Дидактический потенциал стихотворения
Семёнова Надежда Игоревна, к.т.н.,
заместитель директора по НМР, учитель математики,
ГБОУ средняя школа №10
с углубленным изучением химии Санкт-Петербурга
Я старомоден – мне без рифмы трудно.
Г.Бланштейн
Любой словесник привычно работает со стихотворением на уроке литературы: мы стараемся учить школьников на лучших образцах отечественной и зарубежной классики, на прекрасных стихах любимых детских поэтов. Анализируя и обсуждая поэтические строки, наши ученики развивают свою речь, учатся логически мыслить и понимать глубокие человеческие чувства. Богат и красочен спектр изучаемой поэзии в школьном курсе литературы: от ямба до анапеста, от хокку до романа в стихах. Фонетическому аспекту также уделяется немало внимания: на уроках русского языка рассматриваются примеры аллитерации и ассонанса.
Однако стихотворение обладает не только потенциалом для формирования личностных и коммуникативных качеств учащихся, оно представляет интерес для учителя с методической точки зрения – как средство обучать весело, как способ просто говорить о сложном.
Использовать стихи с дидактической целью возможно абсолютно на любом уроке любого учебного предмета.
Отлично активизируют познавательную активность буриме и синквейн. Эти игры полезны как в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, так и для оценки понятийного багажа учащихся.
В качестве примера можно привести синквейн о русском языке:
Русский язык.
Великий, могучий.
Читать, говорить, думать.
Его каждый выучить должен.
Богатство.
Каждый учитель-предметник имеет в своей методической копилке набор рифмованных мнемонических правил, облегчающих запоминание учебного материала. Например, список глаголов-исключений, относящихся ко второму спряжению, удобнее выучить в стихах:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть.
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их «на Е» спрягать нельзя!
Для описания свойств изучаемых на уроке объектов можно также использовать стихи. К примеру, рассмотреть междометие как часть речи поможет забавное стихотворение А.Тетивкина.
– Мне, сказало Междометье, –
Интересно жить на свете:
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрёк, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово «АХ!».
У кого тяжёлый вдох,
Произносят слово «ОХ!».
Кто встречается с бедой,
Произносит слово «ОЙ!».
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово «ЭЙ!».
У кого захватит дух,
Произносит слово «УХ!».
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!
Методика русского языка находит в поэзии неистощимый кладезь для составления упражнений. Прекрасный материал для проверки знания орфографии и пунктуации, для морфемного разбора слов и синтаксического разбора предложений предоставляют стихи детских поэтов. Ниже приведены примеры подобных заданий.
1) Прочитай стихотворение. Вставь пропущенные буквы и выдели орфограммы.
Мы с приятелем вдвоём
Просыпаемся,
Встаём,
Открываем настежь двери,
В школу с книжками беж_м…
И гуляют наши звери
По квартирам по чуж_м.
Забираются уж_
К инженерам в чертеж_.
Управдом в постель лож_тся
И встаёт с неё дрожа:
На подушке не леж_тся –
Под подушкой два ежа!
Раньше всех чиж_ встают
И до вечера поют.
Дворник радио включает –
Птицы слушать не дают!
С.Михалков
2) Прочитай стихотворение. В каждом предложении подчеркни главные члены. Разбери по составу выделенные слова. Назови существительные, обозначающие профессии.
План на бумаге чертил инженер.
Место под стройку отвёл землемер.
Каменщикровные стены сложил.
Кровельщик шифером крышу покрыл.
Рамы оконные сделал столяр.
Стены и двери покрасил маляр.
Плотник паркетом полы настелил.
Слесарь горячую воду пустил.
Электролампы повесил монтёр.
Парты со склада доставил шофёр.
Мастер дорожный асфальт проложил.
В парке цветы садовод посадил.
Вот сколько было закончено дел,
Чтобы за партой ты в школе сидел!
А.Тетивкин
3) Прочитай стихотворение А.Шевченко. Выбери и объясни написание заглавных и строчных букв. Обрати внимание на то, что каждую строчку стихотворения принято начинать с заглавной буквы. Сосчитай, сколько всего человек в семье.
На скамейке сидела (С,с)емейка.
Сосчитать ту (С,с)емейку сумей-ка.
(С,с)ёстры: (С,с)вета, (Н,н)астёна, (О,о)ксана.
(Д,д)ед (С,с)тепан и пять (В,в)нуков (С,с)тепана!
(С,с)аша, (С,с)лава, (С,с)ерёжа, (И,и)ван.
Пятый (В,в)нучок в честь (Д,д)еда – (С,с)тепан!
(П,п)апа, (М,м)ама и (Б,б)абушка (К,к)сюша,
Что пришла разговоры послушать.
Вот какая большая (С,с)емейка!
Сосчитать ту (С,с)емейку сумей-ка!
4) Прочитай стихотворение. Вставь пропущенные буквы и выдели орфограммы. Подчеркни имена собственные.
Какие словосочетания образованы со словом несёт? Объясни смысл каждого словосочетания.
Семён портфель несёт в руке,
Павлуша – двойку в дневнике.
Серёжа сел на п_роход –
М_рскую вахту он несёт.
Андрюша ходит в с_лачах –
Рюкзак несёт он на пл_чах.
Задиру Мишу Пётр побил –
Несёт потери Михаил.
Степан не закрывает рот:
Он чепуху весь день несёт!
М.Яснов
Одно и то же стихотворение можно использовать для построения заданий разного рода. Возьмем для примера отрывок из стихотворения А.Блока «На лугу» и на его основе создадим упражнения для проверки орфографии (1), на осмысленное чтение (2) и развитие речи (3).
Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звончее
Над лугом голоса.
1) Прочитай стихотворение. Вставь пропущенные буквы и выдели орфограммы.
Л_са вдали в_днее,
С_нее н_б_са,
Заметней и ч_рнее
На пашне п_л_са,
И детские зв_нчее
Над лугом г_л_са.
2) Расположите строки последовательно, чтобы получилось осмысленное стихотворение. О каком времени года идет речь?
На пашне полоса,
Леса вдали виднее,
И детские звончее
Синее небеса,
Над лугом голоса.
Заметней и чернее
3) Прочитай записанные ниже строчки и вставь недостающие слова так, чтобы получилось рифмованное стихотворение.
Леса вдали виднее,
Синее ____________,
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звончее
Над лугом ___________.
Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что стихотворение является мощным дидактическим ресурсом, всего лишь несколько аспектов которого были рассмотрены в данной статье, и дает учителю бесконечное число возможностей творчески подойти к построению урока.