Санкт-Петербургские ведомости
Выпуск № 043 от 13.03.2012
Люди Игрек
Они не подстраиваются под компанию, та все чаще подстраивается под них
Людмила ПУШКИНА
«Миллениалы», «сетевое» поколение, эхо-бумеры, поколение Питера Пена, поколение Y – сегодня мы слышим о них все чаще, а руководители и HR-менеджеры старательно решают, как же с ними лучше работать и чем мотивировать. О том, что же это за люди такие, как их распознать в качестве коллег и как с ними работать, – предлагаемый ниже материал.
Сначала необходимое пояснение. Родоначальниками теории поколений являются американцы Нейли Хоув и Уильям Штраус – именно они в 1991 году изучили ценности среднего класса своей страны. В России применение этой теории имеет свою специфику, поскольку события, под влиянием которых у нас формировались поколенческие ценности, несколько разнятся.
Итак, по мнению американских ученых, с начала ХХ века существовало уже пять поколений.
Родившиеся в 1900 – 1923 годах были причислены к GI – «поколению победителей». Их ценности складывались до 1933 года, в России это происходило под влиянием революционных событий 1905 и 1917 годов, коллективизации, электрификации. Трудолюбие и ответственность, а также приверженность идеологии были отличительными чертами человека этого поколения как работника.
Следом за ними с 1923 по 1943 год на свет появилось «молчаливое поколение», формировавшееся до 1953 года и отличавшееся, по наблюдению американских основателей теории, терпеливостью и законопослушанием. У нас решающее влияние на этих людей кроме Великой Отечественной войны оказали сталинские репрессии, восстановление разрушенной страны, открытие антибиотиков. Среди главных ценностей этого поколения – преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение.
Поколение беби-бумеров, связанное с всплеском рождаемости, пришло в этот мир в 1943 – 1963 годах и «росло» до 1973 года, в СССР – под влиянием советской «оттепели», покорения космоса, существования мировой супердержавы и холодной войны. Как работники эти люди оптимистичны, заинтересованы в личностном росте и вознаграждении, в то же время их отличает коллективизм и командный дух.
1963 – 1983 годы (воспитание, соответственно, шло до 1993-го) – появление «поколения икс», или «неизвестного поколения». Продолжение холодной войны, перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане – все это, по мнению специалистов, сформировало готовность этих людей к изменениям. Их характеризуют глобальная информированность и техническая грамотность, а также индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, прагматизм, надежда на себя. Но и это сильное и многочисленное поколение чувствует, что молодежь наступает ему на пятки.
А молодежь – это как раз и есть «поколение Y», на котором мы попытаемся поподробнее остановиться в этих заметках.
Годы рождения «игреков» – 1983 – 2003. Ценности продолжают формироваться и сейчас.
Поскольку главной чертой этого времени стала всеобщая информатизация, их называют поколением Сети – они все больше времени проводят в Интернете и являются постоянными пользователями различных медиаресурсов. Эти вчерашние студенты сегодня сами формируют тренды общественного развития и уже комфортно чувствуют себя на рынке труда.
Игреки, как правило, не получили такого глубинного фундаментального образования, как Иксы, и многие из них предпочли развиваться одновременно в нескольких областях. Они отличаются высокой обучаемостью, разносторонностью и быстрой адаптацией, поэтому у многих к 23 годам имеется уже не один диплом об образовании, зачастую в абсолютно разных сферах, что отражается и на их поведении на рынке труда. В их среде очень востребованы краткосрочные курсы переподготовки и повышения квалификации, помогающие сэкономить время, высоко ценимое ими.
Хотя представители поколения Y – это в большей степени люди с высшим образованием, они не всегда становятся «белыми воротничками» и нередко находят себя в самых разных сферах бизнеса, будь то производство и добывающая промышленность или, скажем, государственная служба. Учитывая способности и любовь молодежи к новым технологиям, многие из них в отличие от поколения Х легко осваивают профессии, связанные с коммуникациями и IT. Также Игреки с удовольствием покоряют и совсем новые сферы, где еще нет конкуренции.
«У представителей поколения Y другие ценности, чем у их предшественников, и карьерный рост не является для них основой успеха. Им важнее попробовать себя сразу в нескольких областях, развивая свою личность и получая от работы удовольствие, – говорит Наталья Шевчук, директор Санкт-Петербургского офиса рекрутинговой компании «Бигл». – Однако для HR это означает, что удержать и мотивировать такого работника становится все сложнее: Игреки, как правило, имеют завышенные ожидания от работы и зачастую не готовы подстраиваться под компанию. Им важно чувствовать себя комфортно на рабочем месте, получать дополнительное образование за счет работодателя, иметь достаточно свободного времени и при этом достойную материальную компенсацию».
Эти молодые люди, надо заметить, уже избалованы вниманием работодателей. Многие предприятия активно развивают свой HR-бренд именно для их привлечения. И не зря: Игреки оптимистичны, легко адаптируются к корпоративной среде, уверены в себе, ценят самовыражение и развитие, нацелены на результат и заинтересованы в успехе. Они, как уже было сказано, «на короткой ноге» с новыми технологиями и заинтересованы в их освоении.
Сегодня перед бизнесом стоит важная задача – привлечь, мотивировать и удержать молодого специалиста. Чтобы успешно с ней справиться, работодатели должны помнить: в отличие от типичного представителя поколения Х, который с удовольствием работает за идею, Игреки не желают посвящать свою жизнь работе. Они хотят, чтобы работа была интегрирована в их существование и давала возможность развиваться, не забывая про личную жизнь. В таких условиях важно найти баланс между интересами работодателя и работника. Эта проблема, отмечают аналитики рынка труда, выходит далеко за рамки рекрутмента, сегодня необходимо изменение бизнес-процессов компании под потребности Y, адаптация компании под сотрудников.
Именно поэтому все более востребованными становятся гибкие графики работы, удаленная работа, а также образовательные программы. Кроме того, представители поколения Y как никакого другого ценят удобство, комфорт и эстетику, и многие успешные компании уже взяли это на вооружение, превращая свои офисы в настоящие оазисы уюта и красоты.
И еще такой совет. Работодателю не следует заковывать своих молодых сотрудников в рамки жестких должностных обязанностей, Игрекам важна самореализация, воплощение их идей в жизнь.
Статья взята с сайта Санкт-Петербургские ведомости