Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие речи у детей в разные возрастные периоды

Янькова Анна Сергеевна,
учитель начальных классов I категории
ГБОУ школы №502
Кировского района Санкт-Петербурга

Общие сведения о речи

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов, помогает в познании окружающего мира. Благодаря ей человек приобретает, усваивает знания и передает их.

Речь – средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении.

Речь выполняет три функции: общения, познания и регулятора поведения.

Формы речи: устная и письменная.

Развитие речи в младенчестве

Младенчество рассматривается как подготовительный этап в развитии речи, когда закладываются предпосылки, во – первых, понимания речи взрослых (развитие речевого слуха), во – вторых, активного употребления слов (развитие речевых артикуляций). Реагировать на слова взрослых ребенок начинает очень рано. На 3 неделе он сосредоточивается на голосе взрослого.  В возрасте 2 – 4 месяцев издает характерные звуки («к-к», «х-х»). Около 4 месяцев гукание сменяется гулением. На 5 – 6 месяце ребенок произносит звуки и производит разнообразные движения, чтобы обратить на себя внимание взрослого. После 6 месяцев в речи младенца появляется лепет – слоги и звуки, которые перемежаются смехом и сопровождаются движениями. Во втором полугодии первого года жизни ребенок устанавливает связь между словом и предметом или действием. Первоначально дети лучше понимают не слова, а жесты взрослого. В возрасте 7 – 8 месяцев младенец выполняет разученные движения при их назывании взрослым: «Встань», «Сядь». В 9 – 10 месяцев малыш понимает элементарные поручения «Дай ложку». В 10 – 11 месяцев ребенок выбирает предметы по словесному указанию взрослого. После 10 месяцев в речи малыша можно услышать слова или обрывки слов, которые сочетаются с движениями и мимикой. К концу первого года жизни в активную речь ребенка включается от 4 до 20 слов. Самое гласное достижение состоит в том, что слова приобретают предметную отнесенность, создавая основу для освоения ребенком их значений. На первом году жизни возникают предпосылки слушания. Малыш сосредоточивается не только на разговоре взрослого, но и на звучании песенок или небольших стихотворений.

Формы общения у младенцев

Форма общения в первом полугодии младенца – ситуативно – личностная. Она появляется, когда дети еще не овладели хватательными движениями целенаправленного характера. Взаимодействия со взрослым разворачивается в это время на фоне общей жизнедеятельности.

От 6 месяцев до 2 лет формируется ситуативно – деловая форма общения. Это общение, протекающее на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого.

Если в этом возрасте ребенок будет лишен общения и внимания или ограничен в контактах с взрослыми, то развивается глубокая физическая и психическая отсталость – госпитализм. Причиной госпитализма является неудовлетворение базовых социально – психических потребностей, эмоциональное равнодушие к ребенку и отсутствие доброжелательного внимания со стороны близких взрослых.  

            Развитие речи в раннем детстве

В раннем возрасте малыша усложняется общение с взрослыми. На первых порах речь ребенка мало похожа на речь взрослого. В возрасте 1 год 2 мес. – 1 года 3 мес. Возникает подражание взрослому по инициативе ребенка, малыш повторяет за ним слова, фразы. Бурное развитие предметной деятельности после полутора лет приводит к появлению в речи малыша глаголов, связанных с действием и выражением требований. В возрасте около двух лет ребенок задает многочисленные вопросы о названиях предметов, что приводит к скачкообразному увеличению активного словаря. Если к 2 годам словарный запас ребенка состоит из 300 – 400 слов, то к концу 3 года  - из 1000 – 1500, причем встречаются все части речи. К концу 3 года жизни в речи дошкольника появляются слова с обобщающим значением: «овощи», «одежда». После 1,5 лет движения, звуки и жесты все более заменяются словами, которые превращаются в полноценное средство общения. В возрасте 1 года 8 мес. – 1 года 10 мес. В речи ребенка появляются двусловные предложения. После 1 года 10 мес. Малыш начинает употреблять предложения, состоящие более чем из двух слов. В них он включает свое имя. На втором году жизни ребенка появляется особая форма речи – ситуативная. На третьем году жизни возникает описательная речь. Теперь ребенок различает предметы по признакам, количеству и передает эти различия в речи. Он воспроизводит услышанные стихи, сказки, песенки. Речь включается в игру, отражая в ней реальные жизненные ситуации. Появляется способность разговаривать с персонажем игры. Поведение ребенка начинает подчиняться словесной инструкции взрослого. Важнейшим достижением в развитии и понимании речи является овладение слушанием. В возрасте 1-3 лет интенсивно формируется речевое внимание, умение сосредоточиться не только на звуковой стороне слова, но и на его содержании. Ребенок уже понимает содержание небольших литературных текстов.

Развитие речи в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. В младшем возрасте продолжают уточняться и закрепляться правильная артикуляция и внятное произношение гласных и согласных звуков. В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные  качественные и количественные изменения. К 4 годам ребенок осваивает до 1900 слов, к 5 – до 2000 – 2500, а к 6 – 7 годам  - до 3000 – 7000 и активно использует около 2000. Число существительных и глаголов растет быстрее, чем число прилагательных. В общении со взрослым ребенок чаще использует невербальные средства, считая, что взрослый его понимает. Взаимодействуя с ровесником, ребенок настойчиво стремится быть понятым, опираясь на максимально ясные, четкие и однозначно понимаемые речевые средства. Поэтому речь детей со сверстником становится связной и лексики более разнообразной, более вариативной, богатой и менее ситуативной, чем в общении со взрослым. На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности.

Виды речи у дошкольников

Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Единицей речи становится не слово, а предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением  грамматического строя речи.

Объяснительная речь – самая сложная форма речи в дошкольном возрасте. Она опирается на развитие мышления и требует от ребенка умения устанавливать и отражать в речи причинно – следственные связи. Объяснительная речь интенсивно развивается в совместной со сверстниками деятельности, когда нужно договориться об общей игре, труде, выбрать тему рисования и объяснить товарищу способы действия.

Функции речи у дошкольников

Интеллектуальная функция речи выступает орудием мышления. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности.

Интеллектуальная функция речи переплетается с коммуникативной. Развитие понимания речи в дошкольном возрасте связано с выполнением поручений взрослого, знакомством с литературными произведениями.

В дошкольном возрасте возникает и саморегулятивная функция. Речь ребенка все больше включается в его деятельность, выполняя функцию планирования: принятие решения и планирование его практического выполнения. На основе планирования практическая и умственная деятельность становятся произвольными и целенаправленными.

О развитии знаковой функции речи у дошкольника говорит осознание ребенком звукового строения слова и словесного состава предложения, что создает предпосылки для обучения грамоте. Старшие дошкольники определяют последовательность всех звуков в слове.

Развитие речи в младшем школьном возрасте

Речь является одним из важнейших психических процессов младшего школьника.

Одной из функций речи является коммуникативная. Речь младшего школьника разнообразна по степени произвольности, сложности, планирования, но его высказывания весьма непосредственны. Часто это речь – повторение, речь – называние, у ребенка может преобладать сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь.

Особенностью развития речи в младшем школьном возрасте является формирование письменной речи, хотя она во многом беднее устной, однообразнее.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»