Интервью корреспондента Игоря Сорокина с художником
Виктором Авдониным (Санкт-Петербург).
Виктор, мы давно знаем друг друга, поэтому будем на «ты», хорошо? Расскажи, пожалуйста, как рождаются образы твоих картин?
- Игорь, ну и вопросец… Попробую ответить. Я воспринимаю свои работы, как своеобразный образный ряд, извини за тавтологию. В каждой картине образная информация, как бы перетекающая в следующую работу. Я говорю о картинах в серии «динамические образы». Причем процесс, как говорится, зарождается по-разному. Бывает, сразу увидишь – в тенях на сухой траве, в узорах на зимнем стекле, даже в сгустках «грязи» на дороге после дождя… да где угодно. Даже во сне, если запомнил, и, проснувшись ночью, успел сделать наброски чего-то необъяснимого, что просится как-то выразить его - рисуешь и потом видишь, что же это «за такое», что просилось проявиться в нашем мире. То есть, они приходят, либо из мира чувств, мыслей и снов, либо материальный мир даёт намёки на что-то интересное вокруг нас.
- Получается, что главное в искусстве - это поймать импульс, идею?
- Конечно. И не только в искусстве... да в любом виде деятельности. Пойманный и сфокусированный в образе импульс и позволяет воплощать то, что «просится» в нашу окружающую действительность. И, конечно, возникают такие чувства, которые просто требуют от руки иных, линий и форм, цветов и ритмов. О технике в этот момент не думаешь, просто доверяешь себе, а потом удивляешься, чего это я «наваял».
- Я знаю, что ты занимаешься преподавательской деятельностью. Как по-твоему, возможно ли научить человека творчеству?
- Научить творчеству? Думаю, можно, но не по существующей системе образования.
- Какая позиция тебе ближе: картина, к которой относишься как к чему-то возвышенному и недосягаемому или красивой картинке в интерьере?
- Ни то, ни другое… Скорее, картина как носитель особой энергетики. И ещё - для кого-то картина может стать источником настроения и силы.
- Поясни немного, про картину как источник силы. Что ты имеешь в виду?
- Да просто всё…Человеку понравилась картина. Он её оформляет и вешает у себя в гостиной, смотрит и чувствует что-то своё, что-то, что ему нравиться, что заряжает и вдохновляет его.
- Ты долгое время жил на Севере. Повлияла ли северная природа, её краски на твоё мировосприятие?
- Ещё как… Северную природу любил рисовать еще с первого класса школы, а класса с 7-го стал особенно много рисовать цветными карандашами на бумаге, как редактор школьной газеты. Позже стал в рисунках применять гуашь и акварель. Хотелось выразить свой мир и впечатления на бумаге.
- Сейчас немногие люди покупают картины: любую они могут найти в интернете и распечатать на принтере…
- Можно и распечатать, многое можно чего сделать... Но только оригинал обладает воздействием. Фото, интернет, распечатка на принтере - это посредники, которые не могут донести в себе энергетику картины, если, конечно, она в ней заключена.
- Как, по-твоему, в Питере подходящая атмосфера для творчества: и в общем, и в плане востребованности искусства?
- Подходящая атмосфера находится внутри каждого из нас. Поэтому как бы автор не перемещался по пространству и времени - его внутренний мир всегда с ним.Если говорить о востребованности, то понимающие ценители есть всегда. И в наше время открываются новые картинные галереи - значит и востребованность есть… ещё жива.
- Кого из русских художников ты можешь назвать своими учителями? Кого ценишь из нынешних художников и писателей?
- Н. Рерих, братья Васнецовы. (Корин, Рассохин и многие другие.), художники неоакадемического направления 2 половины XIX века.
Кто тебе близок в русской и зарубежной литературе?
- А.С. Пушкин. Драмы Островского, А.К. Толстой. Лучшие произведения русской и советской фантастики. Из зарубежных авторов - К. Дойль, Э. Хемингуэй, Р. Брэдбери.
