью выполнять предлагаемые виды заданий и достичь результата.
  •   Коммуникативно – речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры воспитанников, на формирование и развитие у них речевых навыков, главным из которых является навык выразительного чтения.
 
Методы реализации программы:
  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые.
  3.  Стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками.
 
Диагностический инструментарий:
  • метод наблюдения (в ходе всех занятий);
  • диспут на тему «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?»
 (в начале учебного года);
  • анкетирование (начало и конец курса);
  • метод изучения продуктов детского творчества (выразительное чтение стихотворений, создание презентаций, создание творческих работ, эссе и др.) в течение всего учебного года;
  • участие учащихся в мероприятиях и конкурсах художественно – эстетической направленности (конкурсы чтецов, рисунков, творческих работ) разных уровней;
  • устное собеседование;
  • анализ  круга чтения (через  читательские формуляры школьной библиотеки).
 
Ожидаемые результаты.
В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты:
  • повышение интереса к чтению художественной литературы
  • проявление желания познавать, развиваться, творить, делиться радостью познания и творчества с окружающими;
  • обогащение опыта личности, зрительного восприятия и эмоционального мира;
  • способность воспринимать и понимать произведения искусства во взаимосвязи с окружающим миром;
  • желание проявлять такие нравственные качества личности как доброта, гуманность, отзывчивость, способность к сопереживанию и т.д.;
 
 
 
 
 
 
 
 
Список используемой литературы:
Гаджиева, Х. Наглядные пособия в системе художественно-эстетического образования и воспитания учащихся / Х. Гаджиева, // Искусство в шк. - 2007. - № 1. - С. 78-80.
Гура, Е.В. Художественно-эстетическое воспитание в условиях военного суворовского училища / Е. В. Гура, // Методист. - 2013. - № 6. - С. 49-55.
Лавренкова, И.Н. Деятельностные подходы в системе воспитательной работы / И. Н. Лавренкова, // Завуч нач. шк. - 2006. - № 3. - С. 46-57.
Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 790-792.
Олесина, Е. Искусство в нашей жизни: технологические приёмы развития художественно-эстетического сознания школьников / Е. Олесина, // Искусство: прил. к газ. "Первое сент.". - 2006. - 1-15 июля (№ 13) - С. 5 - 6.
Художественно-эстетическое образование и воспитание детей: тема номера // Бюл. регион. опыт развития воспитания и доп. образования детей и молодёжи. - 2011. –
№ 4. - С. 2-40.


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение
 
Метод наблюдения
Критерии оценки уровня развития художественно-эстетической направленности детей:
  • высокий уровень – ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности и разножанровой направленности;
  • средний уровень – выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности, вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны;
  • низкий уровень – характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным видам художественной деятельности.
     
 
Анкетирование
Цель - выявление уровня сформированности эстетической воспитанности у учащихся.

 
Вопрос Ответ
Да Иногда Нет
1 Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты?      
2 Ложась спать, вспоминаешь ли ты места, где тебе понравилось (музеи, театры, выставки, концерты)?      
3 Нравится ли тебе вслушиваться в звуки природы: пение птиц, шум листьев, журчанье ручья и др.      
4 Любишь ли ты выдумывать несуществующих героев и рассказы о них?      
5 Нравится ли тебе рассказывать родителям о чем-то взволновавшим вас (о фильме, о музыке, о книге и т.д.).      
6 Посещаешь ли ты библиотеку?      
7 Любишь ли ты читать стихотворения?      
8 Интересуешься ли ты биографией поэтов и писателей?      
9 Читаешь ли ты какую-либо литературу об искусстве?      
10 Посещаешь ли ты сайты в Интернете, которые рассказывают о классической музыке и живописи?      
В графе «Ответы» ответ «да» оценивается в 3 балла, ответ «иногда» - 2 балла, ответ «нет» - 1 балл.
Обработка анкеты:
30-21 балл – высокий уровень
20-11 баллов – средний уровень
10 и менее баллов – низкий уровень.


Высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности.
Средний уровень - выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности, вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки.
Низкий уровень - характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным видам художественной деятельности.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»