Мой педагогический путь
Романова Лариса Вениаминовна,
руководитель ОДОД, учитель русского языка
и литературы ГБОУ школа №217
Красносельского района Санкт-Петербурга
Профессиональная биография
Пересматриваю старые школьные фотографии.
Уютная светлая школа, торжественная линейка, одноклассники, улыбки, цветы, педагоги, любимый учитель литературы. Перед глазами родное лицо… Его я знаю давно. Хорошо знаю этот твёрдый взгляд, две милые морщинки у рта, особенно заметные во время разговора. Знаю хорошо, ведь с самого раннего детства вглядываюсь и вглядываюсь, пытаясь помимо услышанных слов уловить что-то более важное – невысказанное…
На уроки литературы я всегда спешила, замирая в ожидании: чему сегодня научит меня мой учитель, к какому выводу подведёт, к каким размышлениям подтолкнет, какие открытия мы вместе сделаем. К этим урокам я готовилась особенно тщательно, засиживаясь допоздна над «Войной и миром», пытаясь понять загадку Наташи Ростовой…
С каким удовольствием слушала я своего любимого учителя, ловила каждое слово, восхищалась точностью слова, богатой речью, удивлялась неожиданным мыслям, следила за выразительной мимикой, стеснялась улыбке, направленной в мою сторону, ревновала к одноклассникам, получившим похвалу, копировала жесты, запоминала и ловила себя на потаённой мысли – быть похожей…, и гордилась! Боже мой, как гордилась…
Нет, я совсем не мечтала стать учителем. На горизонте моего будущего вырисовывалось гордое «Журналист». Но вечера незаметно пролетали за поглощением классики, поэзия увлекала в мир любви, красоты и грёз. Литература становилась моим увлечением, моей жизнью…
Вот и в университете на втором курсе филфака как-то неожиданно для самой себя решила перейти с кафедры журналистики на кафедру зарубежной литературы.
Горы книг не утомляли. Появлялись мысли, внутри зрело что-то сильное, о чем хотелось размышлять, спорить.
Третий курс. Практика в школе. Шестой класс. Первые уроки. Передо мной распахнутые глаза детей. И взахлёб – о том, что переполняло…
Не нужно задаваться вопросом, где же я оказалось после окончания университета. Конечно, в школе! Я здесь – до сих пор. Двадцать лет пролетели как-то совсем незаметно.
Причём теперь уже я улавливаю знакомые с детства нотки в своём голосе, в своём отношении к детям. Я также направляю свою улыбку только этому мальчишке, я незаметно для остальных поощряю взглядом именно эту девчушку, что во все глаза смотрит на меня.
На протяжении всей своей жизни я чувствую влияние моего учителя. Нет, я не спешу в школу раз в пятилетку, чтобы еще раз поговорить, насладиться общением с дорогим мне, таким родным по духу человеком. Я могу позволить себе общаться с ним намного чаще, я говорю с ним, как только почувствую жажду слова, понимания, единения. Ведь мой учитель так и остался для меня моими первым и единственным УЧИТЕЛЕМ и НАСТАВНИКОМ. Мой школьный учитель – моя мама! Именно она, как никто другой, понимает мое увлечение школой, неуемную жажду самообразования. Определенно, очень многое я переняла у нее: глубокое уважение к своей профессии и коллегам, а также неподдельный интерес ко всему, что связано с детским миром, современным образованием.
Педагогическое кредо
Стойким убеждением человека является жизненное кредо. Кредо означает «верю».
Во что верю я?
Я верю в то, что каждый ребёнок талантлив, но талантлив по-своему.Ипедагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. И я как педагог должна разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества.
Рада, что судьба дала мне в свое время возможность стать педагогом. На протяжении 20 лет я прихожу в школу и встречаюсь с самой большой ценностью на земле – с детьми. Врачам доверяют здоровье людей, а нам, педагогам, доверено в детях всё. И я должна приложить максимум усилий, чтобы дети чувствовали себя в школе комфортно. Ведь «ребёнок – это цветок, который распускает свои лепестки тогда, когда ему комфортно и интересно, и вянет, когда ему не хватает теплоты».
