Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мой педагогический путь

Романова Лариса Вениаминовна,
руководитель ОДОД, учитель русского языка
и литературы
  ГБОУ школа №217
Красносельского района  Санкт-Петербурга

 

Профессиональная биография

Пересматриваю старые школьные фотографии.

Уютная светлая школа, торжественная линейка, одноклассники,  улыбки, цветы, педагоги, любимый учитель литературы.  Перед глазами родное лицо…  Его я знаю  давно.  Хорошо  знаю этот твёрдый взгляд, две милые морщинки у рта, особенно заметные во время разговора. Знаю хорошо, ведь  с самого раннего детства вглядываюсь и вглядываюсь, пытаясь помимо услышанных слов  уловить что-то более важное – невысказанное…

На уроки литературы  я всегда спешила, замирая в ожидании: чему сегодня  научит меня мой учитель, к какому выводу  подведёт, к каким размышлениям подтолкнет, какие открытия мы вместе  сделаем. К этим урокам  я готовилась особенно тщательно, засиживаясь допоздна над «Войной и миром», пытаясь понять загадку Наташи Ростовой…

 С каким удовольствием  слушала  я своего любимого учителя, ловила каждое слово, восхищалась точностью слова, богатой речью, удивлялась неожиданным мыслям, следила за выразительной мимикой, стеснялась улыбке, направленной в мою сторону, ревновала к одноклассникам, получившим похвалу, копировала жесты,  запоминала и  ловила себя на потаённой мысли – быть похожей…,  и гордилась! Боже мой, как гордилась…

Нет, я совсем не мечтала стать учителем. На горизонте моего будущего вырисовывалось гордое  «Журналист». Но вечера незаметно пролетали за поглощением классики, поэзия увлекала в мир любви, красоты и грёз. Литература становилась моим увлечением,  моей жизнью…

Вот  и в университете на втором курсе филфака  как-то неожиданно для самой себя  решила перейти  с кафедры журналистики на кафедру зарубежной литературы.

Горы книг не утомляли. Появлялись мысли, внутри зрело что-то сильное,  о чем хотелось размышлять, спорить.

Третий курс.  Практика в школе. Шестой класс. Первые уроки. Передо мной распахнутые  глаза детей.  И взахлёб –  о том, что переполняло…                                              

         Не нужно задаваться вопросом,  где же я оказалось после окончания университета. Конечно, в школе! Я здесь –   до сих пор. Двадцать лет пролетели как-то совсем незаметно.

Причём теперь уже я улавливаю знакомые с детства нотки в своём голосе, в своём отношении к детям. Я также направляю свою улыбку только этому мальчишке, я незаметно для остальных поощряю взглядом именно эту девчушку, что во все глаза смотрит на меня.

На протяжении всей своей  жизни я чувствую влияние моего учителя. Нет, я не спешу в школу раз в пятилетку, чтобы еще раз поговорить, насладиться общением с дорогим мне, таким родным по духу человеком.  Я могу позволить себе общаться с ним намного чаще, я говорю с ним, как только почувствую жажду слова, понимания, единения. Ведь мой учитель так и остался для меня моими первым и единственным УЧИТЕЛЕМ  и НАСТАВНИКОМ. Мой школьный учитель –  моя мама! Именно она, как никто другой, понимает мое увлечение  школой,  неуемную жажду самообразования. Определенно, очень многое я переняла у нее:  глубокое уважение к своей профессии и коллегам, а также  неподдельный интерес ко всему, что связано с детским миром, современным образованием.

 

Педагогическое кредо

 

Стойким убеждением человека является жизненное кредо. Кредо означает «верю».

Во что верю я?

 Я верю в то, что каждый ребёнок талантлив, но талантлив по-своему.Ипедагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои  возможности. И я как  педагог должна  разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к  самосовершенствованию через развитие творчества.

Рада, что судьба дала мне в свое время возможность стать педагогом. На протяжении  20 лет  я прихожу в школу и встречаюсь с самой большой ценностью на земле – с детьми.  Врачам доверяют здоровье людей, а нам, педагогам, доверено в детях всё. И я должна приложить максимум усилий, чтобы дети чувствовали себя в школе комфортно. Ведь «ребёнок – это цветок, который распускает свои лепестки тогда, когда ему комфортно и интересно, и вянет, когда ему не хватает теплоты».

