Афоризмы в трудовом воспитании
Голубева Зинаида Филипповна,
Чернаморян Гоар Рафиковна
С давних времен в любом человеке всегда ценили яркий и живой ум. И несмотря на то, что в наше время значительно изменились многие, считавшиеся исконными и непоколебимыми, общечеловеческие ценности, но умных и активных людей все равно продолжают ценить. Ведь с таким человеком всегда интересно находиться в любой обстановке, будь-то простая и ничем не обязывающая беседа, веселый разговор в дружеской компании, занимательный спор или диспут. Да и любой человек, считающий себя неглупым и образованным, должен как минимум немного ориентироваться во многих сферах человеческой культуры. Но все же практически невозможно все перечитать и узнать в полном содержании и оригинале, да и не всегда это нужно делать, ведь зачастую вам во многом упростят этот процесс афоризмы, интересные высказывания и крылатые фразы.
Само слово афоризмозначает обобщённую, законченную и глубокую мысль определенного автора, выраженную в лаконичной и отточенной форме. Еще древние греки начали уделять огромное внимание этому виду мудрости и красноречия. Ведь самый лучший и содержательный афоризм, как ни странно, никогда не является длинным, а состоит всего из 3-5 слов. Именно такое изречение более всего впечатляет своей мудростью и воздействует на человеческое сознание оригинальной формулировкой мысли.
Афоризмы чаще всего не придумываются кем-либо специально и целенаправленно, поскольку практически невозможно придумать настолько совершенную мысль, не основываясь ни на чем. Первые афоризмы были взяты из трудов древних философов и ораторов, которые соревновались между собой в красноречии. Ораторскому искусству тогда уделяли огромное внимание, а оно просто невозможно без коротких, но очень содержательных изречений, которые восторгали умы современников и становились в дальнейшем крылатыми. Среди таких мастеров слова следует отметить Софокла, Вергилия, Горация, а также многие другие представители античной культуры древних Греции и Рима, мудрые мысли которых актуальны и сейчас.
В средневековой Европе, как известно, развитие культуры своими темпами значительно уступало древности, поскольку большинство развитых государств развалилось, а на их землях были основаны во многом варварские и непросвещенные государственные объединения. Именно поэтому в данный период практически все дошедшие до нас изречения, так или иначе, относятся к церкви, поскольку это был едва ли не единственный очаг культуры и просвещения в то время. И большая часть всех известных нам афоризмов принадлежат знаменитым ученым-богословам того времени. На востоке же, несмотря на бурное развитие культуры и науки, было не слишком много таких знаменитых фраз и высказываний, а связано это с тем, что большее внимание там уделяли точным наукам.
В эпоху Возрождения и дальше начался огромный взлет уровня культуры, который выражается в огромном количестве написанных книг и картин, феноменальном техническом прогрессе. Рассказывать о достижениях того времени можно довольно долго, но результаты говорят сами за себя. К этому периоду истории относятся большая часть известных нам афоризмов. Ими становились фразы из научных работ многих ученых, отрывки произведений гениальных поэтов и писателей, а также слова талантливых полководце и военачальников. Именно их высказывания будоражили умы современников и не теряют актуальности и сейчас. Ведь в эти несколько слов зачастую вкладывалась не только мысль или идея, а и душа человека, произносящего порой судьбоносную фразу. Также в эту романтическую эпоху было немало знаменитых афоризмов о любви. Хватало и каламбурных ситуаций, даже на самом высоком уровне, в которых рождались смешные афоризмы и остроумные изречения.
Сейчас же при бешеном ритме жизни люди стали меньше обращать на мудрые фразы современников, а большая часть запоминающихся принадлежат известным политикам. Также немало есть и афоризмов о жизни.
Но это не значит, что сегодня афоризмы не рождаются как в контексте научных, философских, художественных произведений, так и самостоятельно, просто многие из них отсеются как золото из песка с течением некоторого времени и будут украшать речь многих последующих поколений, как и мы пользуемся плодами мудрости наших предшественников.
В воспитании детей традиционная народная педагогика отводит пословицам, поговоркам, проповедывающим нравственность, стремление к внутренней гармонии человека значительное место.
