Преувеличенное внимание к учебным отметкам
Филиппович Галина Наумовна
воспитатель школы №502
Санкт-Петербурга
Если ребенок абсолютизирует значение отметки, связывает с ней свои достижения, взаимоотношения со сверстниками и учителем, это ярко проявляется при выполнении задания с неоконченными предложениями. Если более четырех высказываний ученика содержат указание на оценку, то можно утверждать о неадекватной зависимости ребенка от оценки. Следует уделять особое внимание наличию разнонаправленных высказываний: «Не хочу получать двойки» и «Лучше всего получается иметь пятерки». Наиболее часто данная проблема встречается в 1-2 классах. Обычно результаты тестирования согласуются с наблюдениямиучителя. Педагоги отмечают, что некоторые дети постоянно требуют оценки своей работы, неадекватно воспринимают замечания учителя в их адрес и похвалы в адрес других детей. Одной из причин доминирования «отметочного» отношения является недоформированность способности к самооценке своих действий. В ходе коррекционно - развивающих занятий психолог может обратить внимание детей к оценке выполняемых ими действий. Для этого вначале можно предложить ученикам сопоставить упражнения, выполненные в течение одного занятия. По шкале 0-1-2-3-4- просят оценить, что у них получилось лучше, что им было делать интереснее.
Постепенно количество критериев может быть увеличено: что было полезнее, что было легче. Индикатором продвижения ребенка в освоении приемов самооценки становится все большая дифференциация оценок разных упражнений и оценок по разным критериям. Эффективным приемом оптимизации развития самооценки становится комментирование учителем выставляемых оценок с точки зрения того, как продвинулся ученик по сравнению со своими прошлыми результатами. Важно обратить внимание учителя на то, что преувеличенное внимание ребенка к оценкам часто возникает из-за сопоставления учителем успехов детей и отсутствия обоснования выставляемых оценок.
В ходе собеседования с родителями нужно обязательно коснуться возможных последствий доминирования отметочной мотивации. Ребенок в этом случае легко попадает в зависимость от оценок более компетентного, взрослого человека, поскольку не умеет самостоятельно сделать вывод о правильности своих действий. Кроме того, ребенок привыкает к поверхностному суждению о том, как он выполняет то или иное действие, не получает опыта анализа возможных причин неуспеха. Также известно, что «отметочная» учебная мотивация легко утрачивается в младшем подростковом возрасте. И если другие механизмы регуляции учебной деятельности не выработаны, то ребенок теряет интерес к учебе.
Важно рассказать родителям, как они могут способствовать развитию самооценки школьных успехов ребенка. Так, в ситуации учебной неудачи желательно акцентировать внимание ребенка не на отметках, а на причинах неуспеха и путях их преодоления. При проверке выполнения домашнего задания, которую проводят многие родители, они могут попросить самого ребенка решить, стоит или нет переделывать выполненное задание, лучше или хуже получилось это задание по сравнению с прошлым.
Использована литература: «Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками», В.В. Шмидт, В.Р. Шмидт.