Интернет-сети: прогресс или регресс в обучении
Мальгина Вера Борисовна,
учитель физики, ГБОУ Центр образования №80
Центрального района Санкт-Петербурга
Прогресс, без устали колес сцепленье,
То движет что–нибудь, то давит под собой.
Виктор Гюго
Интерне́т (англ. Internet) — всемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на базе IP и маршрутизации IP-пакетов. Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины (World Wide Web, WWW) и множества других систем (протоколов) передачи данных. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть, в обиходе иногда употребляют сокращённые наименования ине́т, нет.
В течение последних пяти лет Интернет достиг аудитории свыше 50 миллионов пользователей. Другим средствам коммуникации требовалось гораздо больше времени для достижения такой популярности:
Информационная среда |
Время, лет |
Радио |
38 |
Телевидение |
13 |
Кабельное телевидение |
10 |
Интернет |
5 |
Так почему же человек так быстро осваивает пространство интернет - сети?
Для меня вопрос понятен: без применения новых технологий прорыва в образовании не будет. Надо осваивать эти пространства, иначе детям будет скучно на уроке. Те данные, которые представлены в таблице, я взяла из опроса учащихся 2 классов (10 и 11).
Интернет – сети |
|||
Прогресс (добро) |
Регресс (зло) |
||
1 |
Можно скачать в свою электронную книгу все учебники и часть художественной литературы по школьной программе. Можно готовиться к экзаменам. |
1 |
В интернете информация не всегда достоверная. Держать книжку в руках теплее. |
2 |
Я начал учиться играть на гитаре, но ее у меня еще нет. С помощью «видеообучения» по интернету я прохожу практику игры на гитаре Можно изучать иностранные языки, находить необходимую информацию, картинки, видео, модели для того, чтобы сделать презентацию для урока. |
2 |
Зло для всего человечества, т.к. многие люди, особенно дети, проводят очень много времени у компьютера, а иногда и не спят по ночам. И какая учеба после бессонной (ых) ночи (ей)?? Никакая! Какое здоровье?? |
3 |
Можно в режиме online посмотреть об интересных событиях в мире, например затмение солнца. |
3 |
Интернет – сети иногда используют для мошенничества. Не посещайте «плохие» сайты! Скорее бы приняли закон, который запретил работу таких сайтов. |
4 |
С использованием «Электронных уроков и тестов» нам стало интереснее, т.к. на уроке можно пройти новый материал, увидеть модели физического процесса, но еще сразу же проверить свои знания. По теме урока нам показывают видеоролики из Youtube и программы «Галилео». Например, «Неньютоновская жидкость». Из видеороликов мы узнаем много нового и даже неожиданного для себя, а потом самому хочется попробовать сделать модель или прибор (например «электростатическая защита» из уголков и сетки - проводили эксперимент: получилось!). |
4
|
Зависимость от компьютера у детей с раннего возраста. Говорят «завис» или «живет» в сети. Среди моих знакомых есть ребята, которые не смогли окончить школу, потому что «жили» в сети. Говорят им там очень интересно и не скучно, а почему же тогда возникло выражение «одиночество в сети»? |
5 |
Появилась интерактивная доска SMART. Новая и очень многообещающая установка. *см.примеч. |
5 |
Интернет – международная свалка. Как научиться не попадать в гущу грязи и выбирать то, что тебе необходимо? |
6 |
Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. «За» – много информации за считанные минуты и иногда даже секунды! «Против» - теряется зрение , плохо развивается наше тело, искривляется позвоночник. |
||
7 |
Новые технологии не могут быть злом. |
||
8 |
Лет через 20 максимум без интернета уже никто не сможет прожить! |
*Примечание.
Сравнительные возможности применения средств обучения.
Средство |
Возможность |
Меловая доска |
Написать и стереть надпись тряпкой, лучше влажной. Использовать цветные мелки. |
Интерактивная доска |
Работать с целым комплексом внешних устройств – проектором, особыми маркерами, компьютером, DVD плеером, аудиосистемой, видеомагнитофоном, видеокамерой. Проектировать любую интерактивную модель, анимацию, чертеж, видеофрагмент. Приостановить процесс и вновь его начать. Сделать надпись маркерами разных цветов. Сохранять запись с ИД в компьютере. Редактировать и распечатывать то, что написано на доске. Применять разнообразные презентационные функции: · эффект «шторки» – затенять изображения; · «мультиэкран», когда одинаковые данные появляются в двух зонах доски и можно вызвать двух учеников; · «функция маски» – ограничивать изображение в рабочем поле и сдвигать изображение в любом направлении. Управлять с помощью курсора мыши, особой ручки (маркера), пальца (сенсорная поверхность). Создавать объекты поверх программных продуктов (Word, Excel, PowerPoint и пр.) Создавать коллекции образовательных материалов в программном обеспечении, прилагаемом к ИД |
Как видно из представленного перечня возможностей средств обучения, технические возможности интерактивной доски не просто больше по количеству, это совсем другой уровень представления, изменения и запоминания информации.
Так все-таки, интернет – сети - это прогресс или регресс? По – моему, конечно же, прогресс. Но нужно думать об участниках обучения (учитель - ученик). Прописывая методику применения ИКТ, необходимо оптимизировать время непосредственной работы ученика с компьютером. Важно учесть, что если учащийся и будет работать с техникой оптимальное количество времени, то учитель будет находиться в еще более сложном положении, т.к. будет использовать ее на протяжении всего рабочего дня.