Рада, что в сентябре 2012 года приступила к обязанностям руководителя Отделения дополнительного образования детей в школе № 217. Нынешний директор школы Калиберда Светлана Николаевна на тот момент предоставила мне возможность реализовать свои организаторские и творческие способности в Отделении дополнительного образования детей. На сегодняшний день в должности руководителя я – неполных четыре года.
Школьное отделение дополнительного образования детей для меня – самая удивительная страна, в которой каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, необычного. Здесь нет времени скучать и тратить время впустую. Здесь я могу реализовать и педагогические умения, и личное творческое начало, и лидерские качества.
Моя миссия организатора дополнительного образования детей в школе: – создать такие условия, чтобы все: и педагоги, и дети – были открыты навстречу новым идеям;
– помочь педагогам в каждом ребёнке сформировать яркую, интересную личность, раскрыть детский талант и стать успешным;
– и стать успешным самому (ведь рядом с талантливыми детьми другим быть нельзя).
А что нужно, чтобы быть успешным организатором дополнительного образования в школе, неся на своих плечах большую управленческую нагрузку и ответственность?
Какими же качествами должен обладать руководитель ОДОД в школе?
На первое место я бы поставила образованность и компетентность. Компетентность – это способность действовать на основе знаний и умений. Далее – способность творчески решать проблемы, принимать решения, брать ответственность за их последствия и предвидеть варианты. Я всеми силами стремлюсь к этому.
Деятельность руководителя и педагога предполагает непрерывное самообразование и рост профессиональной компетенции. С этой целью постоянно повышаю свой профессиональный уровень, изучая нормативные документы, научно-методическую литературу, посещая ежемесячно городские и районные семинары руководителей ОДОД по плану ИМЦ, участвуя с 2013 года во всероссийских и городских семинарах – вебинарах в Центреповышения квалификации педагогов и дополнительного образования «АНЭКС».
В 2013 году повышала квалификацию на дистанционных курсах
педагогического университета «Первое сентября» по модальным курсам различной тематики.
В течение 2014-2015 учебного года обучалась на курсах повышения квалификации по теме: "Мониторинг результативности образовательного процесса в системе дополнительного образования детей" на базе Городского Центра Развития Дополнительного Образования ГБНОУ "Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных". С октября 2015 года обучаюсь там же на курсах по теме: «Андрагогические аспектыработы с педагогами в образовательной организации дополнительного образования детей».
Могу твердо сказать, что научилась уже многому. И многое с удовольствием применяю на практике: делюсь своими знаниями с педагогами, особенно с молодыми специалистами.В целях экономии собственного времени и времени педагогов активно пользуюсь электронной почтой и персональным сайтом для взаимодействия с коллегами и педагогами дополнительного образования. В этом режиме корректируем календарно-тематические планы рабочих программ, общеобразовательные (общеразвивающие) программы, обсуждаем подготовку к мероприятиям, опубликованные статьи, сценарии праздников; консультирую по вопросам аттестации.
В современном обществе необходимым условием адаптациик меняющимся условиям жизни и труда является не только коммуникабельность и мобильность, но и быстрое освоение новейших технологий (в частности информационно-коммуникационных технологий). В своей работе использую технологии мультимедиа и Интернет – ресурсов, коллекции ЭОР(просматриваю сайты при подготовке к различным мероприятиям, родительским собраниям, к производственным совещаниям, педагогическим советам) и делюсь своими умениями с педагогами.
Мое кредо базируется на утверждении, что «один в поле не воин». Но не потому, что я не уверена в собственных силах, а потому, что убеждена: совместная творческая атмосфера педагогического коллектива – самый мощный двигатель развития и успеха.
А творчество в Отделении – это прежде всего общее дело, интересы, взаимное уважение, общение.
Для меня путь ОДОД – это дорога, по которой идут вместе дети, педагоги и родители. Им вместе думать, в каком направлении двигаться.
