Программа художественно-эстетического воспитания учащихся
«Поэзия мысли и красок»
Емельянова Мария Александровна,
воспитатель первой категории
ГБОУ Архангельской области
кадетская школа – интернат
«Архангельский морской кадетский корпус
имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова»
г. Архангельск, 2016
воспитатель первой категории
ГБОУ Архангельской области
кадетская школа – интернат
«Архангельский морской кадетский корпус
имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова»
г. Архангельск, 2016
Пояснительная записка
«Благо, даруемое нам искусством,
не в том, чему мы научимся,
а в том, какими мы, благодаря ему, становимся.
Уайльд Оскар.
В современных условиях духовно-нравственного возрождения общества важная роль в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения, развитии творчески активной личности принадлежит школе, в частности, предметам художественно-эстетического цикла: литература, искусство (музыка, ИЗО), МХК.
Когда школьник становится старшеклассником, мир, который ему знаком, с которым он прочно связан, уже достаточно велик. Он многое понимает, во многом разбирается, имеет определенный запас знаний и умений, собственное мнение, свои симпатии и антипатии. И среди всего, с чем ему приходится встречаться в жизни, обязательно оказываются явления, определяемые словами «эстетическое», «эстетика». У многих старшеклассников уже развит эстетический вкус, существует представление об эстетическом идеале. И в последующие годы жизни эти встречи с областью эстетического станут шире и многообразней.
Художественно-эстетическое образование, основанное на искусстве, представляет особую значимость для школьников. Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое образование - важнейшая сторона развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического образования как к важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности [Закон "Об образовании в РФ" 2014] [Глава VII] [Статья 64]. Развитию художественно-эстетического воспитания способствуют теоретические и практические исследования отечественных педагогов-ученых конца XX века: Б.Т. Лихачева, В.А. Разумного, Д.Б. Кабалевского, Т.С. Комаровой, Б.Т. Неменского, В.С. Кузина и др. Разработанные ими концепции являются основополагающими и реализуются в различных общеобразовательных и дополнительных образовательных программах.
Работа образовательного учреждения и педагогов должна направляться на оптимизацию художественно-эстетического развития школьников. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира учащихся: литература, музыка, театр, скульптура, живопись, народное творчество. Оно пробуждает у детей эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений
Цель программы состоит в том, чтобы в процессе восприятия, интерпретации произведений искусства формировать у учащихся личностно-ценностное отношение к действительности и искусству, развивать эстетическое сознание, общекультурную и художественную компетентность, способность к самореализации, потребность в духовном самосовершенствовании.
Реализация программы способствует решению следующих педагогических задач по воспитанию учащихся:
создать условия для:
- воспитания эстетического отношения к действительности, к искусству, понимания связей искусства с жизнедеятельностью человека, современной техникой и средствами массовой информации;
- воспитания способности воспринимать и интерпретировать художественные произведения, высказывать собственное отношение к ним;
- расширения и обогащения художественно-эстетического опыта, применения художественных навыков в практической деятельности;
- формирования системы знаний и представлений о сущности, видах и жанрах искусства;
- воспитания художественных интересов, вкусов, морально-эстетических идеалов;
- формирования навыков художественного самообразования и самовоспитания;
- развития творческих способностей;
- формирования коммуникативных навыков;
- воспитания зрительской культуры в театре и музее;
- воспитания нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию.
Исполнители программы: воспитатель, учащиеся.
Срок реализации программы – 1 год.
Количество часов: 20
Особенности реализации программы: программа предназначена для реализации в разновозрастной группе (девушки 8-11 классов), поэтому материал подобран в соответствии с интересами и возрастными особенностями учащихся.
Особое место в программе занимает ознакомление учащихся с художественной литературой, способствующей развитию эстетических и нравственных качеств, речи, интеллекта, закладывающей позитивное отношение к миру.