Рада, что в сентябре 2012 года приступила к обязанностям руководителя  Отделения дополнительного образования детей в школе № 217.  Нынешний директор школы Калиберда Светлана Николаевна  на тот момент предоставила мне возможность реализовать свои организаторские и творческие способности в Отделении дополнительного образования детей. На сегодняшний день в должности руководителя я – неполных четыре года.                             

 Школьное отделение дополнительного образования детей для меня – самая удивительная страна, в  которой каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, необычного. Здесь нет времени скучать  и тратить время впустую. Здесь я могу реализовать и педагогические умения, и личное творческое начало, и лидерские качества.

Моя миссия организатора дополнительного образования детей в школе: – создать такие условия, чтобы все: и педагоги, и дети –   были открыты навстречу новым идеям;

 – помочь педагогам  в каждом ребёнке  сформировать яркую, интересную личность,  раскрыть детский талант и стать успешным;

–    и стать успешным самому (ведь рядом с талантливыми детьми другим быть нельзя).

А что нужно, чтобы быть успешным организатором дополнительного образования в школе, неся на своих плечах большую управленческую  нагрузку и ответственность?

Какими же качествами должен обладать руководитель ОДОД  в школе?   

    На первое место я бы поставила образованность и компетентность. Компетентность – это способность действовать на основе знаний и умений. Далее – способность творчески решать проблемы, принимать решения, брать ответственность за их последствия и предвидеть варианты.                              Я всеми силами стремлюсь к этому.

Деятельность руководителя и педагога предполагает непрерывное самообразование и рост профессиональной компетенции. С этой целью постоянно повышаю свой профессиональный уровень, изучая нормативные документы, научно-методическую литературу, посещая ежемесячно городские и районные семинары руководителей ОДОД по плану ИМЦ, участвуя с 2013 года во всероссийских и городских  семинарах – вебинарах  в Центреповышения квалификации педагогов и дополнительного образования «АНЭКС».

В 2013 году повышала квалификацию на дистанционных курсах

педагогического университета «Первое сентября»  по модальным курсам различной тематики.  

В течение  2014-2015 учебного года обучалась на курсах повышения квалификации по теме: "Мониторинг результативности образовательного процесса в системе дополнительного образования детей" на базе Городского Центра Развития Дополнительного Образования  ГБНОУ "Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных".                                         С октября 2015 года  обучаюсь там  же на курсах по теме: «Андрагогические аспектыработы с педагогами в образовательной организации  дополнительного образования детей».

Могу твердо сказать, что научилась уже многому. И многое с удовольствием применяю на практике: делюсь своими знаниями с педагогами, особенно  с молодыми специалистами.В целях экономии собственного времени и времени педагогов активно пользуюсь электронной почтой и персональным сайтом для взаимодействия с коллегами и педагогами дополнительного образования. В этом режиме корректируем календарно-тематические планы рабочих программ, общеобразовательные (общеразвивающие) программы, обсуждаем подготовку к мероприятиям, опубликованные статьи, сценарии праздников; консультирую по вопросам аттестации.

В современном обществе необходимым условием  адаптациик меняющимся условиям жизни и труда является не только коммуникабельность и мобильность, но и  быстрое освоение новейших технологий (в частности информационно-коммуникационных технологий). В своей работе использую технологии мультимедиа и Интернет – ресурсов,  коллекции ЭОР(просматриваю сайты при подготовке к различным  мероприятиям, родительским собраниям, к производственным совещаниям, педагогическим советам)  и делюсь своими умениями с педагогами.

 Мое  кредо базируется на утверждении, что «один в поле не воин».  Но не потому, что я не уверена в собственных силах, а потому, что убеждена: совместная творческая атмосфера педагогического коллектива – самый мощный двигатель развития и успеха.     

       А творчество в Отделении –  это прежде всего общее дело, интересы, взаимное уважение, общение.                                                                           

Для меня путь ОДОД –  это дорога, по которой идут вместе дети, педагоги  и родители. Им вместе думать,  в каком направлении двигаться.