Сегодня потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьёзные трансформации. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, нередко они недооценивают своего отношения и действий в развитии ребенка, не знают, чем ему помочь. Для решения данной проблемы в настоящее время актуальным является такое взаимодействие педагогов и родителей, при котором создаются оптимальные условия для вхождения ребёнка в большой и сложный мир.
Для полноценного взаимодействия с родителями обучающихся отделения мною проводится систематическая работа: сообщается информация о достижениях детей, о результатах участия их в конкурсах, соревнованиях, фестивалях посредством информационных стендов, сайта школы, где размещена страничка ОДОД «Остров творчества», выступлений руководителя и педагогов дополнительного образования на родительских собраниях. С целью привлечения родителей педагогами организуются и проводятся совместные мероприятия, ставшие традиционными: «День матери», новогодние праздники, «Здравствуй, Масленица!», «Парад достижений», открытые занятия.
В деятельности отделения дополнительного образования детей учитываются и мнения родителей, и их запросы относительно результата обучения и прогресса ребенка. С этой целью ежегодно проводится мониторинг родительского мнения о результативности работы объединений, что помогает выстраивать деятельность детских коллективов в дальнейшем.
Но нельзя недооценивать роль направляющего. В отделении дополнительного образования таким человеком должен быть, безусловно, руководитель. Без видения им образовательной политики вряд ли что получится. Руководитель, не умеющий управлять образовательным процессом в отделении на основе доверия своим коллегам, превращается со временем в кустаря-одиночку, не способного объять необъятное, а потому формально исполняющему свой функционал и тормозящему тем самым движение педагогического коллектива к успеху. К счастью, этого я не могу сказать о себе, и поэтому педагогический коллектив нашего отделения сегодня участвует во многих проектах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях.
Не отстаю от своих коллег и я. За последние годы работы в школе я многому научилась у педагогов и своих учеников. Поэтому в 2014/2015 году приняла участие в районном этапе конкурса педагогических достижений «Организатор дополнительного образования в школе», на котором заняла третье место. В текущем году за многолетний стаж работы, высокую квалификацию была отмечена медалью «За заслуги в сфере образования».
На мой взгляд, есть еще один элемент, который играет огромную роль в жизни педагога и которому необходимо учить детей – это отношения. Отношение к тому, что знаешь, умеешь, делаешь и отношения, которые возникают в процессе овладения знаниями, умениями и навыками. Наличие позитивных отношений позволяет активизировать и улучшить процесс обучения и, напротив, если таких отношений не возникает, этот процесс остается на уровне формальных взаимодействий, не несет личной заинтересованности и личностной окраски, является отстраненным от жизни. «Невозможно представить себе эволюцию отдельной личности, ее нравственное развитие без учета эволюции отношений, в системе которых она существует»… - слова А.С.Макаренко, сказанные когда-то о воспитании детей, на мой взгляд, смело можно отнести к жизни человека на любом возрастном этапе.
Ясно, что вне общества никакие человеческие качества не появятся и не проявятся. Они возникают только в процессе совместной деятельности и общения.
Я понимаю отношения как сознательную и активную систему временных связей человека с окружающей действительностью, состоящую из знаний, эмоций и действий.
А чтобы такие отношения возникали в детском коллективе, они должны возникнуть в коллективе педагогов, и не как навязанные сверху, а как единственно возможные и необходимые. А в нашем педагогическом коллективе отношения базируются на доверии, взаимопомощи, позитиве, взаимопонимании. Мы толерантны по отношению друг к другу.
Формирование такой позиции в педагогическом коллективе – дело руководителя, мое дело.
«Передать человеку нравственную культуру, идейные убеждения, взгляды, научить жить в обществе, утвердить морально-этические принципы – все это требует той ступени духовного единства, на которой воспитатель и воспитанник чувствуют себя единомышленниками…», - утверждал В.А.Сухомлинский.