Старший школьник рассматривает произведение искусства как некое обобщение. Ему близки и доступны произведения, которые обобщают то, что непосредственно пережил он сам. Поэтому старшекласснику более близки задумчивая лирика, объясняющая мир его собственных переживаний, музыка, помогающая выразить себя в пении или в танце.
Активная воспитательная сила литературного произведения заключается в том, что оно не оставляет равнодушным человека, затрагивает в нем самые сокровенные мысли и чаяния, побуждает его к нравственному самовоспитанию, духовным размышлениям, развивает в нем чувства красоты. А стихи поэтов способны пробудить в душах подростков «прекрасные порывы» и «чувства добрые», любовь к книге, чтению.
Тематический план
№ | Дата проведения |
Тема | Количество часов |
1 | сентябрь | Диспут на тему «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?» | 1 |
2 | сентябрь | Литературно – музыкальная гостиная по творчеству М. Цветаевой «Моим стихам…настанет свой черёд». | 1 |
3 | октябрь | Час искусства по творчеству французского художника Пабло Пикассо (к 135 – летию со дня рождения). | 1 |
4 | октябрь | Литературно-музыкальный час «Снова выплыла боль души…» по творчеству Сергея Есенина. | 1 |
5 | ноябрь | Занятие ко Дню матери «Самая прекрасная из женщин». | 1 |
6 | ноябрь | Посещение драмтеатра (спектакль «Пелагея и Алька» по произведению Ф. Абрамова). |
3 |
7 | декабрь | Час поэзии «Я встретил Вас – и все былое…» по творчеству Ф. Тютчева. | 1 |
8 | январь | Вечер-портрет «Живописное мастерство И. Шишкина» (к 185 – летию со дня рождения). | 1 |
9 | февраль | Поэзия 2 пол. 20 века. | 1 |
10 | февраль | Посещение усадебного дома Е.К. Плотниковой (экспозиция «Русское классическое искусство 18 – начала 20 вв»). | 1 |
11 | март | Встреча с поэтом и исполнителем своих песен Л.Г. Уткиной. | 1 |
12 | март | Литературно-музыкальный вечер памяти Татьяны Снежиной «Позови меня с собой». | 1 |
13 | апрель | Посещение драмтеатра (спектакль «Лес» по произведению А. Островского). | 3 |
14 | апрель | Познавательный час «Гений Леонардо да Винчи» (к 565–летию со дня рождения). | 1 |
15 | май | Литературный вечер «Женские судьбы в годы ВОВ». | 1 |
16 | май | Эссе на тему «Внутренняя красота и внешняя». | 1 |
Итого | 20 |
- Диспут на тему «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?».
способствовать:
- сплочению коллектива;
- формированию личной позиции учащихся по проблеме;
- развитию умения дискутировать.
- Литературно – музыкальная гостиная по творчеству М. Цветаевой «Моим стихам…настанет свой черёд».
- продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством М.А. Цветаевой.
- : познакомить с фактами биографии Цветаевой, оказавшими влияние на творчество; рассмотреть разнообразие тематики ее поэзии; на примере отрывков из знакомых кинофильмов показать задушевность и музыкальность стихотворений Марины Цветаевой;
- Час искусства по творчеству французского художника Пабло Пикассо (к 135 – летию со дня рождения).
Задачи занятия:
- изучить основные периоды творчества Пабло Пикассо, приемы работы художника;
- создать условия для развития творческого, критического мышления, способности смотреть на вещи с разных сторон;
- создать условия для воспитания эстетического восприятия, уважения к любому творческому выражению.
- Литературно-музыкальный час «Снова выплыла боль души…» по творчеству Сергея Есенина.
Цель: показать динамику развития любовной лирики Есенина.
Задачи:
- расширить представление о любовной лирике Есенина;
- показать глубину чувств к матери, женщине, любимой, вложенных в поэтические строки;
- пробудить интерес к личности поэта;
- закреплять навыки чтения поэтических произведений и их анализа;
- развивать чувства прекрасного на основе восприятия произведений художественного творчества.
- Занятие ко Дню матери «Самая прекрасная из женщин».