Сегодня потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьёзные трансформации. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, нередко они недооценивают своего отношения и действий в развитии ребенка, не знают, чем ему помочь. Для решения данной проблемы в настоящее время  актуальным является такое взаимодействие педагогов и родителей, при котором создаются оптимальные условия для вхождения ребёнка  в большой и сложный мир.  

Для полноценного взаимодействия  с родителями обучающихся  отделения  мною проводится систематическая работа:  сообщается информация о достижениях детей, о результатах участия их в конкурсах, соревнованиях, фестивалях посредством информационных стендов, сайта школы, где размещена страничка ОДОД «Остров творчества», выступлений руководителя и педагогов дополнительного образования на родительских собраниях. С целью привлечения родителей  педагогами  организуются и проводятся совместные мероприятия, ставшие традиционными: «День матери», новогодние праздники, «Здравствуй, Масленица!», «Парад достижений», открытые занятия. 

В деятельности отделения дополнительного образования детей учитываются  и мнения родителей,  и их запросы относительно результата обучения и прогресса ребенка. С этой целью ежегодно проводится мониторинг родительского мнения о результативности работы объединений, что помогает выстраивать деятельность детских коллективов в дальнейшем.

 Но нельзя недооценивать роль направляющего. В отделении дополнительного образования таким человеком должен быть, безусловно, руководитель. Без видения им  образовательной политики вряд ли что получится. Руководитель, не умеющий управлять образовательным процессом в отделении на основе доверия своим коллегам,  превращается со временем в кустаря-одиночку, не способного объять необъятное, а потому  формально исполняющему свой функционал и  тормозящему тем самым движение педагогического коллектива к успеху.                                                 К счастью,  этого я не могу сказать о себе, и поэтому педагогический коллектив нашего отделения сегодня участвует во многих проектах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях. 

Не отстаю от своих коллег и я. За последние годы работы в школе я многому научилась у педагогов и своих учеников. Поэтому в  2014/2015 году приняла участие в районном этапе конкурса педагогических достижений «Организатор дополнительного образования в школе», на котором заняла третье место. В текущем  году  за многолетний стаж работы, высокую квалификацию была отмечена медалью «За заслуги в сфере образования».

На мой взгляд, есть еще один элемент, который играет огромную роль в жизни педагога и которому необходимо учить детей – это отношения. Отношение к тому, что знаешь, умеешь, делаешь и отношения, которые возникают в процессе овладения знаниями, умениями и навыками. Наличие позитивных отношений позволяет активизировать и улучшить процесс обучения и, напротив, если таких отношений не возникает, этот процесс остается на уровне формальных взаимодействий, не несет личной заинтересованности и личностной окраски, является отстраненным от жизни. «Невозможно представить себе эволюцию отдельной личности, ее нравственное развитие без учета эволюции отношений, в системе которых она существует»… -  слова А.С.Макаренко, сказанные когда-то о воспитании детей, на мой взгляд, смело можно отнести к жизни человека на любом возрастном этапе.

Ясно, что вне общества никакие человеческие качества не появятся и не проявятся. Они возникают только в процессе совместной деятельности и общения.

Я понимаю отношения как сознательную  и активную систему временных связей человека с окружающей действительностью, состоящую из знаний, эмоций  и действий.
А чтобы такие отношения возникали в детском коллективе, они должны возникнуть в коллективе педагогов, и не как навязанные сверху, а как единственно возможные и необходимые. А в нашем педагогическом коллективе отношения базируются на доверии, взаимопомощи, позитиве, взаимопонимании. Мы толерантны по отношению друг к другу.

Формирование такой позиции в педагогическом коллективе – дело руководителя, мое дело.