Главное мое кредо - дополнительное образование создано для учащегося, а не учащийся для дополнительного образования. И потому меня как ответственного за развитие системы дополнительного образования в школе волнуют многие вопросы. Что характеризует ОДОД сегодня? Каким ему быть завтра? Чем заинтересовать в дополнительном образовании ребёнка?
Этими вопросами сейчас озадачен каждый руководитель, стремящийся на основе оценки достигнутого спрогнозировать развитие своего Отделения и выстроить концепцию управления этим развитием.
Большая ответственность, возлагаемая на руководителя, выдвигает ряд требований и к его духовному миру - нравственности, интеллекту, волевым качествам. Первое, самое главное и самое важное качество, без которого педагог не может быть руководителем, как и не всякий человек может быть педагогом, это глубокая любовь к детям, органическая потребность в детском коллективе, глубокая человечность и способность проникнуть в духовный мир ребенка, понять, почувствовать в каждом личное, индивидуальное. Я стараюсь изо всех сил соответствовать этим требованиям.
Нет лучшей награды для меня, как педагога и руководителя, видеть улыбки детей на занятиях и радость, с которой они бегут петь, танцевать, рисовать; слышать, как благодарят за интересные занятия своих педагогов, как делятся своими победами и успехами с друзьями.
Ради этого Отделению «Остров творчества» стоит быть.
А значит, моя работа руководителя продолжается. И моя педагогическая деятельность востребована.
P.S.
За годы моей управленческой деятельности (2012/2016гг.) Отделение дополнительного образования детей вышло на стабильный уровень функционирования. Наиболее результативными в деятельности ОДОД считаю следующие показатели:
-
Приведение нормативно-правовой базы в норму.
-
Сложившийся стабильный педагогический коллективс достаточным уровнем профессионализма.
-
Наличие собственных методических наработок у большинства педагогов.
-
Стабильно положительные результаты освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ.
-
Использование методов для морального и материального поощрения работников по результатам труда.
-
Участие в деятельности Отделения родителей.
-
Динамика развития Отделения дополнительного образования и перевод его на более высокий качественный уровень деятельности происходит постепенно, сохраняя необходимую стабильность в работе.
ОДОД строит свою деятельность, ориентируясь на то, что работает с воспитанниками, проживающими в разных семьях, с разными условиями; с педагогическим коллективом, и родителями, имеющими разный уровень воспитания и образования. В связи с этим выявляются проблемы, которые необходимо решить в первую очередь, намечаются пути их решения. Ранжируя вопросы по важности и срочности, я определила, что нам необходимо:
1. Создать условия для ведения образовательной деятельности, направленной на повышение качества дополнительного образования.
2. Формировать и развивать профессиональную компетентность педагогов дополнительного образования.
3. Пополнять образовательный процесс дополнительного образования методическими разработками и рекомендациями по линиям развития.
4. Обновлять и пополнять предметно-развивающую среду современным оборудованием и материалами в соответствии с требованиями используемых программ.
5. Совершенствовать работу по сохранению и укреплению здоровья всех субъектов образовательного процесса дополнительного образования, привитию навыков здорового образа жизни.
6. Повышать уровень образовательного процесса дополнительного образования по приоритетным направлениям. Повышать культурный уровень педагогов и родителей, активизировать взаимодействие педагогов и родителей для создания единого пространства развития ребенка и интеграции общественного и семейного воспитания.
Данные задачи решались на протяжении последних 2-х лет (2014-2015, 2015-2016). Можно отметить, что качественные показатели некоторых из них изменились в лучшую сторону. Существенное значение в будущем учебном году будет иметь работа над программой развития (2014-2017гг.), которая призвана обеспечить эффективное решение задач обучения и развития школьников в современных условиях модернизации системы дополнительного образования, повышая качество образования на основе федеральных государственных стандартов.
Наработанный опыт за период управленческой деятельности позволяет мне плодотворно организовывать работу руководителя с педагогами дополнительного образования. Поставленные задачи в системе дополнительного образования не позволяют останавливаться на достигнутом результате, побуждают меня к дальнейшему самосовершенствованию.