продолжить:
- привитие чуткого, отзывчивого, доброго, вежливого отношения к женщине – матери;
- воспитание чувства гордости за свою семью, уважения к родителям;
- развитие у учащихся потребности в прекрасном;
- расширить знания учащихся об истории праздника в России и во всём мире;
- формировать и воспитывать уважительное и заботливое отношение к матери;
6, 13. Посещение драмтеатра (спектакли «Пелагея и Алька», «Лес»).
Главной целью посещения театра является воспитание и привитие учащимся любви к искусству. Театр позволяет детям и взрослым отвлечься от мира компьютерных технологий.
- Час поэзии «Я встретил Вас – и все былое…» по творчеству Ф.Тютчева.
- Вечер-портрет «Живописное мастерство И. Шишкина» (к 185 – летию со дня рождения).
Цель: развитие у детей интереса к живописи И. И. Шишкина.
Задачи:
- познакомить с историей создания и сюжетами самых известных картин автора;
- учить воспринимать содержание пейзажей, понимать красоту природы, которую изобразил художник;
- формировать представление о выразительных средствах (цвет);
- воспитывать художественный вкус.
- Поэзия 2 пол. 20 века.
Цель: приобщение учащихся к миру поэзии второй половины XX века.
Задачи:
- познакомить учащихся с тремя направлениями поэзии второй половины XX века: гражданской лирикой (эстрадной поэзией) (А.Вознесенский), «тихой» лирикой (Н.Рубцов), авторской песней (В. Высоцкий);
- развивать умение чувствовать поэтическое слово;
- прививать любовь к русской современной поэзии.
- Посещение усадебного дома Е.К. Плотниковой (экспозиция «Русское классическое искусство 18 – начала 20 вв»).
Цель: воспитание уважения к искусству, истории; умение оценивать в реальной жизни предметы музейного значения; пробуждение интереса к познанию мира искусства и культуры через музей и его коллекции; развитие эстетического вкуса, кругозора.
- Встреча с поэтом и исполнителем своих песен Л.Г. Уткиной.
Задачи:
- ввести учащихся в мир поэзии Лидии Георгиевны;
- достичь глубины понимания текста и авторской позиции;
- продолжить освоение навыков выразительного чтения и анализа поэтического текста, монологической и диалогической речи;
- учить правильно формулировать вопросы;
- совершенствовать умение учащихся находить выразительные средства языка.
- Литературно-музыкальный вечер памяти Татьяны Снежиной «Позови меня с собой».
Цель: познакомить с творчеством поэтессы Татьяны Снежиной;
определить тематику и проблематику её поэзии; узнать о её жизни как личной, так и творческой.
- (см. №6).
- Познавательный час «Гений Леонардо да Винчи» (к 565–летию со дня рождения).
Цель: создать в воображении учащихся яркий, запоминающийся художественный образ Леонардо да Винчи, его многогранность и многомерность.
- Литературный вечер «Женские судьбы в годы ВОВ».
- познакомить с литературными произведениями, фильмами, рассказывающими о героических страницах истории нашей страны;
- способствовать развитию навыка выразительного чтения, речевого этикета;
- способствовать повышению информационной культуры учащихся;
- способствовать пробуждению патриотических чувств учащихся, интереса к истории своей страны через приобщение к поэзии и прозе о Великой Отечественной войне;
- прививать интерес учащихся к литературе, музыке, искусству;
- воспитывать чувства сопереживания, сострадания и уважения к старшему поколению;
Цель написания эссе - учиться формулировать свое мнение и уметь его отстоять; развивать навыки письменного изложения личных мыслей и творческое мышление.
Принципы программы:
- Личностный принцип - развитие личностных качеств, эстетических чувств, развитие готовности к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.
- Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей.
- Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.
- Принцип творчества – развитие творчества через художественную деятельность, слово, творческую деятельность.
- Принцип ответственности – использование учебного материала, способствующего развитию ответственности за собственные слова и поступки.
- Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, наглядным. Этот принцип формирует у обучающихся стремление к прекрасному, способствует желанию с радостью выполнять предлагаемые виды заданий и достичь результата.
- Коммуникативно – речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры воспитанников, на формирование и развитие у них речевых навыков, главным из которых является навык выразительного чтения.
Методы реализации программы:
- Словесные, наглядные, практические.
- Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые.
- Стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками.
Диагностический инструментарий:
- метод наблюдения (в ходе всех занятий);
- диспут на тему «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?»
- анкетирование (начало и конец курса);
- метод изучения продуктов детского творчества (выразительное чтение стихотворений, создание презентаций, создание творческих работ, эссе и др.) в течение всего учебного года;
- участие учащихся в мероприятиях и конкурсах художественно – эстетической направленности (конкурсы чтецов, рисунков, творческих работ) разных уровней;
- устное собеседование;
- анализ круга чтения (через читательские формуляры школьной библиотеки).
Ожидаемые результаты.
В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты:
- повышение интереса к чтению художественной литературы
- проявление желания познавать, развиваться, творить, делиться радостью познания и творчества с окружающими;
- обогащение опыта личности, зрительного восприятия и эмоционального мира;
- способность воспринимать и понимать произведения искусства во взаимосвязи с окружающим миром;
- желание проявлять такие нравственные качества личности как доброта, гуманность, отзывчивость, способность к сопереживанию и т.д.;
Список используемой литературы:
Гаджиева, Х. Наглядные пособия в системе художественно-эстетического образования и воспитания учащихся / Х. Гаджиева, // Искусство в шк. - 2007. - № 1. - С. 78-80.
Гура, Е.В. Художественно-эстетическое воспитание в условиях военного суворовского училища / Е. В. Гура, // Методист. - 2013. - № 6. - С. 49-55.
Лавренкова, И.Н. Деятельностные подходы в системе воспитательной работы / И. Н. Лавренкова, // Завуч нач. шк. - 2006. - № 3. - С. 46-57.
Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 790-792.
Олесина, Е. Искусство в нашей жизни: технологические приёмы развития художественно-эстетического сознания школьников / Е. Олесина, // Искусство: прил. к газ. "Первое сент.". - 2006. - 1-15 июля (№ 13) - С. 5 - 6.
Художественно-эстетическое образование и воспитание детей: тема номера // Бюл. регион. опыт развития воспитания и доп. образования детей и молодёжи. - 2011. – № 4. - С. 2-40. |
Приложение
Метод наблюдения
Критерии оценки уровня развития художественно-эстетической направленности детей:
- высокий уровень – ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности и разножанровой направленности;
- средний уровень – выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности, вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны;
- низкий уровень – характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным видам художественной деятельности.
Анкетирование
Цель - выявление уровня сформированности эстетической воспитанности у учащихся.
№ | Вопрос | Ответ | ||
Да | Иногда | Нет | ||
1 | Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты? | |||
2 | Ложась спать, вспоминаешь ли ты места, где тебе понравилось (музеи, театры, выставки, концерты)? | |||
3 | Нравится ли тебе вслушиваться в звуки природы: пение птиц, шум листьев, журчанье ручья и др. | |||
4 | Любишь ли ты выдумывать несуществующих героев и рассказы о них? | |||
5 | Нравится ли тебе рассказывать родителям о чем-то взволновавшим вас (о фильме, о музыке, о книге и т.д.). | |||
6 | Посещаешь ли ты библиотеку? | |||
7 | Любишь ли ты читать стихотворения? | |||
8 | Интересуешься ли ты биографией поэтов и писателей? | |||
9 | Читаешь ли ты какую-либо литературу об искусстве? | |||
10 | Посещаешь ли ты сайты в Интернете, которые рассказывают о классической музыке и живописи? |
Обработка анкеты:
30-21 балл – высокий уровень
20-11 баллов – средний уровень
10 и менее баллов – низкий уровень.
Высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности.
Средний уровень - выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности, вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки.
Низкий уровень - характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным видам художественной деятельности.