«Передать человеку нравственную культуру, идейные убеждения, взгляды, научить жить в обществе, утвердить морально-этические принципы – все это требует той ступени духовного единства, на которой воспитатель и воспитанник чувствуют себя единомышленниками…», - утверждал  В.А.Сухомлинский.                                                                             

Главное мое кредо  -  дополнительное образование  создано для учащегося,  а не учащийся  для дополнительного образования.                                                                                                                                                                                                  И потому меня как ответственного за развитие системы дополнительного образования в школе волнуют многие вопросы.                                                                                                                   Что характеризует  ОДОД сегодня? Каким ему быть завтра? Чем заинтересовать в дополнительном образовании ребёнка?                                                                 

Этими вопросами сейчас озадачен каждый руководитель, стремящийся на основе оценки достигнутого спрогнозировать развитие своего Отделения и выстроить концепцию  управления этим развитием.                                       

       Большая ответственность, возлагаемая на руководителя, выдвигает ряд требований и к его духовному миру - нравственности, интеллекту, волевым качествам. Первое, самое главное и самое важное качество, без которого педагог не может быть руководителем, как и  не всякий человек может быть педагогом, это глубокая любовь к детям, органическая потребность в детском коллективе, глубокая человечность и способность проникнуть в духовный мир ребенка, понять, почувствовать в каждом  личное, индивидуальное. Я стараюсь изо всех сил соответствовать этим требованиям.

Нет лучшей награды для меня, как педагога и руководителя, видеть улыбки детей на занятиях и радость, с которой они бегут петь, танцевать, рисовать; слышать, как  благодарят за интересные занятия своих педагогов, как делятся своими победами и успехами с друзьями.                                                      

Ради этого Отделению «Остров творчества» стоит быть.                                     

А значит, моя работа руководителя продолжается. И моя педагогическая деятельность  востребована.

 

P.S.

За годы моей управленческой деятельности (2012/2016гг.) Отделение дополнительного образования детей вышло на стабильный уровень функционирования. Наиболее результативными в деятельности ОДОД считаю следующие показатели:

  • Приведение нормативно-правовой базы в норму.

  • Сложившийся стабильный педагогический коллективс достаточным уровнем профессионализма.

  • Наличие собственных методических наработок у большинства педагогов.

  • Стабильно положительные результаты освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ.

  • Использование методов для морального и материального поощрения работников по результатам труда.

  • Участие в деятельности Отделения родителей.

  • Динамика развития Отделения дополнительного образования и перевод его на более высокий качественный уровень деятельности происходит постепенно, сохраняя необходимую стабильность в работе.

     

ОДОД строит свою деятельность, ориентируясь на то, что работает с воспитанниками, проживающими  в разных семьях, с разными условиями;  с педагогическим коллективом, и родителями, имеющими разный уровень воспитания и образования. В связи с этим выявляются проблемы, которые необходимо решить в первую очередь, намечаются пути их решения. Ранжируя вопросы по важности и срочности, я определила, что нам необходимо:

1. Создать условия для ведения образовательной деятельности, направленной на повышение качества дополнительного образования.                                   

 2. Формировать и развивать профессиональную компетентность    педагогов дополнительного образования.

3. Пополнять образовательный процесс дополнительного образования  методическими разработками и рекомендациями по линиям развития.

4. Обновлять и пополнять предметно-развивающую среду современным оборудованием и материалами в соответствии с требованиями  используемых программ.

5. Совершенствовать работу по сохранению и укреплению здоровья всех субъектов образовательного процесса дополнительного образования, привитию навыков здорового образа жизни.

6. Повышать уровень образовательного процесса дополнительного образования  по приоритетным направлениям. Повышать культурный уровень педагогов и родителей, активизировать взаимодействие педагогов и родителей для создания единого пространства развития ребенка и интеграции общественного и семейного  воспитания.

Данные задачи решались на протяжении последних 2-х лет (2014-2015, 2015-2016). Можно отметить, что качественные показатели некоторых из них изменились в лучшую сторону. Существенное значение в будущем учебном году будет иметь работа над  программой развития   (2014-2017гг.), которая призвана обеспечить эффективное решение задач обучения и развития школьников в современных условиях модернизации системы дополнительного образования, повышая качество образования на основе федеральных государственных стандартов.

Наработанный опыт за период управленческой деятельности позволяет мне плодотворно организовывать  работу руководителя с педагогами дополнительного образования. Поставленные задачи в системе дополнительного образования не позволяют останавливаться на достигнутом результате, побуждают меня к дальнейшему самосовершенствованию.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»