О.Д. Владимирская
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок учился хорошо, поскольку считается, что хорошие оценки служат залогом будущих успехов.
Но отношение к отличникам среди сверстников, мягко говоря, неоднозначно. Можно рассмотреть вот такие, наиболее распространенные варианты мнений:
1. Отличники подлизы, зануды, «ботаники», порождают отчужденное, а то и негативное отношение к себе.
2.Отношение к отличникам зависит от личных качеств: «зубрил» – не любят; одаренных и успешных – уважают.
3. Отношение к отличникам зависит от того, насколько в данном образовательном учреждении оно рассматривается как ценность.
4. Все отличники имеют особые отношения с учителями и этим беззастенчиво пользуются.
5. Отличники «по жизни» чаще неудачники, чем успешные люди. Они не вписываются в современную жизнь.
Этот ряд, возможно, надо продолжить, но именно эти темы легли в основание исследовании, выполненного на кафедре психогенетики МГУ при поддержке фонда им. Д.С. Лихачева в 2005 году. Серия исследований, проведенных сотрудниками кафедры, дает возможность сравнить бытующие в обществе стереотипные представления об отличниках с реальной жизненной ситуаций бывших школьных отличников: как они описывают себя, свои проблемы и достижения, их отношения с другими людьми. Вот что получилось:
1.Действительно, отличники в школах оцениваются по-разному, но мнение о негативном отношении к отличникам в школьной среде не подтвердилось.
2.Если отличника и оценивали негативно, то только за счет его личностных качеств, даже если он был из категории «одаренных».
3. Действительно, в школах, где понятия обучение, образование имеют ценность , отношение к тем, кто хорошо учится, намного лучше, чем, например, в спортивных классах, но и там оно скорее уважительное, чем уничижительное.
4. «Учителя во всех школах отличников любят, на олимпиадах они побеждают и вообще хлопот с ними нет», - так считают почти все респонденты. Превосходство отличников в большой степени культивируется учителями, их постоянно ставят в пример, их хвалят чаще других – это раздражает и дает возможность отличнику действительно начать ощущать свое превосходство.
5.Еще один стереотип приписывает отличникам несамостоятельность, хотя они вполне способны активно действовать: выбирать свой вуз, отделяться от родителей, уезжать в другой город и т. п.
80% изучаемых «отличников» выбрали вуз самостоятельно, имеют работы по специальности - 68%. Более того,70% из тех, кто в школе был отличником, во взрослом возрасте получает удовольствие от работы.
Самый, пожалуй, опасный миф – жизненная неуспешность отличников. В действительности же они, как правило, достигают поставленных целей. Отметим интересную динамику: в середине 90-х годов половина владельцев собственного бизнеса были бывшими троечниками, а отличников среди владельцев бизнеса было совсем немного. Сегодня (2009) 56% владельцев бизнеса и топ менеджеров – хорошисты, еще 22% - отличники. Они владеют такими видами бизнеса, который в 90-ые годы был незаметен. Это и инновационные компании, современные производства, биотехнологии, фармацевтическое производство и т.д.
Главный миф о том, что школьный отличник неуспешен и неактивен, плохо приспособлен к жизни, – не состоятелен.
Увеличение доли образованных людей положительно скажется на развитии общества, так что имеет смысл задуматься над тем, стоит ли пренебрегать образованием, надеясь на возможность создания «быстрого» бизнеса. Он сейчас уже не актуален! Вкладываться стоит в то, что будет развивать, науку, производство, информационные технологии.
УРА ОТЛИЧНИКАМ!