- Такой философский вопрос: А кто такие творцы? Почему люди творят? Вот ты зачем рисуешь? Только для собственного удовольствия? Или хочешь, чтобы чтобы твои работы видели люди, восхищались, переживали?
- Хороший вопрос… Художники всегда хотят как-то воплотить в материале то, что тревожит, беспокоит…. Как и люди многих профессий. Один автор стремится сделать что-то новое в живописи, ищет себя, другого вполне удовлетворяет дублирование и копирование уже кем-то достигнутых вершин. Каждый работает на своего зрителя. Один зритель - просто обыватель, а другой - новатор. Один автор без особого воодушевления будет на холсте создавать авторское повторение своего оригинала, а в третий раз писать одну и ту же композицию будет мучительно и неинтересно. Иной автор будет многократно копировать произведения других живописцев. Как правило, у него главная цель от такой работы – побольше денег заработать. И тот и другой называют себя художниками. И тут не трудно понять, что настоящий творец всегда первичен. Он творит, потому что хочет, чтобы его мысли и грезы не оставались только в его сознании. Хорошо при этом, чтобы автор получал денежное вознаграждение за труд, пусть минимальное, но делающее независимым. Если этого нет, то нищета загубит творчество. Конечно хочется, чтобы люди видели картины. Даже те художники, которые работают "в стол", не теряют надежды. Думаю, любому автору хочется, чтобы зрители понимали, восхищались, переживали вместе с ним...
- В творчестве многих художников явно отражается дух времени, в котором он живет. Повлиял ли и влияет на тебя наш стремительный век?
- Да… ещё как… Да ты и сам видишь, что каждые 20 лет мир меняется разительно. В советскую эпоху в моей жизни хватало и успехов и неудач. Как-то приспособился, нашел в ней свое скромное место. Была работа художником на Севере, которую я любил и проработал на ней 15 лет. Но ветер горбачевского и ельцинского времени коснулся всех. Минусы и плюсы советской эпохи сменились на плюсы и минусы нынешней. А сейчас снова идет эксперимент, когда из советских людей хотят создать россиян но с капиталистической закваской. Разница между шалашом бомжа и дворцом олигарха такая, которую не помнит мировая история. На эту тему можно много говорить, но что имеем, то и имеем. В «новороссиянские» времена возникла такая социальная система, которую иначе как жестко кастовой и не назовешь. А какое междоусобие царит между русскими. «Нашисты» обязательно хотят бороться с фашистами, коммунисты не любят «жириновцев» и наоборот…
- Согласен ли ты с мнением, что национальное самоощущение как интеллектуальный фактор присутствует в творческом процессе?
- Искусство сегодняшнего дня не просто повернулось лицом к потребителю. Оно стало его лакеем. Это о массовом искусстве. Таких деятелей искусства под девизом «Чего изволите» предостаточно. Или в Питере банкиры его «прихватизировали» очередное здание в стиле «ампир» и решили сделать надстройку с мезонином и приказали разломать «архитектурные излишества». И так по всей России. Деятели культуры ушедших столетий никогда не были холуями. Потому и развивалось искусство. Города были красивыми. Эпохи были красивыми. Каждая страна была ярко индивидуальной. А сейчас низкий ширпотреб в искусстве захлестнул страну.
- Как ты оцениваешь произведения искусства? Нравится - не нравится? Или все-таки существует общепринятые цензурные нормы?
- Когда видишь «картину» с прикрученными проволокой к холсту оловянными солдатиками и электрическими лампочками, купленное за бешеные деньги, так и хочется сказать «какое сказочно богатое у нас государство для немногих». Когда видишь, как люди роются в помойках, так и подмывает выразиться нецензурно о подобных деятелях культуры в двух словах.
- Ты перешел на политику?
- Нет, на жизнь…
- А ответь, нужны ли современному человеку сказки?
- Да конечно…В каждом взрослом живет ребенок. Если же он глух к сказкам, то, как говорится, сам себя обворовал.
- Спасибо.
- Тебе, Игорь, спасибо…
30 марта 2012г. Санкт-Петербург, университет га