Афоризмы и пословицы представляют собой тексты, несмотря на краткость оформления (преимущественно одно предложение), при этом мы придерживаемся следующего понимания текста - “коммуникативно-ориентированный, концептуально обусловленный продукт реализации языковой системы в рамках определенной сферы общения, имеющий информативно-смысловую и прагматическую сущности” Пословицы и афоризмы обладают автосемантичностью, т.е. относительной независимостью от текста, в котором они функционируют. Никто не будет спорить с мыслью: хороший афоризм ярко, но кратко передает нам мудрость, накопленную веками. Он, подобно доброму учителю, доходчиво объясняет неравнодушному человеку причины самых разных жизненных явлений и, конечно же, дает весьма актуальный нравственный совет. Афоризмы и пословицы представляют собой особый жанр, т.к. жанр текста - класс вербальных текстов, выделяемых на основе общности структуры, пределах вариативности и использования в однотипных комплексных контекстах. Отсюда следует, что каждому жанру присущ определенный набор языковых средств.
Универсальные высказывания обладают предельно широкой семантикой, отсутствием непосредственной связи с реальностью, с переходом в область “чистой идеи” Они не содержат фактологической информации о реальной действительности, а передают некоторые отвлеченные идеи посредством типизированной генерализации (и в момент речи) реальных предметов, явлений, основанной на предыдущем совокупном индивидуальном и общечеловеческом практическом и теоретическом опыте. Универсальные высказывания типизируют жизненные явления, придают вневременной и всеохватывающий характер, не содержат точного указания на место и время совершения какого-либо действия, вся информация имеет абстрактный характер. К универсальным высказываниям относят афоризм, пословицу, поговорку, грегерию (меткое слово), трюизм, парадокс. Заметим, что существующие классификации речений несовершенны, т.к. есть промежуточные явления.
Разумеется, порой острое замечание философа прошлых столетий, может быть поставить в тупик. Вот бросил Жан-Жак Руссо в непостижимую вечность фразу: сама по себе жизнь ничего не значит; цена ее зависит от ее употребления. И понимай, как хочешь. Парадоксально, с точки зрения квазибанальной эрудиции, не сразу очевидно. Но именно такой хочется найти афоризм, чтобы пытливый ум начал работать: неожиданно сравнивать, прозорливо анализировать, точно делать выводы, резво спорить с великим человеком, бодро вступить с ним интеллектуальное сражение. Чтобы мозг и душа начали работать на полную катушку.
Не откроем великой тайны, заявив, по своей сути, афоризмы и пословицы – это тексты. Да, эти блистательные литературные произведения оформляются кратко, часто укладываясь в одно предложение. А кто сказал, что это мало, мелко, недостойно мудрости всего человечества? Антон Чехов, к примеру, чётко определил высокий творческий статус таких текстов: «Краткость – сестра таланта»!
Отличительная черта афоризма - его всеобщность (генерализованность и вневременность). Эта черта и противопоставляет афористическое высказывание конкретному, и сближает с категорией “общих” универсальных высказываний. В нашей работе мы определяем афоризм как авторское высказывание, выраженное в лаконической, отточенной форме, имеющее характер самостоятельного изречения, главными характеристиками которого является текстуальная автосемантичность и глубина смысла.
В содержании афоризма находим кропотливую работу над словом, иными словами, эстетическую организованность материала. Часто к жанру афоризма приписывают шутливые высказывания, квазиафоризмы, типа: “Вчера были по пять, но большие, а сегодня - по три, но маленькие”, которые не приобретают социально значимое измерение смысла, не выдерживают проверки на форму. Отметим, что практически любая цитата может стать квазиафоризмом, что приведет к размыванию жанра афоризма. Мы считаем, что речение, претендующее на звание афоризма должно строится по классическим канонам французских афоризмов, то есть обладать характеристиками, описанными нами ниже. Существует мнение, что в афоризме есть отражение жизненного опыта субъекта и обобщающая идея как результат поиска закономерности, которая объясняется отказом от субъективного, личного подхода и выражено в безличной форме афоризма. Однако мы считаем, что индивидуальный авторский взгляд на окружающую действительность, передающийся афоризмом, отличает его от пословицы, не имеющей его. Пословица отличается от афоризма своим происхождением, представляя собой продукт народного творчества. Афоризм восходит к определенному литературному источнику, имеет автора. Таким образом, мы видим, что текст афоризма обладает свойством амбивалентности, то есть он может как выступать самостоятельно - случай автосемантии, так и представлять собой часть другого текста.
