Кухня и ее оборудование.
Конспект урока с применением ИКТ
на уроках трудового обучения
Цель урока:
Познакомить учащихся с кухней и ее оборудованием. Используя слайды, познакомить учащихся с видами кухонной посуды, историей появления отдельных предметов, а также с бытовой техникой, применяемой на кухне. Сформировать навыки по соблюдению санитарно – гигиенических требований, воспитать аккуратность и опрятность в работе.
Тип урока: комбинированный, 5класс
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, рабочая тетрадь, набор кухонной посуды
Дидактическое обеспечение: презентация « Кухня и ее оборудование», рабочая тетрадь, плакаты.
Ход урока
Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Повторение пройденного материала.
Вопросы:
1. Что вы знаете о пище?
2. Какой должна быть пища?
3.Что вы знаете о питание человека?
Изучение нового материала.
Домашний очаг и источник воды с древнейших времен были местом, где готовится пища. Сегодня это кухня. Слово «кухня» заимствовано из немецкого языка и означает «место для варки». Слово кухня в русском языке не упоминалось до конца 18в. Специального помещения для приготовления пищи в крестьянских избах не было. Показ слайдов.
Примерно ¼ избы занимала русская печь, она служила для обогрева, хлебопечения и приготовления пищи. Здесь были сосредоточены все принадлежности для готовки. Показ слайдов.( Посуда, найденная при раскопках: из камня, керамическая, металлическая из бересты, ложки, вилки).
Туес – посуда из бересты. Достоинство туеса в том, что вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, горячая вода наоборот, долго не стынет, соленые огурцы, грибы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат. Среди древнейших орудий важное место занимали кремневые ножи, служившие и оружием и для нарезания пищи.
Сотни тысяч лет потребовалось, чтобы примитивные ножи приобрели ручку, затем превратились в бронзовые, железные, стальные и из грозного орудия преобразились в столовый нож.
Когда появились ложки, сказать трудно, но две тысячи лет тому назад они были уже известны. Без ложки обойтись труднее, чем без вилки, поэтому и знают ее уже давно почти все народы. Черпаки у старинных деревянных ложек были и полусферические и более плоские. Причина этого не в материалах, а в том, что изменилась форма столовой посуды: на смену мискам и другой посуде с полусферическим дном пришла плоскодонная тарелка.
Вилки вошли в обиход сравнительно недавно – два, три века тому назад, а в России – во времена Петра 1. Вначале вилки, использовали, как особо ценные предметы сервировки для десерта, а остальную пищу ели руками или ложками.
Современная кухня, ее планировка, оборудование, должны позволять быстро и без лишнего утомления управляться с приготовлением пищи.
Основные элементы меблировки кухни - это оборудование для хранения и приготовления продуктов, посуды и кухонного инвентаря.Показ слайдов. (Интерьер современной кухни: места хранения продуктов, инвентаря, плита, мойка)
Ученые подсчитали, что члены семьи проводят в кухне значительную часть домашнего времени, а хозяйка дольше всех. Поэтому кухня, как и любая комната, должна быть удобной и красивой.
Показ слайдов (основные виды кухонной посуды и бытовая техника, применяемая на кухне).
Кухонная посуда изготовляется из разных материалов, в зависимости от того, что в ней готовят: эмалированная, железная и жестяная(необходима при выпечки) тефлоновая, стеклянная и керамическая.
Для приготовления пищи, необходимо иметь 4-5 кастрюль различного объема для приготовления супов, бульонов.
Сковороды различного размера для жарки мяса, рыбы, картофеля, омлетов, блинов, овощей.
Желательно иметь несколько форм для выпечки, противни.
Чем полнее ассортимент кухонной посуды и принадлежностей, тем легче готовить и оформлять блюда.
Санитарно – гигиенические требования.
Приготовление пищи требует безупречной чистоты, тщательного соблюдения санитарно – гигиенических правил. Очень часто причиной желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений могут быть не только недоброкачественные продукты, но и антисанитарное состояние кухни, кухонного инвентаря и приспособлений. Показ слайдов.
3.Практическая работа. ( Класс не оборудован помещением для приготовления пищи)
Выполнение задания в рабочей тетради: место хранения продуктов, кухонного инвентаря, набор посуды для приготовления каши. Работа с интерактивной доской.
Закрепление изученного материала.
Вопросы.
1. Что нового узнали на уроке?
2.Какой минимальный набор мебели и оборудования надо иметь на кухне?
3.Почему кухню надо содержать в чистоте?
4.Какие санитарные правила надо соблюдать на кухне?
Оценка ответов учащихся.
Домашнее задание.
Знать основные понятия по теме. Какие санитарные правила соблюдаешь ты при мытье посуды?