Соблюдение простых и доступных предписаний делает детей мудрыми, доброжелательными и по-своему счастливыми. Это наследие формирует человека как творца и созидателя, добра. Влияние трудовой деятельности рассматривается не только в материальных её плодах, но и в глубоком воздействии на характер, психику, мировосприятие человека:
«Чем ничего не делать – лучше маленькое дело», «Работать – так обеими руками», «Лучше нет, чем трудиться и жить за счет своего труда», «Много работающий долго живёт», «От работы человек молодеет», «Хорошо – это тогда, когда человек занят делом», «Кто не работает, тот не живёт», «Не надейся на силу, надейся на труд», «Жить и работать – нет лучшей доли», «Без труда не достигнешь цели».
Труд, трудолюбие связаны с понятием «слова», «честь»: что всегда было важным для нашего народа.
Человек славен трудом», «Благополучие лежит на земле – подними его», «Труд – источник жизни», «Если не вспотеешь на работе, то ужин не покажется тебе вкусным», «Если не будешь трудиться, то позор схватишь багром», «Люби землю, люби работать на ней и будешь жить хорошо», «Чем сидеть праздно, лучше кость глотать», «Работать – не позор, позор -попрошайничать», «У лентяя и дом кособоки», «Тот, кто работает спустя рукава сытым никогда не будет», «У лодыря день длинный», «Ленивому и смех трудом кажется», «Ленивому и солнце не вовремя встаёт», «Хорошо ленивого за смертью посылать», « Ленивому коту мыши хвост отгрызли», «Без труда нет и блага», «Не счистишь скорлупу не разобьёшь», «Говорить легко, делать трудно», «Что весной посеешь осенью не соберёшь», « Начало учения горькое как желчь, конец сладок, как мёд», «Чтобы рыбку съесть надо в воду лезть», «Волка ноги кормят», «Не вырастишь овощей не сваришь и щей», «Терпение и труд всё перетрут», «Не плети плетень без кольев», «Воду варить – вода и будет», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибёт», «Без дело жить – ни кому не нужным быть», «Бездельничать любил – жизнь погубил», «Будет в радость работа, если в ней охота», «Будь с трудом в ладу – не попадёшь в беду» «Всякий честный труд люди чтут», «Взялся за дело – выполняй его умело», «Вначале дерево свали, а потом топор хвали», «Дружба с трудом принесёт счастье потом», «Долго любишь спать – удачи не ведать», «Если не охоты – мало толку от работы», «Если не трудиться – можно в жизни заблудиться», «Кто в поле с сошкой , тот за столом с ложкой», «Кто каждый день в труде, тому слава везде», «Кто ловок в труде – кует счастье себе», «Кто не любить труд , бездельник тот и плут», «Жизнь без труда – путь в некуда», «За хорошее дело берись уверенно и смело», «Если инструмент тупой то работник ты плохой», «На того полагайся смело, кто работает умело», «Не хватай умения – не жди уважения», «Нужно дело знать, а не хвостом вилять», «Резать сразу не спеши, а измерь всё реши», «Слова бегут, а дела не идут», «Привычка трудиться в жизни пригодится», «Работы кто боится, в того счастье сторонница», «Смахни пот с лица и доведи работу до конца», «Нужно меньше спать – будет, что на стол подать», «Пораньше встанешь – побольше сделаешь», «От работы не беги, своё имя береги», «Отдыхает тот по праву, поработал кто на славу», «Прилежание и труд к славе ведут», «Только после работы удалой затеять можно пир горой», «Счастье к тому приходит, кто с трудом дружбу водит», «Тот человек в почете, чьи руки в работе», «Тому не стыдно, чью работу видно».
Количество информации, производимой человечеством, возрастает со всё большей скоростью. И отдельному человеку не по силам ознакомиться даже с малой её частью. Достаточно сказать, что за последние десятилетия только в области информатики, компьютеров и связи произведено столько знаний, что человек чувствует себя беспомощным перед этой горой информации. И даже если эти знания освоить, то за время этого освоения человечество произведёт ещё во много раз больше. Пословица отражает бессилие человека в желании «объять необъятное.
Тема воспитания детей остра и актуальна во все времена. Использования на уроках и во внеклассной работе пословиц и поговорок делает более эффективным трудовое воспитания учащихся, знакомит их с лучшими традициями нашего народа, нацеливает на поощрение, терпеливости, скоромности, сдержанности, доброжелательности, трудолюбия. Этот материал используется нами в проведении различных конкурсов, турниров, праздников.